Сергей Круглик: «В сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо и далее совершенствовать законодательство»

1 стр. из 1

Реформирование работы жилищно-коммунального комплекса России — это давнишняя «болевая точка» идущих в последнее в России время экономических преобразований. Прокомментировать ход реформирования отрасли ЖКХ мы попросили руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйствуРФ (Росстроя) Сергея КРУГЛИКА.

–Сергей Иванович, реформа жилищно-коммунального хозяйства страны приобрела своего рода перманентный характер. Начало реформы можно отнести к концу 1980-х гг., а окончания и видимых результатов ее пока не видно. В чем проблема? Что не ладится в деле реформирования ЖКХ?

— На сегодняшний момент еще существует ряд вопросов, которые нуждаются в принципиальном решении на уровне федерального центра. Это проблемы, связанные с предоставлением льгот и жилищных субсидий, ликвидацией перекрестного субсидирования, совершенствованием системы тарифного регулирования и пр. Пока эти задачи не решены, привлекательность работы с жилыми домами для управляющих компаний во многих случаях будет крайне низкой (в связи с существованием т. н. выпадающих доходов).
На мой взгляд, даже подготовленный в настоящее время закон о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства не сможет кардинально изменить существующее положение. Постепенно должен сформироваться ясный, прозрачный баланс расходов и доходов — и в управлении недвижимостью, и в осуществлении теплообеспечения, водоснабжения и канализования, и пр. Должна быть проработана четкая схема, гарантирующая элементарную справедливость взаимоотношений: каждый должен платить именно за те ресурсы, которые он потребил, — не больше, но и не меньше, не пытаясь укрыться от уплаты за не полагающиеся ему льготы. Пока это не будет сделано, реформа жилищно-коммунального хозяйства будет осуществляться крайне медленно.

— И что же необходимо сделать для стимулирования этой работы?

— По итогам прошлого года, имеет место снижение динамики роста дебиторской и кредиторской задолженности предприятий отрасли, тем не менее, по сравнению с прошлым годом она увеличилась. Я думаю, что руководство соответствующих государственных структур в регионах должно, наконец, осознать, что жилищно-коммунальное хозяйство — это не только социально-значимый сектор (что, разумеется, так), но и элемент рыночной системы хозяйствования. Своевременная оплата предоставленных услуг и пр. является безусловной нормой. Пока не будет понимания этого, наказания злостных неплательщиков, выстраивания нормальных рыночных отношений —улучшить ситуацию практически невозможно.

— Может быть, нужно что-то еще сделать на федеральном уровне, обеспечить регионы соответствующей нормативно-правовой базой?

— Необходимо и далее совершенствовать законодательство, решать накопившиеся вопросы и проблемы, стимулировать развитие отрасли, но главное — выработка принципиальных подходов к реформированию жилищно-коммунального комплекса и формирование соответствующего правового обеспечения этой реформы — уже сделано. Как говорится, толчок дан, процесс пошел, и его развитие, в основном, теперь зависит от самих его участников. Система подходов на федеральном уровне сформирована, дело за практическим ее применением в регионах. Тут главная задача состоит в том, чтобы был найден разумный баланс между рыночными и экономическими интересами поставщиков услуг ЖКХ и социальными потребностями общества. Уверен, это вполне осуществимо. Конечно, имеется ограничение на рост тарифов оплаты за услуги предприятий жилищно-коммунальной сферы, что влияет на экономику предприятий ЖКХ, но это временное положение, которое будет действовать до 2009 г., и в тех регионах, где проводилась сбалансированная тарифная политика, ограничение не является препятствием для установления экономически обоснованных тарифов на услуги.

— Тем не менее много говорят о существовании актуальных проблем именно в реализации жилищного законодательства.

— Проблемы есть, и будут существовать всегда — это нормально. С одной стороны, невозможно создать норму, идеально учитывающую все аспекты и все интересы; с другой — в любой, даже самый правильный, закон можно внести дополнения, совершенствующие его действие. Когда я говорил о том, что федеральный центр свою задачу выполнил, я имел в виду выработку принципиальных механизмов решения проблем; совершенно очевидно, что из Москвы все вопросы на местах решить невозможно.

В целом же, можно выделить несколько наиболее актуальных существующих вопросов, связанных с реализацией на практике основных положений реформирования отрасли. Коснусь их вкратце.

Во-первых, в настоящее время отсутствует государственный орган, наделенный полномочиями относить и исключать жилые помещения из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ). Данный фонд — это служебное жилье, общежития, маневренный фонд, дома социального обслуживания, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Во-вторых, существует проблема с процедурой признания помещения жилым, пригодным/непригодным, аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время действующим законодательством определено, что соответствующее решение выносит межведомственная комиссия, которая создается собственником жилого фонда.

В-третьих, немало проблем с управлением многоквартирными домами. Процесс перехода к новому способу управления многоквартирными домами уже запущен и идет в разных регионах по своим сценариям. Людям дан выбор — непосредственное управление собственником, управление через ТСЖ, ЖСК или управляющие организации.

Законодательством предусмотрено проведение конкурсного отбора управляющих организаций муниципалитетами, начиная с 1 января нынешнего года. Но если раньше закон не устанавливал срок завершения первых открытых конкурсов, а правительство рекомендовало им лишь полгода, то теперь муниципалитеты могут не торопиться. Самый крайний срок окончания первых конкурсов — 1 мая 2008 г.

Заодно дополнительный шанс «созреть» появился и у собственников. Они могут скооперироваться в любой момент, даже если конкурс уже объявлен.

В среднем по России 20,4% домовладений определились со способом управления. Более 60% из них отдали предпочтение управляющим организациям — муниципальным или частным.

На сегодня остро встала задача поиска оптимальных схем управления многоквартирными домами, перешедшими в собственность нескольких домовладельцев, и правового регулирования отношений между собственниками общего имущества. Эта проблема является на сегодня актуальной для всех городов России.

Я думаю, что 2007 год станет годом активного выбора населения в вопросах содержания своего жилья и готовности органов местного самоуправления к проведению открытых конкурсов по выбору управляющих организаций.

— Можно ли выделить какие-то регионы, где реформирование жилищно-коммунального хозяйства идет наиболее успешно?

— Наилучшие результаты наблюдаются в регионах, где присутствуют экономические стимулы для их создания и органы местного самоуправления оказывают содействие в их реализации.

Вообще, по большому счету, о результатах реформирования ЖКХ на уровне региона говорить сложно. Регионы состоят из множества населенных пунктов, а они — из конкретных людей, живущих в конкретных домах. Сегодня практически в любом регионе существуют эффективные структуры собственников жилья, а также грамотно работающие на рыночных условиях управляющие компании и предприятия отрасли. Для них, в сущности, реформирование уже закончилось. Они отчетливо понимают, какие деньги и за что именно они платят и какие услуги должны быть предоставлены. Но в тех же регионах есть люди, живущие так, будто никакой реформы жилищно-коммунального комплекса в стране не проходит.

Надо четко понимать, что ЖКХ — отрасль специфическая, и без участия самих граждан в решении собственных проблем сделать здесь почти ничего нельзя. Для изменения качества жизни нужна общая работа. Задача федерального центра — обеспечить преобразования соответствующим нормативно-правовым полем; регионы должны создать местные программы и стимулировать проведение реформ, а гражданам-собственникам необходимо понять свою ответственность за то, что делается в их доме, создать ТСЖ, найти управляющие или обслуживающие компании, тщательно контролировать их работу. Только тогда реформа ЖКХ станет реальностью.

В принципе, конечно, можно выделить регионы и города, где такая совместная работа идет наиболее успешно. Это Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Тобольск, Сургут, Новгород Великий, Астрахань, Ростов-на-Дону, Череповец, Новочеркасск и др. В общем, чем более активную позицию занимают региональные власти и сами жители — тем успешнее идет реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
К сожалению, такую активность мы видим не везде. Поэтому приходится принуждать жителей к созданию товариществ собственников жилья законодательным путем. В Жилищном кодексе предполагалось повсеместное создание ТСЖ к 1 января 2007 г. На практике этих сроков соблюсти не удалось, и период выполнения этой работы пролонгирован до 1 января 2008 г. Причем, если сами жильцы не выберут управляющую компанию, эту задачу будет решать муниципалитет.

К сожалению, еще сильна инерция, многие не осознают себя владельцами своего жилья, не понимают, что это связано с определенными обязательствами и серьезной ответственностью. Тем не менее ситуация постепенно меняется, и чем быстрее это будет происходить, тем успешнее будет реформироваться жилищно-коммунальное хозяйство страны.

Дата: 07.05.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 3 (60)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!