Энергосбережение в программе «Доступное жилье…»

1 стр. из 1

Современный человек стремится жить достойно, что означает жить спокойно и комфортно. Но за спокойствие и комфорт надо платить. Россиянин, приобретая доступное жилье, должен быть уверен, что комфортность для него будет экономически доступна, и он сможет сделать выбор комфорта по цене и качеству.

Экономическая доступность достигается совокупностью мер экономической целесообразности и технической возможности при разработке и внедрении энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

В России проблема энергоэффективных технологий является одной из ключевых. Отопительный сезон в европейской части России продолжается большую часть года, а на Севере — от 9 до 10 месяцев. И когда мы говорим о развитии программы доступного жилья, в качестве одной из составляющих этой доступности необходимо учитывать энергоэффективность возводимых и уже построенных зданий и сооружений — без энергообеспечения программа доступного жилья может захлебнуться в нехватке энергетических ресурсов.

Заявляя о принципах мировой энергетической безопасности, не мешало бы и в нашей стране осуществлять внутреннюю топливно-энергетическую политику ясно и открыто. Это должна быть политика, понятная каждому потребителю  и повышающая мотивацию к энергосбережению от потребителя до государства.

Следует отметить честно: такой политики в стране нет. Попытки поправок к действующему закону «Об энергосбережении» и другим нормативным актам по развитию энергетики, газификации и т. д. преследуют в большей части интересы естественных монополий. В стране запутана система доступа к энергоресурсам. Действующая законодательная база противоречива. Более того, стоимость присоединения к сетям и системам энергоресурсов не только дорога, но имеет и «подводные потоки». И если взглянуть объективно, природные ресурсы не бесконечны. Добыча, транспортировка и доставка их до потребителя стоит больших сил и средств.

Есть ли другой путь решения проблемы обеспечения энергетической безопасности страны? Расчеты показывают, что только в сфере ЖКХ потенциальные ресурсы энергосбережения составляют не менее 50%. Однако проблемы энергосбережения вот уже в течение ряда лет больше декларируются, чем практически решаются. Отсутствуют экономические и организационно-правовые механизмы интенсивного внедрения энергосберегающих технологий при сохранении и повышении качества и устойчивости функционирования системы коммунальной инфраструктуры городского хозяйства.

Отсутствуют также и стимулы повышения инвестиционной привлекательности внедрения энергоэффективных технологий для частных инвесторов.
Решение этих вопросов требует комплексного подхода к рассмотрению эффективного использования энергетических ресурсов как при их производстве и транспортировке, так и при потреблении, с учетом сбалансированности интересов как производителей, так и потребителей.
Учитывая уровень технического состояния систем теплоснабжения и квалификацию обслуживающего персонала производителей тепла, в большей мере необходимо сделать упор на внедрение энергосберегающих технологий в сфере потребления.Тут есть серьезные проблемы как для существующего жилищно-коммунального фонда, так и для нового строительства.

К сожалению, существующая либеральность строительных норм и правил позволяет тиражировать проектирование и строительство энергозатратных жилых и общественных зданий. Меры по снижению удельных затрат энергии на отопление, вентиляцию и освещение на стадии проектирования принимаются недостаточные, а качество строительства зачастую сводит их на нет.

Не уделяется должного внимания разработке экономически и технически обоснованных и экспериментально подтвержденных стандартов, соблюдение которых контролировалось бы не только на всех стадиях инвестиционного процесса, но при последующей эксплуатации.
Порой вовсе игнорируются меры по снижению экологической нагрузки на окружающую среду не только за счет абсолютного уменьшения использования энергоресурсов, но и за счет применения экологически чистого оборудования, когда технологические процессы проходят со значительно меньшей эмиссией вредных выбросов.

В настоящее время существует целый ряд технологий, позволяющих значительно снизить расход энергоресурсов для теплоснабжения жилых домов и общественных зданий. Анализ структуры потерь при потреблении тепла в жилых домах позволяет определить основные пути решения проблемы энергосбережения на этапе потребления:
— применение горизонтальной поквартирной разводки системы отопления с индивидуальным управлением и учетом потребляемой тепловой энергии для нового строительства и установкой регистраторов тепла для существующего жилого фонда;
— разработка и внедрение энергоэффективной схемы приточно-вытяжной вентиляции для зданий с повышенной герметизацией ограждающих конструкций, обеспечивающей комфортность проживания, защиту и сохранность строительных конструкций от повышенной влажности;
— переход от мощных центральных тепловых пунктов к использованию автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) в каждом здании с количественно-качественным регулированием потребления тепла в зависимости от температуры наружного воздуха и переход на внутридомовой температурный график 80–60 0Сс целью возможного применения пластиковых труб в системах отопления и горячего водоснабжения;
— использование современных строительных материалов и технологий — таких, как возведение ограждающих конструкций методом несъемной опалубки, повышение теплоизоляционных свойств фасадов, установка оконных конструкций повышенной герметичности и т. д., позволяющих значительно снизить потери тепла через ограждающие конструкции и окна.

Потери  тепла в системе горячего водоснабжения обусловлены недостаточным  использованием  частотно-регулируемого электропривода на насосных  станциях  системы водоснабжения и отсутствием учета потребляемой воды.

На рисунке 2 представлен эффект внедрения таких технологий в новое строительство. Некоторые из вышеперечисленных технологий, такие, например, как повышение теплоизоляционных свойств ограждающих конструкций, записаны в нормативных документах и обязательны к применению, другие же оставлены на усмотрение проектировщиков и строителей.

Как видно из анализа, здания потребляют на обогрев и горячее водоснабжение почти на 60% тепла больше, чем необходимо.

Однако действующий закон «О техническом регулировании» вообще свел все требования по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий в разряд добровольно выполняемых.

И соблюдение требований проблематично, когда применение энергоэффективных технологий, безусловно, отражается на повышении стоимости каждого квадратного метра помещения. Но это удорожание в структуре себестоимости составляет лишь 15 — самое большее 20%. Если же сравнить с ценами реализации жилья, то эта доля окажется и еще меньше. Основным аргументом для внедрения энергосберегающих технологий является то, что при стоимости энергосберегающих технологий на уровне 50–60 евро за кв. м они позволяют будущему собственнику снизить потребление энергоресурсов на 40–50% по сравнению с традиционными схемами тепло- и энергоснабжения. Давайте сравним это с затратами на добычу, транспортировку и производство энергоресурсов. На данный момент, в силу «нестыковки» заинтересованности застройщика и инвестора, энергосберегающие технологии не находят широкого применения в большинстве регионов. Кроме того, сказывается монополизм энергоснабжающих организаций. К сожалению, «естественные монополии» еще не пришли к деятельному участию в выполнении программ по энергосбережению.

В этой связи следует заметить, что разрабатываемые в Евросоюзе единые стандарты по энергосбережению предполагают снизить потребление энергоресурсов в ЖКХ до 2010 г. на 20–30%.

Практика санации жилого фонда в бывшей ГДР с применением энергосберегающих технологий дает возможность уменьшить затраты квартиросъемщика на 15–20% и повысить коммерческую привлекательность квартир, построенных в 60–70 гг.

В этой связи необходимо формирование новых критериев оценки жилья и внедрение их в практику регулирования строительного рынка. В частности, выступая заказчиком строительства, представители муниципальных органов власти могут отслеживать выполнение определенных нормативов строителями. В случае, если эффективность предложенных решений в инженерном обеспечении недостаточна, цена реализации жилья может быть сформирована так, чтобы это отразилось на рентабельности строительного производства.

Положительный пример целенаправленной государственной работы в этом направлении есть: это ужесточение нормативов к теплопередаче ограждающих конструкций, благодаря чему проектировщики и строители начали уделять данному вопросу существенно больше внимания.

Вторая необходимая мера — это стимулирование отечественного производства энергоэффективного оборудования, в частности, индивидуальных котлов, поквартирных теплопунктов и т. п. Но на период становления отечественного производства необходимо снять таможенные барьеры для ввоза в страну зарубежного энергосберегающего оборудования. Парадоксально, но сегодня с учетом транспортных и таможенных издержек россияне вынуждены платить за энергосберегающее оборудование вдвое больше, чем европейцы.

Третья необходимая мера — стимулирование самостоятельного внедрения энергосберегающих технологий владельцами существующего жилого фонда. Жильцы должны быть материально заинтересованы в приобретении оборудования, получая льготы по оплате услуг ЖКХ. С учетом ограниченности средств целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении беспроцентных кредитов на переоборудование квартир. А пока — реформа ЖКХ, в основном, декларируется, но никак не поддерживается — ни законодательно, ни экономически, ни политически, в то время как это наиболее острая социальная проблема, от успешного решения которой во многом зависит успех реализации программы «Доступное жилье — гражданам России».

Приведу простой пример. Нынешней зимой в очередной раз многие квартиросъемщики заклеивали щели в окнах, снижая инфильтрацию (почему она существует — это такой же вопрос, как отсутствие заинтересованности застройщика в использовании энергосберегающих технологий). Эта простая мера утепления как правило повышает температуру внутри помещений от 3 до 5 0С и адекватно экономит тепло от 8 до 10% по всему действующему жилому фонду в стране. Но разве у нас это как-то влияет на затраты квартиросъемщика по оплате потребленного тепла при существующей системе оплаты по квадратному метру? В конечном итоге энергосбережение должно привести к снижению потерь и повышению эффективности всех технологических процессов в сфере инженерной инфраструктуры ЖКХ, ликвидируя «черную дыру» в бюджете всех уровней и, в частности, доходах потребителей.

Наибольший интерес представляют энергосберегающие технологии, которые при правильном применении и организации дальнейшей эксплуатации могут не только повысить энергетическую эффективность, но и поднять коммерческую мотивацию инвестора в их использовании.
Рассмотрение структуры потерь тепла при производстве, транспортировке и потреблении позволяет наметить основные пути повышения энергоэффективности в этой сфере:
— приближение источников тепла, работающих на газе, к потребителю с целью снижения потерь тепла при транспортировке путем устройства пристроенных, встроенных, крышных автоматизированных котельных, а также поквартирных систем теплоснабжения с использованием индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире;
— организация систем диспетчеризации, управления и учета производства и потреб-ления тепловой энергии с использованием самых современных информационных технологий, что позволит перевести систему теплоснабжения на качественно новый уровень «интеллектуальных» систем;
— использовать вместо существующего качественного метода регулирования с температурным графиком 150–70 0С количественный метод отпуска тепла с частотно-регулируемым электроприводом циркуляционных насосов с постоянной температурой теплоносителя 115–60 0С в отопительный период и 75 0С в летний, что позволит снизить коррозионный износ тепловых сетей и перейти (на обратном трубопроводе) на использование пластиковых материалов;
— использовать на крупных котельных и ТЭЦ твердое и жидкое топливо и промышленные отходы с применением современных технологий сжигания топлива для снижения себестоимости производимого тепла и уменьшения влияния на окружающую среду, так как соотношение стоимости газа и твердого топлива или мазута будет приближаться к мировым значениям;
— при наличии обоснования экономического эффекта использовать для целей тепло- и электроснабжения промышленных предприятий и жилых районов мини-ТЭЦ на базе современных газопоршневых или газотурбинных установок, устройство электрических надстроек существующих котельных с паротурбинными или газотурбинными агрегатами.

Цивилизация систем централизованного теплоснабжения, как отмечают многие эксплуатирующие организации, должна происходить именно таким путем, причем главным образом должны быть созданы условия для неразрывности всей цепи — от выработки тепла до его доставки потребителю.

Используемые энергосберегающие технологии дают одинаковый эффект независимо от того, применена централизованная или автономная система теплоснабжения. Спор о выборе системы за последнее время разгорается все с большей силой. Нам кажется, он беспочвенен, если в каждом случае присутствует квалифицированный, а не ангажированный технико-экономический расчет и есть озабоченность об экологической безопасности.

С этой точки зрения примечателен проект теплогазоснабжения экспериментального жилого района Куркино в Москве (почти на 1 млн. кв. м жилья и 500 тыс. кв. м соцкультбыта).

С чего же начинался проект «Куркино»? Прежде всего с несогласия главного потенциального инвестора проекта — Мирового Банка развития — в оценке стоимости инженерной инфраструктуры района застройки в $260 кв. м жилья. Была поставлена задача уложиться в стоимость $130–150 кв. м.

Концепция автономного теплоснабжения с этой программой справилась, была поддержана Департаментом топливно-энергетического хозяйства Москвы и утверждена правительством Москвы.

В настоящее время заканчивается строительство экспериментального жилого района Куркино, ставшего одним из самых привлекательных для проживания районов столицы. Это стало возможным благодаря (не в последнюю очередь) внедрению современных систем инженерного обеспечения. Принятию решения об использовании таких систем предшествовала большая работа по экономическому и экологическому обос-нованию эффективности применения новых систем, проведенная ГУП УЭЗ, ФГУП «СантехНИИпроект» и Институтом экологии города под руководством строительного комплекса Москвы.

Внедрение современных систем тепло-газоснабжения позволило снизить эксплуатационные затраты на 20%, сэкономить капзатраты на 50%, сократить число выбросов в окружающую среду в 2 раза, повысить комфортность проживания без повышения тарифов на коммунальные услуги. Такое решение вопросов теплогазоснабжения получило высокую оценку правительства Москвы и руководства Федерального агентства по строительству. Проект автономного теплоснабжения ЭЖР Куркино стал победителем конкурса «Национальная экологическая премия-2005». Завершено строительство первых двух «теплых» домов в России, которые замыкают цепь реальной экономии энергоресурсов на обогрев зданий и сооружений и каталитической установкой, существенно снижающей объем выбросов в атмосферу.

При проведении такого масштабного эксперимента, конечно, не обошлось без ошибок и недочетов. В процессе строительства многие решения дорабатывались, вносились изменения в схемы теплогазоснабжения микрорайонов Куркино, проекты внутренних инженерных систем домов. Тем не менее можно с большим основанием считать данный эксперимент проектом №1 по «обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой» в рамках национальной программы «Доступное жилье…» как в плане организации, так и в плане реализации.

Строительство доступного жилья начинается с подготовки инженерной инфраструктуры земельных участков, которая должна проводиться по соответствующей программе. К сожалению, сегодня отсутствуют критерии оценки экономической и энергетической эффективности таких программ, которым должны следовать все субъекты инвестиционного процесса. Подобные программы должны быть рассмотрены и утверждены региональными структурами власти.

Однако опыт внедрения новых технологий не получил широкого распространения. Применение инженерных систем, позволяющих значительно снизить расход природных ресурсов и уменьшить вредную нагрузкуна окружающую среду, по-прежнему носит случайный, эпизодический характер. Для нового строительства продолжают применяться традиционные системы: вертикальная разводка систем отопления, ЦТП вместо ИТП, централизованная система теплоснабжения со строительством малоэффективных мощных котельных и РТС на газе с магистральными тепловыми сетями. При модернизации объектов ЖКХ, как правило, ограничиваются заменой старого оборудования на новое без качественной перестройки. Разработка раздела «Энергоэффективность» зачастую носит формальный характер. Отсутствует контроль за внедрением ресурсоэнергосберегающих технологий на всех этапах инвестиционного процесса.

Основными препятствиями на пути активного внедрения мероприятий по энергосбережению являются следующие: во-первых, отсутствие жестких нормативных требований и стандартов, во-вторых, нежелание инвесторов-подрядчиков идти на увеличение капитальных затрат при строительстве и отсутствие механизма возврата вложенных средств, в-третьих, неквалифицированные проектные решения и приверженность традиционным технологиям, боязнь нового.

К сожалению, по этим причинам не приняты к реализации разработанные институтом в 2004–2005 гг. концепции и схемы теплоснабжения для ряда районов застройки Московской области.

Результатом такого подхода со стороны инвесторов и структур власти помимо низкой энергоэффективности является «долгострой» сооружений систем теплоснабжения и, как следствие, отсутствие тепла во многих готовых к заселению жилых домах.

Программы многих регионов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также программы модернизации объектов инженерного обес-печения и газификации ограничиваются количественными показателями объектов и суммой инвестиций. Но в них нет показателей энергоэффективности, экономии энергии и бережного отношения к окружающей среде.

Что же делать? Для решения задач повышения энергоэффективности экономики жилищно-коммунального хозяйства, придания этому процессу системного характера существуют два направления. Во-первых, это административный контроль и принуждение, а во-вторых, создание условий экономической заинтересованности субъектов во внедрении новых технологий и экономии ресурсов.

При этом административный ресурс не должен скатываться к банальному согласованию используемого в проектах оборудования. Порой данную обязанность возлагают на себя некоторые органы исполнительной власти в регионах. На самом деле согласованием должны заниматься профессионалы, основываясь на технические, экономические и экологические расчеты.

Для принятия технических, оптимальных, экономически оправданных и экологически обоснованных решений по устройству коммунальной инфраструктуры вновь застраиваемых и реконструируемых жилых районов городов и поселков необходимо проводить публичное обсуждение предлагаемых решений с учетом всех факторов, влияющих на правильный выбор, и утверждением их на уровне обязательности исполнения.

К сожалению, в результате проводимой государством непродуманной политики приватизации научно— технической сферы во многих регионах строительная отрасль лишилась проектных и научно-исследовательских организаций, способных обеспечивать научно-техническую и нормативную поддержку внедрения энергосберегающих технологий в области инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальной сферы проведения единой технической политики рационального и эффективного использования энергоресурсов, в том числе природного газа, изучения, обобщения и внедрения новых энергосберегающих технологий при модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подытоживая, считаю нужным высказать следующие предложения о необходимости:
1. Разработать правовые, экономические и технические механизмы стимулирования внедрения современных технологий.
2. Внести изменения и дополнения в существующие (а в случае их отсутствия разработать необходимые) нормативно-технические документы, регламентирующие процесс проектирования и строительства в регионах с учетом обязательного использования энергоэффективных технологий.
3. Разработать методику и критерии комплексной оценки энергоэффективности каждого проекта. Определить порядок обязательного рассмотрения вариантов инженерного обеспечения и выбора наиболее оптимального варианта. По всем разделам определить органы и систему контроля за выполнением требований по энергоэффективности и экологической безопасности.
4. Разработать систему и методику влияния внедрения ресурсосберегающих технологий на систему ценообразования объекта (капитального строительства) и систему мониторинга эффективности внедрения мероприятий по энергосбережению.
5. Разработать систему мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в особенности инвестиционных компаний, по внедрению энергосберегающих технологий.
6. Проводить более активную информационную политику по широкому привлечению всех слоев населения к обсуждению вопросов экономии ресурсов и сохранения окружающей среды. Разработать рекламные материалы, наглядно показывающие экономические выгоды энергосбережения для населения.
7. Создать систему персональной ответственности за нарушения в сфере энергосбережения как для руководителей хозяйствующих субъектов и потребителей энергоресурсов, так и для руководителей государственных органов, призванных проводить единую политику в сфере энергосбережения и контролировать ее исполнение.
8. Организовать систему научно-технических информационных центров, ответственных за формирование технической политики в сфере энергосбережения, разработку нормативно-технических документов и регламентов и оказывающих консультационные услуги по вопросам внедрения энергоэффективных технологий.
9. Для выбора экономичных и научнообоснованных нормативов провести полевые эксперименты по эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий.

Дата: 16.04.2007
А. Я. Шарипов
"СтройПРОФИль" 2/1-2007
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!