Модернизация лифтового оборудования в реформе ЖКХ

1 стр. из 1

Несмотря на то, что реформа ЖКХ после десятилетних мучений наконец начинает реализовываться, сложность поиска конкретных путей ее проведения не уменьшается. Все в конце концов сводится к поиску реальных источников финансирования и эффективной организации этого проведения.

На практике на местах по-разному пытаются решить данную проблему, исходя из своих финансовых и организационных ресурсов. Назрела объективная необходимость сформулировать рамки подходов к реализации программы в государственном масштабе с целью определения и закрепления механизма финансирования процесса. Это, по нашему мнению, поможет наконец запустить процесс реализации программы и уменьшить чиновничий произвол в определении «победителей» в гонке за получение выделяемых средств. В данной статье мы анализируем различные пути уменьшения и экономии расходов, касающиеся реформы лифтовой отрасли инженерного оборудования ЖКХ, и надеемся, что определенные ра-зумные предложения, особенно в части источников финансирования реформы, будут интересны коллегам.

Роль модернизации оборудования в проведении реформы

Очевидно, что процесс реформы ЖКХ наконец вступает в фазу конкретного исполнения. Он требует не только коренных изменений в сфере юридической и организационной составляющих жилищных коммунальных комплексов страны, но и модернизации стержневого составляющего — инженерного оборудования. Огромная стоимость этого основательно устаревшего стержня как раз и служит реальным тормозом наблюдаемого ничтожного темпа процесса реформы. Без основательной модернизации этого оборудования реформа ЖКХ обречена стать очередным фарсом на тему реформ.

Завершение передачи жилых комплексов в собственность граждан (завершение процесса приватизации жилья) через новые структуры собственников — ТСЖ, АСЖ и другие формы, требует передачи им и этого оборудования. Однако ни у новообразований, в виде управляющих организаций, ни, тем более, у граждан, нет средств для его модернизации. Существует только одно разумное решение проблемы. Прежде чем передать эти комплексы в собственность жильцам, оборудование необходимо модернизировать, т. е. привести в порядок за счет государства. Тем более, что в настоящее время у государства пока еще есть такая возможность.

Прямая замена или обновление всех составляющих инженерного оборудования немыслима и нереальна из-за их непомерной стоимости. Поэтому при составлении программ модернизации отдельных компонентов этой системы необходимо использовать всевозможные современные технологические, экономические и организационные способы, позволяющие их реальное экономное воплощение в жизнь.

Лифтовое хозяйство составляет один из самых капиталоемких и жизненно важных, в то же время устаревших и опасных компонентов инженерного оборудования ЖКХ городов России. Программа, приводимая в данной статье, рассматривает пути решения вопросов модернизации этой составляющей реформы ЖКХ.

Обзор состояния лифтового парка

Анализ доступной информации состояния лифтового парка различных городов РФ показывает, что около 40% существующих лифтов требуют либо полной замены, либо капитального ремонта, что ненамного отличается от полной замены. В общей сложности количество лифтов составляет несколько сот тысяч единиц. Содержание такого парка, требующего частого ремонта и технического обслуживания, заставляет держать огромное количество обслуживающего персонала и осуществлять расходы больших средств. Кроме прочего этот обветшалый парк еще и представляет большую реальную угрозу безопасности жителей домов.

В настоящее время все необходимые расходы по содержанию лифтовой отрасли лежат бременем на самих жителях в виде тарифных сборов за услуги. Однако по скорости, объемам и форме сборов, а также по методам их нормативного использования в условиях существующих отношений в ЖКХ, эти мероприятия ненамного отличаются от подобных действий в прошедшие времена при социалистическом способе хозяйствования. Единственный их реальный результат сводится к безудержному росту тарифов без всяких видимых улучшений качества оказываемых услуг. Поэтому первый шаг реальной реформы должен быть сделан в сторону скорейшей передачи всего этого хозяйства в собственность жителей в различной форме, то есть в коренном изменении формы хозяйствования.

Но для того, чтобы система ЖКХ могла реально функционировать в дальнейшем, необходимо привести в порядок хотя бы ее изношенную часть. Собственно, этот процесс мы и называем модернизацией инженерного оборудования. В действительности процесс включает в себя различные работы по ремонту, замене и модернизации систем водо- и энергоснабжения, систем электроснабжения, лифтового оборудования, кровли, подъездов и всего того, что называется объектами общего пользования. Практически все эти составляющие жизнеобеспечения населения нуждаются в основательной модернизации для их дальнейшей нормальной эксплуатации. Но с точки зрения обеспечения безопасности граждан очередность выполнения может быть разной. Очевидно, нельзя ставить в один ряд по важности замену сломавшегося лифта и ремонт подъезда в много-этажном доме. Лифты — не только дорогостоящая, но и жизненно важная часть инженерного оборудования в многоэтажном доме. Поэтому при решении технических вопросов реформы ЖКХ ремонт и модернизацию лифтов необходимо произвести в первую очередь.

Настоящая программа предусматривает комплексный подход к решению вопросов модернизации лифтового парка страны. Во всех без исключения лифтовых организациях страны проблемы накапливались годами в результате бессистемного подхода к их разрешению, как и во многих других общественно важных сферах народного хозяйства.

Начнем с того, что общая мощность ведущих лифтовых заводов РФ, даже включая завод в г. Могилеве (Белоруссия), составляет менее 19 тыс. изделий в год. А чис-ло  лифтов, требующих только замены или основательного ремонта, составляет несколько сот тысяч единиц. То есть существующих мощностей отечественных изготовителей лифтового оборудования не хватает не только для удовлетворения потребностей нового строительства (около 20 тыс. изделий в год), но и для минимального обеспечения замены и ремонта старого лифтового парка. Отсюда вытекает первый вывод о необходимости государственной поддержки любых усилий, направленных на строительство новых мощностей по изготовлению и сборки лифтового оборудования, особенно в развивающихся промышленных регионах страны. Это особенно важно в свете предстоящего вхождения России в ВТО, в качестве реальной поддержки отечественной промышленности. Быстрое развитие строительства в различных регионах страны требует создания сети производства различного строительного и инженерного оборудования, в том числе лифтового. Причем эти производственные источники должны быть расположены как можно ближе к объектам масштабного строительства и в достаточной степени самостоятельными и мобильными, как это показывает мировая практика. Такой подход позволяет уменьшить себестоимость изделия и быстрее удовлетворить и другие потребности заказчиков.

С другой стороны, необходимо поискать и другие пути, позволяющие существенно уменьшить расходы и ускорить сроки производства работ в процессе модернизации оборудования.

Предлагаемая программа в полном объеме отвечает решениям вышепоставленной задачи и на самом деле является наиболее экономичным вариантом комплексного решения вопросов.

Модернизация лифтов

По требованиям безопасности по эксплуатации лифтов, в соответствии с существующими правилами ПУБЭЛ-03, предельный срок эксплуатации отечественных лифтов ограничен 25 годами, по истечении которого лифт либо должен быть полностью заменен, либо основательно модернизирован. В настоящее время таких лифтов накопилось несколько сот тысяч. Однако режим их эксплуатации и уход за ними очень сильно отличались между собой у различных организаций. Поэтому состояние лифтов различается, и нельзя одинаково подходить к требованиям их сплошной замены строго по требованиям ПУБЭЛ. Предлагаемая программа подразумевает дифференцированный подход к реализации процесса их модернизации.

Нами совместно с ОАО «МЭЛ» разработана и согласована пакетная программа процесса модернизации старых лифтов, суть которой заключается в следующем. Вся работа, связанная с процессом модернизации лифтов, разделяется на четыре стадии, а именно: восстановление лифта с реальным износом до 30–40% ресурса (ремонт); до 60% ресурса (модернизация), свыше 60% ресурса (глубокая модернизация) и полная замена лифта. Очевидно, что затраты на восстановление у них должны быть различными. Такой подход к производству работ сильно сокращает общие расходы на процесс модернизации лифтового парка в целом. Практика подтверждает расчеты экономии порядка 40–42% от их общей стоимости, то есть на средства, выделенные для замены 10 лифтов, можно обновлять 14 лифтов.

Необходимо отметить, что при этом приходится произвести достаточно объемную предварительную работу инженерного обследования для составления дефектных карт каждого лифта. Однако размеры возможной экономии оправдывают проведение этих работ. После производства соответствующих мероприятий сроки службы каждого лифта можно продлить, соответственно, на 8, 15 и 25 лет, по согласованию с органами Гостехнадзора. Программа согласована с руководством ГТН РФ.

Следующая стадия экономии средств связана с производством автоматизированных диспетчерско-диагностических систем лифтов (АДДСЛ), разработанных на основе отечественного оборудования «Обь». Могут быть использованы и другие аналогичные системы, это не принципиально.

Данные системы позволяют сокращать количество обслуживающего персонала в 5–8 раз, многократно уменьшить простои и исключить вандализм в лифтах путем постоянного дистанционного мониторинга. Поскольку расходы на содержание лифтов, обеспеченных системой АДДСЛ, заметно уменьшаются, то можно использовать оплату услуг за их установку через схему рассрочки из средств тарифных сборов, без изменения их размеров, за счет экономии.

Замечательное свойство подобных АДДСЛ заключается еще и в возможности использования прежней кабельной сети, без особых дополнительных расходов, для создания общегородской системы мониторинга других сопутствующих инженерных сооружений (водо-, тепло-, энергоснабжение, дистанционное видеонаблюдение нужных объектов, пожарной и охранной сигнализации, телематические услуги и многое другое).

Возможные пути  и  источники финансирования

Как отмечено ранее, без основательного финансового участия государства настоящая программа не может быть реализована. Возможны различные варианты решения вопроса. Например, начиная с 2006 г. в Пермском крае была принята экспериментальная программа подготовки для передачи в распоряжении АСЖ части жилья после ремонта инженерного оборудования и мест общего пользования (ремонт подъездов, кровли и т. п.). Эксперимент распространялся на несколько городов, где были заблаговременно подготовлены программы и подробные сметы расходов на производства этих работ. Из краевого бюджета на эти цели были выделены 320 млн. руб. с условием покрытия 100% расходов из них. После достаточно успешного производства работ на 2007 г. было принято решение о распределении расходов в пропорции 70% из краевого бюджета и 30% из местных бюджетов на продолжении эксперимента.

Слабым местом в этой схеме является то, что не во всех городах местные бюджеты могут изыскать возможность найти средства на производства подобных работ. А по условиям программы в этих случаях краевой бюджет не будет выделять средства для таких муниципальных образований, что несправедливо. Программа должна предусматривать разные финансовые возможности различных муниципальных образований и корректировать долевое распределение расходов.

При расширении этого опыта на другие субъекты страны более справедливым было бы рассмотреть вариант выделения средств на рассматриваемые цели в пропорции 50% из федеральных средств, 30% из бюджетных средств субъектов федерации, 10% из местных бюджетов и 10% за счет населения, в собственность которого эти объекты передаются. Для разных субъектов федерации можно было бы предусмотреть разные пропорции в соответствии с их финансовыми возможностями. При таком подходе можно было бы аккумулировать достаточно большие средства и модернизовать заметное количество оборудования за короткий срок. Кроме того, при производстве таких работ можно было бы использовать лизинговый механизм оплаты части работ за счет будущих тарифных сборов за услуги. Особенно это относится к предлагаемой 10% части за счет населения.

Например, при производстве работ по АДДСЛ часть выплат можно произвести за счет экономии средств на содержание и эксплуатацию лифтов, образовавшейся в результате сокращения обслуживающего персонала при условии «замораживания» тарифных сборов в течение оговоренных в договорах сроков. Также можно поступить и при производстве других работ.

Пути реализации программы

Очевидно, что прежде чем приступать к реализации программы в масштабах субъектов, необходимо произвести огромную работу по подготовке предложений от городских организаций, эксплуатирующих объекты инженерного оборудования. Руководство городов должно принять решение и дать задание инженерным центрам произвести полномасштабное обследование всех существующих лифтов на предмет составления карт дефектности для каждого лифта хозяйства и систематизировать все лифты по степени их изношенности. После чего можно составить картину общего состояния лифтового хозяйства и программу модернизации данного хозяйства в соответствии с вышеизложенной схемой и включить ее в общую программу субъекта РФ. После этого можно будет оценить сметную стоимость работ по объектам и решить вопрос долевого участия сторон в реализации проекта.

Дата: 16.04.2007
Ф. А. Лячин, В. М. Мамасуев, З. Р. Бабаев
"СтройПРОФИль" 2/1-2007
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!