ЖКХ: 10 лет реформирования отрасли

1 стр. из 1

За несколько последних лет реформирования жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области аварийность на объектах теплоснабжения удалось снизить примерно в четыре раза. Именно таков важнейший итог работы властей Ленобласти за период с 2002 по 2006 гг., направивших на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры только из областного бюджета около 1,8 млрд. рублей. Эти и другие цифры были озвучены председателем Областного комитета по энергокомплексу и ЖКХ Сергеем Борисовичем Мяковым на состоявшемся в конце февраля заседании правительства Ленинградской области. Итак, с какими же результатами жилищно-коммунальная отрасль Ленобласти встретила свой профессиональный праздник — День работников ЖКХ и бытового обслуживания, — который, как известно, празднуется каждое третье воскресенье марта (учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года)?

Надежность — результат бюджетных капвложений

Точкой отсчета в работе властей региона по реформированию жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области следует считать Постановление № 32 правительства Ленобласти от 11 сентября 1997 г., утвердившее концепцию этой реформы. Для обеспечения устойчивого функционирования отрасли было принято решение сделать основной акцент на адресных программах капитального ремонта и строительства объектов жизнеобеспечения. Кроме этого, было решено вплотную заняться вопросами оптимизации финансирования и управления в отрасли, совершенствования системы оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и мер социальной поддержки, а также обеспечения экономически обоснованного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основные усилия по реализации адресных программ капвложений в жилищно-коммунальной отрасли пришлись на первую половину 2000 гг., и это наглядно показывают следующие цифры. За период с 2002 по 2006 гг. на реализацию адресных программ капитального строительства и предупреждение ситуаций, связанных с нарушением работы объектов ЖКХ, было направлено 1,8 млрд. рублей.

Учитывая значительное количество (более 600 котельных) и высокую степень изношенности источников теплоснабжения, наибольшее внимание было уделено именно этому сектору ЖКХ. В результате за счет бюджетных средств удалось реконструировать или модернизировать (в том числе с переводом на более эффективные и экономичные энергоносители: природный газ и биотопливо) почти 170 котельных. Работа продолжается, и в течение ближайших полутора лет планируется ввести в строй еще порядка 30 реконструированных или новых котельных, работающих на газе и биотопливе, но уже на инвестиционной основе.

Столь масштабные капиталовложения в реализацию адресных программ реконструкции объектов теплоснабжения муниципальных образований Ленинградской области позволили значительно повысить надежность и экономичность функционирования инженерных систем. Прежде всего систем теплоснабжения. В целом количество отказов в работе коммунальных систем снизилось с 1 360 единиц в 2002 г. до 670 в 2006 г. В теплоснабжении данный показатель снизился с 554 до 144 (или примерно в 4 раза).

При этом только за счет снижения топливной составляющей в производстве тепловой энергии экономический эффект от реализации в 2002–2006 гг. мероприятий по реконструкции котельных в Ленинградской области составляет более 300 млн. рублей в год.

Уровень производства тепловой энергии для коммунальных нужд с использованием газа увеличился с 55% (в 1997 г.) до 72,5%. Соответственно, доля мазута в топливном балансе региона снизилась с 20,7% (в 1997 г.)до 16,5%, угля — с 9,6% (в 1997 г.) до 8%. В натуральном выражении объемы использования мазута сократились с 192 тыс. т (в 2003 г.) до 145 тыс. т, угля — с 187 тыс. т до 148 тыс. т.

На сегодняшний день в Ленобласти газифицировано 212 населенных пунктов. За период с 2002 по 2006 гг. правительством Ленобласти и ОАО «Газпром» (и его дочерними предприятиями) на программы газификации области было выделено около 4 млрд. рублей. Освоение этих средств позволило газифицировать природным газом 37 населенных пунктов Ленинградской области. В их числе города Лодейное Поле, Кириши, Подпорожье и Новая Ладога, поселки Копорье, Калитино, Советский, Рощино, Старая Ладога, Вырица, Лебяжье, Токсово и ряд других.

При этом первично газифицировано и переведено с емкостного на природный газ 54,3 тыс. квартир. Таким образом, прирост газифицированного природным газом жилфонда составил по отношению к уровню 2002 г. 16,4%.

По словам С. Б. Мякова, в 2007 г. Ленобласть планирует произвести работы по программам дальнейшей газификации региона на сумму порядка 2 млрд. рублей. Однако приходится констатировать, что ни в одном из 212 населенных пунктов Лен-области газификация потребителей не завершена на все 100%. Например, во вновь газифицированных поселках как правило выполняется только перевод муниципального жилфонда с емкостного на природный газ (так как данные работы малозатратны). Газификация же частного сектора и даже муниципальных котельных затягивается на длительное время как правило по вине руководителей муниципальных образований.

«Закрыв» основные проблемы с надежностью работы котельных, власти региона приступают к модернизации и других секторов жилищно-коммунального комплекса. В настоящее время в связи с низким качеством питьевой воды в ряде населенных пунктов Ленинградской области Областным комитетом по энергетическому комплексу и ЖКХ разработана и в сентябре 2006 г. утверждена региональная программа «Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой на 2007–2011 годы».

Впрочем, работе систем водоснабжения и канализации внимание уделялось и в предыдущий период. В частности, начиная с 2000 г. в Ленинградской области на основе соглашения между областным правительством и странами Балтийского региона — Данией, Швецией, Финляндией, а также Северным инвестиционным банком и Фондом экологического партнерства «Северное измерение» — реализуется программа «Северная инициатива».

Напомним, что проект «Северная инициатива» направлен на улучшение экологического состояния Балтийского моря за счет реконструкции и модернизации очистных сооружений и канализационных сетей ряда городов Ленобласти (поскольку их плачевное состояние отнюдь не улучшало чистоту балтийских вод…). С 2000 по 2006 гг. объемы финансирования проекта составили 8,2 млн. евро, из них на долю иностранных инвестиций пришлось 4,2 млн. евро. За счет этих средств проводились и будут продолжены работы в четырех городах Ленинградской области — Тихвине, Гатчине, Пикалево, Кировске.

Кроме того, на объектах ЖКХ Ленинградской области было реализовано значительное число пилотных и научно-исследовательских разработок в части внедрения современных технологий энергосбережения, внедрен ряд научных разработок по повышению эффективности работы котельных и других объектов жизнеобеспечения.

Платить иль не платить, вот в чем вопрос…

Конечно, разговор о ЖКХ не может обойтись без такого «больного» вопроса, как оплата жилищно-коммунальных услуг. Реформируя народное хозяйство страны, в том числе и жилищно-коммунальную отрасль, Российское Правительство целенаправленно проводит политику перехода на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг. Радует это, пожалуй, только руководителей органов местного самоуправления (кстати, «на прямую» не подчиненных органам госвласти) и коммунальных предприятий, чьи бюджеты прирастают «полновесным рублем».

Население же сопротивляется этому процессу, как может… Что, впрочем, вполне естественная реакция: по крайней мере со стороны тех, кому за жилищно-коммунальное обслуживание приходится ежемесячно отдавать едва ли не большую половину своей пенсии или зарплаты. Правда, ежегодно принимаемые федеральным центром ограничения по предельному росту тарифов отчасти укротили «коммунальный беспредел», но в целом проблема несоразмерности доходов части населения и стоимости жилищно-коммунальных услуг по-прежнему остается… При этом задолженность населения перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг не идет на пользу как финансовому состоянию последних, так и возможности привлечения частных инвестиций в отрасль.

В среднем по Ленинградской области уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением увеличился с 42% (в 2000 г.)до 81% (в 2006 г.). Но несмотря на достаточно высокий уровень собираемости платежей задолженность населения остается большой проблемой. В прошлом году коммунальными предприятиями было подано более 20 тыс. исков на неплательщиков, по которым судебными органами принимались решения о взыскании задолженности (в том числе 29 решений о выселении граждан).

Выступая с докладом на заседании областного правительства, С. Б. Мяков подчеркнул, что среди муниципальных образований первого уровня (то есть, существующих в границах того или иного района — муниципального образования второго уровня) прослеживается тенденция к об-особлению от единой системы жилищно-коммунального хозяйства районного уровня. На практике это приводит к тому, что уровень затрат на жилищно-коммунальные услуги в городах и сельских поселениях, расположенных в границах одного и того же района, отличается в «разы».

Даже в населенных пунктах, расположенных по соседству, размер оплаты может отличаться в несколько раз. Например, в Выборгском районе затраты на отопление 1 кв. м жилья в городе Выборг составляют 9,5 рублей, а в городе Высоцк — 34 рубля! Другой пример, Всеволожский район: в городе Всеволожск затраты на отопление 1 кв. м жилья — 12 рублей, а в пос. Лесколово — 40 рублей.

Конечно, в городах система жизнеобес-печения менее затратна, чем в сельских населенных пунктах. Однако подобные «разрывы» в стоимости коммунальных услуг крайне негативно влияют на социально-экономическое развитие сельской местности.

Поэтому, с точки зрения консолидации бюджетных средств на обслуживание и капремонт объектов, облегчения финансовой нагрузки на жителей по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также привлечения инвестиций и так далее, желательно, чтобы работой ЖКХ каждого района руководила единая управляющая компания, как подчеркнул С. Б. Мяков, рекомендуя главам муниципальных администраций изменить свою политику в этой сфере. Он также отметил, что необходимо совершенствовать формы социальной поддержки незащищенных слоев населения.

Пожалуй, стоит отметить, что заслушав доклад, глава региона, губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков, сделал вывод, с целесообразностью которого трудно не согласиться: «Тарифы на услуги ЖКХ следует увеличивать постепенно, сообразуясь с темпами инфляции и ростом цен на топливо. Тогда удастся избежать ситуаций, когда резкое повышение тарифов в начале года, опережая рост зарплат и пенсий, болезненно «бьет» по семейному бюджету жителей области».

Остается надеяться, что руководители федерального уровня «прислушаются» к этому предложению…

Задачи на перспективу

«Можно долго перечислять позитивные результаты реформы в Ленинградской области, однако приходится констатировать, что в целом ситуацию существенно изменить в лучшую сторону пока не удалось», — обобщил С. Б. Мяков, отметив приоритетные задачи по развитию жилищно-коммунального комплекса области.

В первую очередь, помимо программ реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения, источников теплоснабжения, а также сетевого хозяйства (износ которого в среднем составляет более 75%), предстоит большая работа по акционированию предприятий ЖКХ с целью финансового оздоровления отрасли. Это обеспечит возможность привлечения частных инвестиций в развитие объектов и инфраструктуры, и таким образом удастся снизить непроизводственные затраты и обеспечить повышение качества услуг без значительного роста тарифов.

Кроме того, должны быть созданы привлекательные для инвестора условия возврата вложенных средств. «И здесь, — подчеркнул С. Б. Мяков, — снова приходится останавливаться на необходимости аккумулирования сил и средств как минимум в масштабах района, а в перспективе — и в масштабах области».

Необходимо также развивать новые, более эффективные формы управления: в жилищной сфере — товарищества собственников жилья и управляющие компании, в коммунальной сфере — новые схемы управления муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры (включая концессию) с привлечением специализированных управляющих компаний, развитие частно-государственного партнерства и так далее.

В целях повышения эффективности государственной бюджетной политики средства областного бюджета следует направлять в первую очередь именно тем муниципальным образованиям, которые последовательно развивают эффективные схемы управления активами в отрасли на своих территориях, осуществляют привлечение управляющих компаний в жилищной и коммунальной сферах, способствуют привлечению частных инвестиций.

Дата: 23.04.2007
Дмитрий Митропольский
"СтройПРОФИль" 3 (57)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!