О ситуации с капитальным ремонтом мостов и набережных Санкт-Петербурга

1 стр. из 1

В оперативном управлении КБДХ находится 154 км набережных, а также 403 моста, из которых 75 относятся к памятникам исторического наследия.

Значительная часть мостов и набережных, расположенных в исторической центральной части города, были построены в период с конца ХVIII до начала XX вв. и после более 100-летнего периода эксплуатации не соответствуют современным нормативным требованиям. Из 403 на 52 мостах, расположенных на основных магистралях города, введены ограничения грузоподъемности, так как техническое состояние пролетных строений не обеспечивает пропуск нормативных нагрузок.

В не менее тяжелых условиях находятся набережные, расположенные в центральной части города. Традиционные конструкции набережных, представляющие собой высокую стенку из бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой на деревянном свайном ростверке, не справляются с многократно возросшей интенсивной нагрузкой городского транспорта, и в результате происходят вертикальные деформации, провалы, смещение массивной гранитной облицовки. Из 154 км благоустроенных набережных 140 км находится под охраной КГИОП, из них 38 км представляют архитектурно-художественную ценность. За последние тридцать лет произошло пять обрушений стенок набережных в центре города. По оценкам ГУП «Мостотрест», на сегодня капитального ремонта требуют около 16% набережных города.

В настоящее время из-за деформаций оснований и смещения гранитных плит огорожено несколько участков и, как следствие, ограничены проезд автотранспорта и проход пешеходов. Для исправления существующего положения суммарно в год необходимо ремонтировать не менее двух-трех километров набережных и 12–15 мостов. Такая физическая возможность со стороны подрядных организаций Санкт-Петербурга имеется, но она не подкреплена финансированием.

Если рассмотреть диаграмму, составленную на основе адресных программ КБДХ за последние годы начиная с 1999 г., то приходится констатировать факт снижения затрат на капитальный ремонт начиная с 2003 г.Так, уже в программе 2005 г. был в плане капитального ремонта и, соответственно, отремонтирован только один участок набережной реки Фонтанки — ниже Семеновского моста — протяженностью 200 м. В 2006 г. ни один метр набережных города капитально не ремонтировался. Результат такого положения может быть крайне отрицательным, так как из-за аварийного состояния стенок набережных вынужденно могут быть закрыты для проезда транспорта значительные участки, и тогда ремонт их будет осуществляться уже не в плановом, а в аварийном режиме.

За последние годы в Санкт-Петербурге капитально отремонтированы участки набережной реки Мойки, правый и левый берег у Юсуповского дворца, участки набережной Обводного канала, реки Фонтанки (д. 6), а также ниже и выше Семеновского моста, участок набережной Лейтенанта Шмидта (от 12 до 21 линии В.О.), нижний и верхний ярусы набережной Стрелки В.О., Певческий и Сампсониевский мосты и другие искусственные сооружения города, являющиеся памятниками исторического наследия.

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Стоимость работ в ценах 2000 г. (тыс. руб.)

125 487

124 900

174 678

178 195

170 718

75 479

69 568

59 001

156 569

Стоимость работ в текущих ценах (тыс. руб.)

120 000

124 900

298 000

317 900

385 482

205 000

235 000

228 452

676 378

Учитывая сложность работы в центральной части города, организации используют нетрадиционные способы и технологии, не оказывающие вредного воздействия на расположенные рядом здания и сооружения, а также существующие инженерные коммуникации. Выполнение работ в исторической части города обязательно сопровождается геотехническим мониторингом, основной задачей которого является контроль за сохранностью существующих зданий и сооружений. Подрядные организации располагают уникальным штатом камнетесов-гранитчиков, через чьи руки прошли тысячи блоков массивной гранитной облицовки, карнизов, тумб и т. п., которые требуют реставрации перед установкой.

В последние годы ведущие предприятия дорожно-мостового комплекса практически ушли с объектов капитального ремонта и участвуют в строительстве путепроводов и эстакад Кольцевой автодороги, Западного скоростного диаметра и т. д., которые, несомненно, являются важнейшими стройками города. Но в тоже время капитальный ремонт искусственных сооружений исторической части города не должен отступать на второй план и финансироваться по остаточному принципу, ибо мосты и набережные Санкт-Петербурга неповторимы и требуют своевременного бережного отношения.

Дата: 03.04.2007
К. В. Иванов
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!