|
|||||
1 стр. из 1 Реформирование работы жилищно-коммунального комплекса России — это давнишняя «болевая точка» идущих в последнее в России время экономических преобразований. Прокомментировать ход реформирования отрасли ЖКХ мы попросили руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйствуРФ (Росстроя) Сергея КРУГЛИКА. –Сергей Иванович, реформа жилищно-коммунального хозяйства страны приобрела своего рода перманентный характер. Начало реформы можно отнести к концу 1980-х гг., а окончания и видимых результатов ее пока не видно. В чем проблема? Что не ладится в деле реформирования ЖКХ? — На сегодняшний момент еще существует ряд вопросов, которые нуждаются в принципиальном решении на уровне федерального центра. Это проблемы, связанные с предоставлением льгот и жилищных субсидий, ликвидацией перекрестного субсидирования, совершенствованием системы тарифного регулирования и пр. Пока эти задачи не решены, привлекательность работы с жилыми домами для управляющих компаний во многих случаях будет крайне низкой (в связи с существованием т. н. выпадающих доходов). — И что же необходимо сделать для стимулирования этой работы? — По итогам прошлого года, имеет место снижение динамики роста дебиторской и кредиторской задолженности предприятий отрасли, тем не менее, по сравнению с прошлым годом она увеличилась. Я думаю, что руководство соответствующих государственных структур в регионах должно, наконец, осознать, что жилищно-коммунальное хозяйство — это не только социально-значимый сектор (что, разумеется, так), но и элемент рыночной системы хозяйствования. Своевременная оплата предоставленных услуг и пр. является безусловной нормой. Пока не будет понимания этого, наказания злостных неплательщиков, выстраивания нормальных рыночных отношений —улучшить ситуацию практически невозможно. — Может быть, нужно что-то еще сделать на федеральном уровне, обеспечить регионы соответствующей нормативно-правовой базой? — Необходимо и далее совершенствовать законодательство, решать накопившиеся вопросы и проблемы, стимулировать развитие отрасли, но главное — выработка принципиальных подходов к реформированию жилищно-коммунального комплекса и формирование соответствующего правового обеспечения этой реформы — уже сделано. Как говорится, толчок дан, процесс пошел, и его развитие, в основном, теперь зависит от самих его участников. Система подходов на федеральном уровне сформирована, дело за практическим ее применением в регионах. Тут главная задача состоит в том, чтобы был найден разумный баланс между рыночными и экономическими интересами поставщиков услуг ЖКХ и социальными потребностями общества. Уверен, это вполне осуществимо. Конечно, имеется ограничение на рост тарифов оплаты за услуги предприятий жилищно-коммунальной сферы, что влияет на экономику предприятий ЖКХ, но это временное положение, которое будет действовать до 2009 г., и в тех регионах, где проводилась сбалансированная тарифная политика, ограничение не является препятствием для установления экономически обоснованных тарифов на услуги. — Тем не менее много говорят о существовании актуальных проблем именно в реализации жилищного законодательства. — Проблемы есть, и будут существовать всегда — это нормально. С одной стороны, невозможно создать норму, идеально учитывающую все аспекты и все интересы; с другой — в любой, даже самый правильный, закон можно внести дополнения, совершенствующие его действие. Когда я говорил о том, что федеральный центр свою задачу выполнил, я имел в виду выработку принципиальных механизмов решения проблем; совершенно очевидно, что из Москвы все вопросы на местах решить невозможно. В целом же, можно выделить несколько наиболее актуальных существующих вопросов, связанных с реализацией на практике основных положений реформирования отрасли. Коснусь их вкратце. Во-первых, в настоящее время отсутствует государственный орган, наделенный полномочиями относить и исключать жилые помещения из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ). Данный фонд — это служебное жилье, общежития, маневренный фонд, дома социального обслуживания, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Во-вторых, существует проблема с процедурой признания помещения жилым, пригодным/непригодным, аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время действующим законодательством определено, что соответствующее решение выносит межведомственная комиссия, которая создается собственником жилого фонда. В-третьих, немало проблем с управлением многоквартирными домами. Процесс перехода к новому способу управления многоквартирными домами уже запущен и идет в разных регионах по своим сценариям. Людям дан выбор — непосредственное управление собственником, управление через ТСЖ, ЖСК или управляющие организации. Законодательством предусмотрено проведение конкурсного отбора управляющих организаций муниципалитетами, начиная с 1 января нынешнего года. Но если раньше закон не устанавливал срок завершения первых открытых конкурсов, а правительство рекомендовало им лишь полгода, то теперь муниципалитеты могут не торопиться. Самый крайний срок окончания первых конкурсов — 1 мая 2008 г. Заодно дополнительный шанс «созреть» появился и у собственников. Они могут скооперироваться в любой момент, даже если конкурс уже объявлен. В среднем по России 20,4% домовладений определились со способом управления. Более 60% из них отдали предпочтение управляющим организациям — муниципальным или частным. На сегодня остро встала задача поиска оптимальных схем управления многоквартирными домами, перешедшими в собственность нескольких домовладельцев, и правового регулирования отношений между собственниками общего имущества. Эта проблема является на сегодня актуальной для всех городов России. Я думаю, что 2007 год станет годом активного выбора населения в вопросах содержания своего жилья и готовности органов местного самоуправления к проведению открытых конкурсов по выбору управляющих организаций. — Можно ли выделить какие-то регионы, где реформирование жилищно-коммунального хозяйства идет наиболее успешно? — Наилучшие результаты наблюдаются в регионах, где присутствуют экономические стимулы для их создания и органы местного самоуправления оказывают содействие в их реализации. Вообще, по большому счету, о результатах реформирования ЖКХ на уровне региона говорить сложно. Регионы состоят из множества населенных пунктов, а они — из конкретных людей, живущих в конкретных домах. Сегодня практически в любом регионе существуют эффективные структуры собственников жилья, а также грамотно работающие на рыночных условиях управляющие компании и предприятия отрасли. Для них, в сущности, реформирование уже закончилось. Они отчетливо понимают, какие деньги и за что именно они платят и какие услуги должны быть предоставлены. Но в тех же регионах есть люди, живущие так, будто никакой реформы жилищно-коммунального комплекса в стране не проходит. Надо четко понимать, что ЖКХ — отрасль специфическая, и без участия самих граждан в решении собственных проблем сделать здесь почти ничего нельзя. Для изменения качества жизни нужна общая работа. Задача федерального центра — обеспечить преобразования соответствующим нормативно-правовым полем; регионы должны создать местные программы и стимулировать проведение реформ, а гражданам-собственникам необходимо понять свою ответственность за то, что делается в их доме, создать ТСЖ, найти управляющие или обслуживающие компании, тщательно контролировать их работу. Только тогда реформа ЖКХ станет реальностью. В принципе, конечно, можно выделить регионы и города, где такая совместная работа идет наиболее успешно. Это Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Тобольск, Сургут, Новгород Великий, Астрахань, Ростов-на-Дону, Череповец, Новочеркасск и др. В общем, чем более активную позицию занимают региональные власти и сами жители — тем успешнее идет реформирование жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, еще сильна инерция, многие не осознают себя владельцами своего жилья, не понимают, что это связано с определенными обязательствами и серьезной ответственностью. Тем не менее ситуация постепенно меняется, и чем быстрее это будет происходить, тем успешнее будет реформироваться жилищно-коммунальное хозяйство страны. Дата: 07.05.2007 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (60)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||