Советская типовая архитектура

1 стр. из 1

Архитектура Петербурга, как и сам город, состоит из четырех совершенно разных культурно-исторических частей. А именно: Имперский Петербург со свойственными тому времени роскошными дворцами и парками, Петербург Достоевского — дворы-колодцы и желтизна летней городской пыли, советский Ленинград — «сталинки», «хрущевки», ну и, конечно, современный Петербург — поп-классицизм, псевдохайтек.

Бесспорно, каждая из «частей» города достойна внимания, но попробуем рассмотреть вытесняемый из истории города феномен типовой архитектуры советских времен.

Идея спроектировать недорогое, но вполне комфортабельное, жилье для рабочих возникла в 1910-х годах в Германии и других европейских странах в связи с массовой миграцией рабочих. Интернацио-нальная группа архитекторов, которых впоследствии стали называть функционалистами, мечтала с помощью архитектуры изменить социальную картину мира, дав, как они выражались, «одинаковое жилище одинаковым людям». В 1920-х гг. после многолетних поисков и экспериментов был, наконец, создан стиль новой архитектуры — баухаус. Он мгновенно распространился во всем мире. Его созда-телями были архитекторы-новаторы России, Германии, Голландии и Франции. Из них наиболее выдающиеся — В. Гропиус, Л. Мис ван Дер Роэ и Ш. Э. Жаннере (более известен под псевдонимом Ле Корбюзье), а также наш соотечественник В. Кандинский.

В 1929–1932 гг. сформировался новый тип жилища — многоквартирный секционный жилой дом. С конца 20-х гг. стали возводить преимущест­венно 4–5-этажные жилые дома во многих рабочих и иногда даже сельских поселках.

Крупнопанельное строительство широко распространено не только в России, но именно у нас была создана методика, позволившая в короткие сроки в разрушенной войной стране решить небывалую по масштабам проблему обеспечения населения жильем.

В 50-е годы типизация стала мейнстримом в советской архитектуре. В то время число городского населения росло быстрее, чем количество жилых домов. Поэтому приходилось строить «быстро и много», что, разумеется, отражалось как на качестве домов, так и на их внешнем виде.

В конце 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР созвали Всесоюзное совещание по строительству. На нем были подвергнуты резкой критике недостатки в области архитектуры, в основе которых лежало стремление к парадности композиций при недостаточном внимании к практическим нуждам. В результате поднятой дискуссии вышло присловутое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно подвергло строгой критике «односторонне эстетскую тенденцию» в архитектуре.

С этого момента роль архитектора в проектировании нового здания становится все менее значимой, а важность инженера, наоборот, возрастает.

В 1956–1957 гг. был составлен, а затем осуществлен проект планировки квартала № 9 в жилом районе Новые Черемушки в Москве (группа проектировщиков под руководством архитектора Н. Остермана). Планировка этого жилого массива основывалась на принципе «создания жилой среды, которая была бы благоприятной для человека и в практическом, и в эстетическом отношении». Здания разной высоты, формы и назначения впервые комплексно располагались на одном участке, создавая единый архитектурный ансамбль. Этот опыт получил дальнейшее развитие при проектировании новых жилых районов и даже целых типовых городов в других уголках страны.

В 1958 г., по итогам конкурса на разработку проекта типового крупнопанельного дома, организованного Госстроем СССР, был утвержден проект архитекторов В. Лагутенко (некстати, деда того самого Ильи Лагутенко, лидера рок-группы «Мумий Тролль»), С. Ханина и Б. Марташевича. Проект был несовершенным и обладал серьезным количеством недостатков. Несмотря на это дешевизна обеспечила ему первое место на конкурсе, и проект был в кратчайшие сроки запущен в серийное производство.

Первыми «хрущевками» стали дома серии «К-7», строившиеся первым домостроительным комбинатом (ДСК-1). Здание включало в себя всего порядка 20 (!)деталей, что делало возможным быстрое, «конвейерное» производство таких пятиэтажек.

Помимо жилищ строились типовые здания общественного назначе­ния — кинотеатры, рабочие клубы, школы, детские сады, поликлиники, административные здания, отличавшиеся про­стотой формы и принципиальным отказом от архитектурных излишеств.

Ускорение темпов строительства требовало снижения трудоемкости строительных работ. Для этого строительный процесс необходимо было механизировать. Ключевым понятием в архитектуре того времени стала «индустриализация строительного производства». Совершенствовалась технология изготовления крупных блоков и панелей, из которых дома затем складывались, как в конструкторе LEGO. Основными недостатками таких строений стали низкие потолки, маленькие комнаты, смежный санузел, да и срок службы домов был относительно коротким.

В промышленное строительство 60-х гг.внедрялись новейшие конструкции и передовые методы производства работ. Многие промышленные комплексы этого времени могут служить примером настоящей современной архитектуры.

Одним из интереснейших сооружений начала 60-х гг. стал Дворец пионеров на Ленинских горах в Москве (1962–1963 гг.,архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Но-виков, И. Покровский). Композиция здания разработана на основе метода функционального расчленения целого на свободно скомпонованные соподчиненные объемы. Это сложный архитектурный организм, в котором последовательно использован принцип сво­бодной связи внутри пространств между собой и с внешней средой.

Типизация продолжается и по сей день. К счастью, техническое качество новостроек улучшается с каждым годом. А «хрущевки» постепенно уходят в прошлое — их реконструируют или попросту разбирают, на их месте строят новые, многоэтажные дома. Вполне возможно, что в ближайшем будущем жилые дома 50–70-х годов исчезнут полностью. Возможно, пора пересмотреть свое отношение к целой эпохе в отечественной архитектуре. Похоже, пришла пора занести в список охраняемых зданий некоторые дома и микрорайоны советских времен, которые несмотря на внешнюю невзрачность несут на себе отпечаток целой эпохи, а, следовательно, имеют неоспоримую историческую ценность.n


Использованная информация:
1. http://architecture.artyx.ru
Алексей Злыгостев «Архитектура стран социализма».
2. http://archi.ru/events/news/news_current_press.

Дата: 03.04.2007
Татьяна АДА-ИДУ
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!