Навесные фасадные системы и проблемы, с которыми мы сталкиваемся

1 стр. из 1

Навесные фасадные системы появились на российском строительном рынке около 15 лет назад. Это было обусловлено новыми тенденциями в дизайне и архитектуре, а также хлынувшими с запада и востока современными технологиями и материалами. Количество вариантов навесных фасадных систем на сегодня практически не ограничено, все зависит от замысла архитектора, фантазии дизайнера и финансовых возможностей заказчика. И все же существует множество критериев, которые влияют на выбор как с точки зрения непосредственно строительства, так и с точки зрения последующей эксплуатации.

Рынок фасадных систем для заказчика предлагает большое число альтернативных вариантов: традиционные штукатурные фасады, системы теплоизоляции «мокрого» типа как с тонкими, так и с толстыми штукатурными слоями, навесные фасадные системы, системы светопрозрачных фасадов и множество других вариантов и их комбинаций. И все же, как показывают тенденции последних нескольких лет, заказчик предпочитает применение навесных фасадных систем. В чем же их преимущество? В цене? В разнообразии вариантов отделочных материалов? Долговечности? Простоте эксплуатации? Давайте попробуем разобраться — быть может, при выборе, применении и эксплуатации навесных фасадных систем не учитываются и недопонимаются многие факторы и нюансы.

Этой статьей хотелось бы начать цикл публикаций, в которых мы постараемся подробно разобраться во всех элементах и изделиях, процессах проектирования, строительства и применения, а также эксплуатации и других аспектах навесных фасадных конструкций. Сначала мы попробуем затронуть все видимые проблемы в общем, а в последующих публикациях будем подробно разбираться в каждом отдельном элементе и применении.

Сложившаяся ситуация на рынке фасадных систем крайне негативная. И дело вовсе не в отсутствии денежных средств. Основная проблема — в жесточайшем кадровом дефиците, профессиональной некомпетентности и зачастую полном отсутствии специалистов на всех уровнях. Попробуем проанализировать, кто и на какой стадии должен принимать решения и выполнять взятые на себя обязательства.

Заказчик строительства. Его цели и задачи, с одной стороны, достаточно просты. Его основная обязанность — вовремя оплачивать счета и принимать выполненные работы. В его компетенцию не входит изучение рынка фасадных систем и детальное понимание процесса строительства. Все эти обязанности он должен возложить (а иногда и действительно возлагает) на свою или привлеченную структуру, которая для достижения поставленных задач обязана, в свою очередь, обладать определенными навыками и знаниями, контролировать и управлять всем комплексом строительства. Также желательно, чтобы заказчик от начала и до конца хорошо понимал свои желания и не менял свои решения и требования в процессе.

В реальной практике происходит несколько иначе. Заказчик с целью удешевления проекта строительства считает, что разбирается во многих вещах хоть и не профессионально, но достаточно хорошо. С такими предпосылками он и подходит к строительству фасадов своего здания. Проведя тендер, а во многих случаях просто полагаясь на своих «хороших» друзей, которые являются еще «большими профессионалами в фасадных конструкциях», он выбирает фасадную конструкцию по очень простому принципу.

Предложив десяток фирм-поставщиков поучаствовать в его проекте, он рассылает ту документацию, которой он владеет на данный момент. Чаще всего такая документация включает в себя общие архитектурные и планировочные решения и содержит общие упоминания о фасадной конструкции с некоторыми описаниями отделочных материалов.

На основании такой документации каждый поставщик решает для себя, как ему удобней поступить. Кто-то дает коммерческое предложение на так называемый «квадратный метр», кто-то выполняет быстрые обсчеты здания и пытается предложить более точный вариант расчетов.

И вот здесь заказчик впадает в свое первое паническое состояние. Все предложенные ему варианты настолько разные и отличаются по ценам, что попытки привести к какому-то единственному знаменателю то, что ему дали, не приводит к положительным результатам. В одних предложениях присутствуют цифры одной строкой, которые описывают отдельные разделы, такие, например, как проектирование, подконструкция, облицовка, выполнение работ. В других предложениях есть более детальная трактовка каждого вида работ и предлагаемых материалов, а в некоторые и с учетом отдельных необходимых элементов. Зачастую предложения, которые содержат более точную деталировку, получаются значительно дороже предложений «одной строкой».

И как должен поступить заказчик, проанализировав то, что ему предлагают? Он уже на основании своих, сугубо личных, критериев (в том числе и таких, как «хорошие или не очень» знакомые, можно ли посмотреть их работы, много ли говорят на проводимых переговорах и т. д.) проводит свой отбор. Большинство в конечном итоге выбирает «золотую» середину. Правильное ли это решение? Очень сложный вопрос. Без знания рынка производителей работ (а он меняется даже не год от года, а зачастую каждые несколько месяцев), тонкостей каждой отдельной предлагаемой системы, нормативной документации, а также проектирования такой выбор становится оправданным.

Также необходимо отметить, что многие фирмы, зная такой подход заказчиков, участвуя в тендерных торгах, придумывают очень интересные ходы. Например, почему бы не привести на тендер несколько аффелированных лиц под разными названиями, которые делают предложения с достаточно большой разницей, в надежде на то, что одно из предложений займет то самое место «золотой» середины.

Давайте более подробно проанализируем предлагаемые коммерческие предложения. Оперировать предложениями, в которых приведен расчет на «квадратный метр», зачастую не представляется возможным. Необходимо четко представлять, что каждое здание индивидуально, имеет разное количество оконных и дверных проемов, различное количество плоскостей и архитектурных элементов, различные типы кровель и цокольных частей и т. д. И только на основании четкого просчета всех элементов и строится детальное коммерческое предложение, которое содержит и учитывает все нюансы здания.

«Золотая середина». Что получает заказчик? Выбрав поставщика-производителя работ на основании приведенных данных, заказчик в какой-то момент начинает осознавать, что предоставленное предложение было «не совсем» точным и не учитывало многих факторов. В ходе реализации проекта выясняется, что не учтены примыкания к элементам, обрамления оконных и дверных проемов, выбранная навесная система не имеет или имеет неполный комплект разрешительной документации, проектное решение разрабатывается с большим трудом, система имеет ряд недостатков, о которых не говорилось ранее и т. д. С таким количеством проблем заказчик в какой-то момент времени задумывается о смене системы и производителя работ. Но деньги потрачены немалые, время упущено, и смена поставщика-производителя может привести к еще более губительной ситуации.

Хорошо, если в такой момент заказчик приостановит на некоторое время работы, переоценит ситуацию, попытается заставить поставщика-производителя исправить уже существующие ошибки и дальше усилит контроль над происходящим на строительной площадке. Но зачастую такого не происходит. Заказчик может и не догадываться о существующих проблемах. Может и не оценивать, что при 60% готовности объекта израсходованы все 100% средств, и он оплачивает счета под маркой «дополнительные работы».

Давайте посмотрим, что будет ближе к концу производства работ. Фасад выполнен. Его удручающий вид пестрит массой недоделок и явных ошибок. Попытки сдать здание «городу» наталкиваются на постоянные проблемы в связи с отсутствием исполнительной, проектной и разрешительной документации. Первоначальное желание заказчика сэкономить привело к необходимости переделок (за которые тоже надо платить деньги), выплате штрафов надзирающим органам и очень непристойному виду всего здания в целом. Ведь фасад — лицо любого здания.

Хорошо, если данный фасад сможет просуществовать без потерь и явных дефектов хотя бы несколько лет. Тогда заказчик сможет набраться сил (финансовых и моральных) и приступить к ремонту своего здания снова (будем надеяться, с учетом пройденных ошибок). Но зачастую к этому моменту у здания будет другая эксплуатирующая организация, которая, не зная, что внутри фасадной конструкции, будет пытаться лечить «больного» местной анестезией. Такие вмешательства приведут «больного» к полной потери сознания и возможной «гибели» уже совсем в скором времени.

P.S.
Как мы участвовали в тендере. Написав последние строки статьи, появилась пауза для чашки чая, и в этот момент заскочил один знакомый строитель «на 5 минут» — посоветоваться. Ему предложили выполнить работы на одном из фасадов московской области. Исходные данные такие: фасад — примерно 1 500 кв. м, облицовка — керамическим гранитом, навесная система не выбрана, проектная документация не представлена, начинать и заканчивать работы надо через неделю, деньги у заказчика пока есть, материалы, может быть, будут, а может, и нет…

Задача: сформировать коммерческое предложение на основании предоставленных данных и принять участие в тендере. В течении пяти минут была выбрана фасадная система, обсужден вопрос с установкой лесов, прикинута стоимость работ. Может быть, 35, а может, и 40, кстати, а почему и не 43. Почему 43? Потому что цифра красивая. И вот так, путаясь в показаниях, знакомый строитель побежал участвовать в тендерных торгах. Мы за весь период его размышлений вслух не успели сказать ни одного слова…
(Продолжение следует)

Дата: 23.04.2007
С. В. Алехин
"СтройПРОФИль" 3 (57)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!