«А-БЕТОН» — ассоциация крупных производителей

1 стр. из 1

Ассоциация «А-Бетон» объединяет крупнейших производителей бетонных смесей и железобетонных изделий Санкт-Петербурга. Мы встретились с президентом ассоциации Владимиром Филипповым, чтобы поговорить о насущных проблемах бетонной отрасли города.

— Владимир Юрьевич, ассоциация была учреждена 5 лет назад. Какую цель преследовали инициаторы ее создания?

— Наши цели и задачи в целом совпадают с основными направлениями деятельности большинства профессиональных объединений: формирование единого информационного пространства в отрасли, лоббирование интересов участников ассоциации в самых различных ситуациях, разработка мероприятий по преодолению определенных отраслевых проблем и т. д.

«А-Бетон» объединяет 12 крупных компаний, работающих на одном рынке, то есть 12 сильных конкурентов. Мы стремимся перевести их взаимоотношения если не в партнерское русло, то по крайней мере на уровень добрососедской конкуренции. И на этом поле мы много добились. Сегодня руководители предприятий, входящих в ассоциацию, регулярно общаются между собой, посещают производства, задают друг другу и решают сообща наиболее наболевшие вопросы, коих в нашей, как, наверное, и в любой другой, отрасли очень и очень немало.

Деятельность самой ассоциации весьма разнообразна. В свое время, когда это было актуально, мы, например, вели активную борьбу с неплательщиками, информируя о них участников рынка, а также осуществляли централизованную закупку материалов, поскольку ассоциации как крупному покупателю легче торговаться, в свое время даже работали по фьючерсам, обеспечивая себе задел материалов на перспективу, чтобы пережить сезонный дефицит и обезопасить себя от последствий неизбежного скачка цен. Обладая информацией о планах различных компаний отрасли, мы имеем возможность давать рекомендации по развитию предприятий во избежание локализации однопрофильных производств в одном месте. Мы уделяем огромное внимание отслеживанию качества бетонно-растворной продукции, поставляемой на объекты города, а в ближайших наших планах — работа по упорядочению взаимодействия между производителями железобетонной продукции и ее конечными потребителями.

— Владимир Юрьевич, Вы правильно сказали, что в бетонной отрасли масса сложных вопросов, но сегодня у всех на устах проблема цемента. Она действительно так актуальна?

— Нельзя сказать, что с цементом сложилась какая-то катастрофическая ситуация, что в стране его вообще нет. Но его определенная нехватка, безусловно, есть.
Дефицит цемента — это общероссийская проблема. У нас вообще тотальная нехватка всего, что должно и может быть произведено на территории России. Мы выпускаем крайне мало собственной продукции. И это ни для кого не секрет. Для подъема отечественной промышленности необходимо дополнительное вложение средств. Это напрямую касается и производства цемента.

Сегодня, например, «Евроцемент» (который, кстати, уже занимается строительством дополнительных мощностей) продает свою продукцию на бирже, что одобрено антимонопольными службами. Лишь небольшая часть предприятий закупает цемент по прямым договорам, да и то не по всей номенклатуре. В основном цены формируются на торгах.
В таких условиях цемент, естественно, будет дорожать, а соответственно будет подниматься и рентабельность бизнеса, что неизбежно рано или поздно вызовет приток инвестиций в эту отрасль. И многие структуры уже заявили о своем намерении строить цементные заводы. Нужно время, и рынок улучшит ситуацию.

— Но ведь цемент нужен сегодня. Что делает ассоциация для решения этой проблемы, пока рынок еще только раскачивается?

— На сегодняшний день мы видим несколько выходов из этой ситуации. Например, закупка цемента (да и некоторых других материалов) за рубежом.
Помимо этого, некоторые компании, входящие в «А-Бетон», сами планируют строительство цементных заводов. И мы намерены оказывать им в этом всемерную поддержку.

— Другая важная проблема, извечно встающая перед производителями бетонных смесей, — это качество выпускаемой продукции. Известно, что ассоциация занимает самую активную позицию в решении этого вопроса.

— К сожалению, к производству некачественной продукции толкает, как это ни парадоксально, именно существующая у нас тендерная система, которая ставит во главу угла исключительно ценовые параметры. Понимание неправильности этого подхода уже существует, и мы надеемся, что постепенно 94-й закон будет меняться, и акцент начнет смещаться все-таки в сторону соотношения цена/качество.

Но пока этого не произошло, мы сами в рамках ассоциации стараемся решать эти вопросы. Около полугода назад мы создали структуру, которая осуществляет независимый контроль качества поставляемых на объекты бетонов и растворов. Эта инициатива поддержана Ассоциацией «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», Союзом строительных объединений и лично В. И. Вахмистровым. И на сегодняшний день мы в достаточно больших объемах проводим такие проверки.

Как это происходит? Мы заключаем договор, причем на бесплатной основе, с застройщиками, заинтересованными в том, чтобы иметь информацию о том, какого качества смеси используются на их объектах. Ведь проблема заключается не в заказчике строительства и даже не в генподрядчике, а в подрядчиках и субподрядчиках, которые стараются сэкономить сполна полученные средства, закупая некачественную продукцию, которую очень легко найти на этом рынке.

Далее, используя две независимые лаборатории — ПГУПС («Центр прочности») и СПб ГАСУ, — мы проводим экспертизу закупаемой продукции прямо на объекте непосредственно в момент разгрузки. И отправляем ее результаты напрямую высшим должностным лицам заказчика. Дальнейшие решения они принимают сами, но этой информацией ассоциация уже не владеет.

Это актуально для компаний, работающих в первую очередь в сегменте элитного жилья и по-настоящему заботящихся о своей репутации. Для них экономия на качестве может подорвать положение на рынке, тем более что возведение «коробки» далеко не самый дорогостоящий этап строительства, и здесь много не сэкономишь.

— Какие застройщики уже выразили заинтересованность в подобном сотрудничестве?

— У нас заключены договоры, и мы активно работаем с такими известными в городе компаниями, как «Строительный трест», «Петротрест», «ЛенТек», «Евромонолит», «Центр долевого строительства», «Строймонтаж» и еще некоторые другие.

— Не так много в масштабах города. Значит, других застройщиков не волнуют вопросы качества?

— Не совсем так. Во-первых, эту работу мы начали недавно и проводим ее за свой счет, а это, как Вы понимаете, не дешево, и пока мы не можем себе позволить охватить весь город. А во-вторых, возможно, кто-то не хочет, чтобы сторонние организации обладали информацией о том, из каких материалов они строят. Я же говорил, что мы не контролируем действия застройщика после получения им результатов нашей экспертизы.

— Ваша инициатива как-то связана с грядущим переходом к системе саморегулирования?

— Саморегулирующая организация в строительстве осуществляет оценку качества работ, а в нашей сфере предприятия работают в рамках закона о техническом регулировании. Но тем не менее можно сказать, что наша структура — один из возможных элементов новой системы.

— Владимир Юрьевич, в «А-Бетон» входят и производители железобетонных конструкций. Как обстоят дела в этой сфере?

— У нас в планах большая работа, направленная на создание единого информационного поля, в котором будут работать застройщики, генподрядчики, архитекторы и производители ЖБИ. Ведь архитекторы должны проектировать с учетом пожелания заказчика и на основании того, что могут предложить производители. Для этого между ними должны быть налажены прочные взаимосвязи. В свое время на уровне министерств существовали мощные структуры, которые объединяли звенья этой цепочки и координировали их деятельность. Сегодня вместо ограниченного числа проектных институтов появилось множество частных архитектурных студий, возникла масса строительных организаций и (не такое большое, но все же внушительное число) производителей. И все они абсолютно разрозненны. У нас не существует единой базы выпускаемой продукции, нет информации о том, каких изделий рынку не хватает. Мы начали работу по созданию подобной базы пока только внутри группы компаний «Ленстройдеталь», но в ближайшем будущем, я надеюсь, мы сумеем вывести эту работу на уровень ассоциации.

Рынок ЖБИ очень сложен, но его необходимо объединять. Чем больше информации будет у проектировщиков, тем более эффективными и адаптированными к жизни будут их проекты.

— Владимир Юрьевич, Вы сказали, что «А-Бетон» объединяет 12 компаний. Это окончательный состав? Какова политика ассоциации относительно приема новых членов?

— «А-Бетон», как живой организм, развивается. У нас происходят различные изменения, но как такового расширения мы не планируем. Эта четкая позиция ассоциации и моя лично. Городской рынок железобетона нами охвачен полностью, т. е. все производители ЖБИ входят в ассоциацию, а если говорить о производителях смесей, то тут необходимы четкие критерии приема. И они у нас есть. Мы не можем и не хотим расширяться до каждого бетонного узла, работающего на территории Петербурга. Предприятие, входящее в «А-Бетон», должно быть крупным производителем, занимающим определенную долю рынка. Если такое появится, милости просим. Но сегодня тенденции рынка таковы, что в ближайшее время это вряд ли произойдет. Первая пятерка развивается стремительно: существенно наращивают свои мощности «Объединение 45», «Ленстройдеталь», «Бетомикс», СЗНК, и едва ли в ближайшее время кто-то сможет не только в нее ворваться, но даже приблизиться к ней.

— Большинство крупных производителей бетонных смесей негативно отзываются о мелких узлах, даже есть мнение о том, что их строительство надо запретить законодательно. Вот и Вы их как-то не жалуете. С чем это связано?

— Исключительно со спецификой бетонного производства. Дело в том, что сделать качественную продукцию, особенно в нынешних условиях крайней нестабильности материалов, возможно лишь при наличии очень дорогого узла, оснащенного всеми необходимыми механизмами, соблюдая правила хранения материалов и технологию производства бетона в зимнее время, когда необходимо автоматическое использование добавок. Все это очень дорого и возможно лишь при работе с большими объемами бетона. Если даже мелкое предприятие сумеет каким-то чудом сделать качественный продукт, то в любом случае он окажется слишком дорогим, поскольку у крупных предприятий более выгодные условия поставок материалов, другие инфраструктурные возможности и, соответственно, более низкая себестоимость.

Т. е. получается, что такой узел может произвести некачественный или слишком дорогой бетон.

Рано или поздно неконтролируемое увеличение числа бетонных узлов, которое мы наблюдаем в последние годы, прекратится само собой, и мелкие производители уйдут с рынка, а законодательные меры, на мой взгляд, тут ни к чему.

Дата: 03.04.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (98)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!