|
|||||
1 стр. из 1 Рынок подъемных механизмов внутреннего пользования (лифты, эскалаторы, бегущие дорожки и т. п.) в РФ в настоящее время формируется под давлением двух встречных созревших экономических тенденций. С одной стороны, накопилась острая необходимость замены и модернизации сотни тысяч изживших свой век лифтов. С другой стороны, растущая потребность строительства жилья и новых объектов социального назначения в обеспечении новыми лифтами требует более серьезного и критичного взгляда на развитие этого сектора промышленного производства в стране. До настоящего времени текущая потребность рынка удовлетворялась стараниями трех основных производителей лифтов в СНГ: ШЛЗ (г. Щербинка, Московская обл.), КМЗ (Москва) и МЛЗ (г. Могилев, Белоруссия), а также нескольких сборочных мастерских в различных городах РФ, в том числе новым цехом фирмы «ОТИС» в Санкт-Петербурге. При этом из-за полного отсутствия выделяемых средств для замены и модернизации старых лифтов реальный спрос на новую продукцию определялся наличием заказов от нового строительства (порядка 19 тыс. единиц в год) и был далек от реальной потребности в лифтах. Спрос же на элитные изделия, эскалаторы и т. п. удовлетворялся полностью за счет зарубежных заказов. Происходящие реальные сдвиги в реализации реформы ЖКХ, увеличение темпа строительства в стране и появление новых, ранее не практиковавшихся социальных объектов, за последние 2–3 года резко меняют объемы потребности в этих изделиях, что, в свою очередь, порождает острую необходимость оптимизировать размеры резко возрастающих расходов на эти цели. Учитывая необъятные пространства страны и дороговизну перевозок готовых изделий из центральных районов до далеких городов, напрашивается определенная политика диверсификации массовых сборочных работ в новые узловые промышленные регионы с интенсивным строительством. А увеличение числа заказов на элитные лифты и эскалаторы увеличивает и делает проблематичным размеры выплат за импорт этих товаров. Кроме того, резкое увеличение числа необходимых к изготовлению единиц лифтовой продукции требует поиска путей экономии материалов и энергии (металла, электрооборудования, энергоисточников и т. п.) для их изготовления и в процессе их эксплуатации. Простое увеличение числа изготавливаемых лифтов старых марок требует затраты огромного числа металла, других первичных материалов и трудозатрат. Поэтому требуется творческий подход к решению возникающих задач в этом направлении. Безусловно, решение подобных задач в государственном масштабе требует проведения огромного комплекса согласованных действий различных хозяйств и промышленных структур. Но эти работы, по сути, состоят из отдельных составляющих, предпринимаемых стараниями отдельных участников этого процесса. Вот об одних из реально предпринимаемых опытных шагов в этом направлении хочется рассказать более детально. Предвидя предстоящий долгосрочный бурный рост спроса на лифтовую продукцию, мы посчитали необходимым поставить перед специалистами наших заводов задачу срочно разработать конструкцию и документацию на новые пассажирские и грузопассажирские лифты популярных вариантов грузоподъемностью 400, 630 и 1 000 кг. При этом необходимо было стараться не повторять решения старых металлоемких и энергоемких вариантов отечественных изделий. В результате у нас достаточно быстро были разработаны и изготовлены образцы лифтов нового поколения марок ЛП-0411-ЭМ; 0601-ЭМ; 0611-ЭМ; 0621-ЭМ; 0621-ЭМ-2;1000-ЭМ и различных их модификаций, принципиально отличавшихся от своих отечественных аналогов практически в решении всех основных конструкционных задач, а в результате и потребительских качеств. Отказ от каркасной конструкции строения кабин привел не только к существенной экономии металла, но и позволил легко и экономно решить вопросы создания различных вариантов пожаростойкости лифтов (Е30 и ЕI-60). Применение тензометрического механизма взвешивания погрузки позволило убрать механизм подпольного взвешивания, что разрешило не только уменьшить вес кабины, но и увеличить ее устойчивость во время движения. Применение частотных регуляторов в конструкции основного привода и привода дверей в два раза уменьшило потребность в мощности электродвигателей этих приводов, полностью убрало эффекты толчков и колебаний кабины во время движения и сделало их практически бесшумными. А применение новой конструкции безредукторных лебедок позволяет не только исключить ряд операций, необходимых при эксплуатации классических моделей лебедок, убрать неизбежные сильные шумы при их работе, уменьшить трудоемкость при монтаже и ремонте, но и в 4–5 раз сократить их вес по сравнению с существующими аналогами. Новые лифты выпускаются в 2 скоростных вариантах: v=1 и 1,6 м/c для строений выше 17 этажей. Строительная часть новых лифтов разработана таким образом, что их можно монтировать в любую шахту старых конструкций. Но при монтаже в собственную конструкцию шахт трудоемкость уменьшается на одну треть. Самой интересной особенностью новых лифтов является то, что при всех этих отличительных качествах производителям удалось остаться на уровне цен на лифты старых конструкций. Последнее обстоятельство делает новые лифты исключительно конкурентоспособными при прочих равных условиях. Новизна подхода к проблемам лифтов заключается не только в обновлении их конструкции и экономии материалов при их производстве, но и в комплексном подходе ко всему ряду проблем, относящихся к лифтам. Группа производителей лифтовых организаций под руководством Ф. А. Лячина, президента Национальной лиги предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры, В. М. Мамасуева, генерального директора компании «МЭЛ» и З. Р. Бабаева, генерального директора компаний «ТАТ МЭЛ-ЛИФТ» и «Умный город» предлагают принципиально изменить подход к решению вопросов лифтовой отрасли в целом. Основную идеологию подхода можно коротко изложить следующим образом. 1. Для нормального обеспечения растущего спроса на лифты необходимо расширить не только существующие производственные мощности, но и срочно создать новые мобильные центры и цеха для быстрой сборки готовых изделий ближе к центрам интенсивного строительства. Надо отметить, что разработчики новых лифтов действительно нашли решение, отвечающее всем этим требованиям, вплоть до централизированной организации производства и окончательной сборки лифтов в многих регионах РФ. Однако, как и ожидалось, не все так безоблачно в процессе созидания нового. Быстрому и нормальному развитию прогрессивного начала мешают трудности с привлечением независимых инвесторов, в том числе бюджетных средств, инертность и консервативность хозяйственных отношений между различными структурами строителей и откровенное противодействие установившихся коррупционных связей в системе реализации лифтовой продукции, да и многое другое. Но объективные законы экономики со временем выпрямляют эти отклонения, и реальные потребности рынка заставят наших корпоративных коллег также внести необходимые изменения в организацию своих действий. Новые лифты, кроме того, что позволяют ускорить решение проблем модернизации старых лифтов ЖКХ (около 60% общего спроса рынка), еще и помогают частично закрыть спрос отечественных инвесторов на лифты для жилых домов улучшенного качества (квазиэлитные) вместо импортируемых дорогостоящих лифтов улучшенного качества, что приблизительно составляет около 30% спроса на новые лифты. Около 10% спроса рынка относятся к элитным дорогостоящим лифтам иностранного производства и в РФ не производятся. Самым серьезным препятствием в обновлении громадного устаревшего парка лифтов, накопившегося в основном из-за полного отсутствия финансирования в 90-х гг., является необходимость изыскания гигантских средств для их полной замены. Таких средств ни у новых управляющих компаний собственников жилья, ни, тем более, у самих жильцов нет. Реальным путем остается комбинированное финансирование процесса. С нашей точки зрения, наиболее подходящим могло бы быть финансирование процесса модернизации инженерного оборудования ЖКХ, например в пропорции 50% федеральных источников, 30% из бюджета региона, 10% из местного бюджета и 10% за счет жильцов, в собственность которых эти объекты передаются. Экспериментальные попытки в некоторых субъектах РФ в этом направлении уже принимаются. Например, в Пермском крае уже второй год практикуют такую работу в нескольких городах, но применяют механизм финансирования в пропорциях 70% из бюджета края и 30% из местных бюджетов. Главный недостаток такого подхода в том, что не из всех местных бюджетов возможно выделить необходимые средства для этой цели. Большинство малых городов не имеют налоговой базы для этого из-за отсутствия крупных промышленных производств и объектов на их территории. Поэтому определение данной пропорции должно быть гибким. Еще одним вспомогательным источником финансирования при модернизации лифтовых хозяйств может служить повсеместное создание автоматизированных диспетчерско-диагностических систем лифтов (АДДСЛ), которые позволяют существенно сокращать расходы на содержание лифтов. Например, создание АДДСЛ на базе оборудования «Обь» позволяет в несколько раз сократить штаты обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций и свести к минимуму простои и ремонтные работы самих лифтов. Если учесть еще и согласованную с Гостехнадзором пакетную программу по модернизации лифтов, позволяющую существенно экономить средства при замене старых лифтов, то можно убедиться, что предполагаемая программная схема подхода к решению проблем растущей лифтовой отрасли в целом позволяет на выделенные средства для 10 лифтов привести в порядок около 14 лифтов, т. е. поднять эффективность использования средств до 40% по сравнению с существующими порядками. Думается, такой критичный подход к решению наших внутренних проблем особенно важен в связи с предстоящим вхождением РФ в ВТО. Дата: 23.04.2007 Ф. А. Лячин, В. М. Мамасуев, З. Р. Бабаев "СтройПРОФИль" 3 (57)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||