Еще о ЖКХ

1 стр. из 1

Правительство РФ одобрило план мероприятий по реформированию ЖКХ, который вторично представил глава Минрегионразвития Владимир Яковлев.

Яковлев исправился

Как было отмечено в обновленной версии, к 2010 г. должна завершиться приватизация жилья в России. В настоящее время в частной собственности находится 77% жилья. Долю частных компаний на рынке ЖКХ планируется довести до 30%. А управлять домами будут в основном ТСЖ и управляющие компании. Что мы имеем на сегодня?

ТСЖ создано всего лишь в 7% жилого фонда. Вялую инициативность россиян министр объясняет большими финансовыми затратами и волокитой при регистрации товариществ. Поэтому, чтобы народ повалил в «жилищные колхозы», сборы за регистрацию нужно отменить, регистрацию упростить. А заодно отменить и налоги на средства, которые члены ТСЖ накапливают для капремонта (на сегодня они облагаются налогом на прибыль и НДС). Соответствующие поправки в Налоговый кодекс, как отметил г-н Яковлев, уже внесены на рассмотрение в Госдуму.

Также планируется подготовить предложения по страхованию ответственности управляющих компаний, которые участвуют в конкурсах. Минрегион развития предлагает создать специализированный финансовый институт, который будет предоставлять гарантии банкам по кредитам, выдаваемым на модернизацию и ремонт жилья юрлицам, а также предоставлять займы на капремонт собственникам жилья.

По словам министра, в ближайшее время должно завершиться акционирование убыточных МУПов и ФГУПов, оказывающих коммунальные услуги (на акционирование и приватизацию всех УПов у министерства духа, похоже, не хватает, хотя они признаны неэффективной формой управления объектами).

Г-н Яковлев надеется, что до конца 2007 г. завершится формирование системы адресных субсидий — их будут получать непосредственно граждане. Такая система сформирована уже в 49 субъектах РФ. Он также настаивает на необходимости в кратчайшие сроки принять закон о финансовом оздоровлении предприятий — долги ЖКХ превышают 300 млрд. руб.

Мэр Москвы Юрий Лужков предложил переложить на федеральный бюджет две трети расходов, необходимых на капремонт. В целом по России на это требуется около 2,5 трлн. руб., никаких других средств для проведения ремонта нет, как утверждает он со знанием дела. Мэр напомнил, что недоремонт накапливался еще с советских времен, когда в квартплату входила статья на капремонт.

Глава Минрегионразвития поправил мэра: по расчетам Института экономики города, общая сумма расходов, необходимых на капремонт, оценивается в 3,4 трлн. руб. Он также считает, что нельзя перекладывать долги государства на население.

Министр финансов РФ Алексей Куд-рин внес свою поправку в дискуссию, напомнив, что данные функции отнесены к полномочиям регионов, и не нужно их перекладывать на федеральный бюджет. В 2006 г. дополнительные доходы всех субъектов РФ составили 830–850 млрд. руб., из чего он делает вывод, что регионы располагают достаточными средствами для капремонта.

В спор вмешался премьер, заявив: «Если триллионы рублей нужны из бюджета, то грош цена плану мероприятий». Тем не менее план был принят, правда, с оговоркой: его нужно доработать в течение двух месяцев. В октябре прошлого года план отклонили под предлогом, что в нем отсутствует сопереживание к согражданам.

Кстати, общий объем рынка услуг ЖКХ в 2006 г. составил 1 трлн. 355 млрд. руб.

«Квартирный» налог могут отдать муниципалам

Минфин РФ планирует с 2009 г. сделать налог на жилье базовым для муниципальных бюджетов. Об этом сообщается в проекте основных направлений налоговой политики РФ на 2008–2010 гг. Налог на недвижимость должен заменить налог на имущество физических лиц, за счет чего будет сокращено количество поимущественных налогов, взимаемых с них. Кроме того, введение нового налога позволит установить единые подходы для определения налоговой базы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости. Объектом налогообложения должен быть единый объект недвижимости — земля и строение на ней.

Почти все полномочия по организации сбора нового налога Минфин предлагает отдать местному самоуправлению, равно как и определение конкретных ставок. Одной из основных задач при введении нового налога является формирование и регистрация права на единый объект недвижимости, а также организация процесса оценки его стоимости в целях налогообложения.

Предполагается, что доходы от налогообложения недвижимого имущества физических лиц составят основной источник доходов местных бюджетов. Органам местного самоуправления планируется предоставить возможность варьировать ставку налога в широких пределах.

Комментарий

Сергей Кирсанов, президент Института муниципального развития:
— Если в федеральном законодательстве будет четко прописана строчка о закреплении налога (полностью или в конкретной доле) за муниципальным бюджетом, это будет здорово. Хорошо, если бы налог давался дополнительно, а не вместо чего-то. У меня еть опасения, что при замене налогов доходная часть муниципальных бюджетов уменьшится — Минфин никогда себя в обиду не дает. Это практика.

Андрей Борисов, председатель комис-сии по экономическому развитию территориального округа №8:
— Если налог дадут не на год, а лет на пять, то хорошо. Тогда мы будем заинтересованы в повышении его собираемости, научимся это делать. Хорошо, если отдадут полностью, а не в доле с городом, которую он будет менять каждый год в свою пользу. А пока политика такая: дают новый налог на год, а потом смотрят, как он собирается: плохо — оставляют, хорошо — забирают. В нашей работе важны предсказуемость и плановость. Но что будет в нашем городе вообще — не известно. Мы, к сожалению, живем не по российским законам, а по питерским. Сегодня отношение к муниципалам пренебрежительное.

Дата: 03.04.2007
Антон Городницкий
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!