VIII Всероссийский форум ЖКХ. Проблемы и решения

1 стр. из 1

13–14 марта 2007 г. в московском выставочном центре «Крокус Экспо» Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству проводился VIII Всероссийский форум ЖКХ «Стратегия. Перспективы. Инвестиции».


На церемонии открытия форума руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С. И. Круглик отметил, что «актуальность темы, выбранной для нынешнего Всероссийского форума по проблемам жилищно-коммунального хозяйства страны, не вызывает сомнения. Отрасль находится в состоянии стратегических перемен. Требуется кардинально повысить ее рентабельность, что позволит привлечь в жилищно-коммунальное хозяйство страны необходимые для развития инвестиции». Глава Росстроя сообщил, что по итогам 2006 г. в жилищно-коммунальном секторе наблюдался прирост оборота средств до 1,3 трлн. руб. по сравнению с 1,1 трлн. в 2005 г. На текущий момент в отрасли осуществляют свою деятельность свыше 56,6 тыс. предприятий и организаций по 18 направлениям деятельности. Приход бизнеса в сферу ЖКХ будет способствовать ее дальнейшему эффективному развитию. Однако это станет возможным лишь при формировании сбалансированной тарифной политики. С. И. Круглик выразил убеждение, что в 2007 г. основное внимание при реформировании и развитии ЖКХ должно быть сосредоточено на социальных льготах, тарифном регулировании и укреплении частного бизнеса. Он обратил внимание и на то, что к управлению ЖКХ приходят неподготовленные управляющие компании. Поэтому необходимо в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ сформировать требования к их работе, прояснить условия конкурса. Необходимо не только сформировать механизмы поддержки товариществ собственников жилья, но и совершенствовать систему социальной поддержки граждан.

Выступая на пленарном заседании, С. И. Круглик констатировал рост оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг. Региональный стандарт уровня платежей граждан достиг 95,5%, в 79 субъектах РФ уровень оплаты установлен в размере 90%, в том числе 69 регионов перешли на стопроцентную оплату услуг. В условиях повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги создана система социальной защиты низкодоходных слоев населения. С 2003 г. доля семей, получающих субсидии, снизилась с 15,25% до 10,3%. Снизилась и задолженность федерального бюджета по предоставлению льгот с 12,4 млрд. руб. до 5,7 млрд. руб. «В то же время не были решены проблемы, обусловленные кризисным состоянием жилищно-коммунального комплекса: неэффективная система управления, неудовлетворительное финансовое положение жилищно-коммунальных предприятий, высокие затраты на производство услуг, отсутствие экономических стимулов и условий для снижения издержек, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, низкое качество их предоставления. Следствием этих нерешенных проблем явились:
   высокая степень износа основных фондов отрасли (средний процент износа коммунальных инфраструктур составляет 57%);
   большие потери ресурсов (при производстве и транспортировке энергоресурсов потери составляют до 30–40% соответственно);
   значительное количество убыточно работающих предприятий (58,1% от общего количества предприятий, оказывающих услуги на рынке ЖКХ).

Задачу изменения технического состояния основных фондов невозможно решить без понимания перспектив дальнейшего развития городов и поселений, без разработки генпланов и проведения технической инвентаризации. Отсутствие генпланов городов и поселений, программ санации и развития инженерных инфраструктур, не своевременное проведение технической инвентаризации и диагностики основных фондов напрямую влияют на управленческие решения по модернизации жилищно-коммунального комплекса, а также на темпы его обновления.

По информации из регионов, действующие генпланы поселений имеют лишь 10% муниципальных образований. Схемы развития инженерных инфраструктур существуют лишь в 15% муниципальных образований. Данные мониторинга технической инвентаризации основных фондов показывают, что количество проинвентаризированных объектов коммунального назначения по России составляет всего лишь 37,3%. Таким образом, большинство муниципальных образований не обладают достоверными данными о том, в каком техническом состоянии находятся инженерно-технические объекты. Продолжается порочная практика, при которой ремонт и замена изношенного оборудования осуществляются в основном при возникновении аварийных ситуаций. Необходимо применение к региональным и муниципальным органам исполнительной власти, а также собственникам объектов жилищного и коммунального назначения мер принудительного характера, обязывающих, в частности, при формировании бюджетов и расходных статей выделение средств на разработку генеральных планов поселений и проведение технической инвентаризации основных фондов.

В работе выставки и форума принимали участие представители Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации, органов исполнительной власти, администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и профсоюзных организаций отрасли, руководители предприятий жилищно-коммунального хозяйства, представители инвестиционных компаний из более 80 субъектов Российской Федерации, представители страховых компаний, банков, строительных организаций и фирм.

Научно-деловая программа включала конференции, семинары, круглые столы, пресс-конференции, презентации, проведение конкурсов и т. п. Широко и всесторонне обсуждались проблемы реализации федеральной целевой программы «Доступное и комфортное жилье», особенности новых Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, многие другие вопросы.

Так, на заседании Национального жилищного конгресса с большим интересом был заслушан доклад президента этой организации, заместителя руководителя Комитета по промышленности строительства и наукоемким технологиям Государственной Думы Л. И. Говорова. По мнению выступавшего, для того чтобы создать условия для поступательного развития ЖКХ, «необходимо подключить государственное регулирование в области контроля и надзора за отраслью, а также в сфере нормативного регулирования и планирования, упрощения процедур подготовки разрешительных документов. Конечно же, надо подключать и государственные регуляторы в виде налоговых льгот. Эти меры создадут условия для инвестиционной привлекательности на этом рынке».

Необходима прозрачность рынка, а «она определяется нормальной политикой в области градостроительства, развития инженерной инфраструктуры, регулирования тарифов».

Л. И. Говоров отметил, что еще 10 лет назад не было ни одного серьезного законодательного документа в этой области; «только сейчас начинается процесс формирования законов, при этом должна быть четкая связь между законотворчеством и законоприменительной практикой».
На заседании круглого стола «Механизмы привлечения частных инвестиций в ЖКХ» выступила бизнес-директор аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» (Москва) Л. Ф. Смолина с докладом «Механизмы привлечения инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Концессия», в котором акцентировала внимание на ключевых проблемах, связанных с заключением концессионных соглашений, обозначив также и пути их решения.

Минимизировать риски, по словам Л. Ф. Смолиной, представляется возможным, если:
   выбрана юридически правильная схема инвестирования с учетом оптимальных схем налогообложения, финансовых и имущественных потоков;
   разработан полноценный бизнес-план, точно рассчитан объем инвестиций и сроки их освоения;
   реализация инвестиционного проекта обеспечена гарантиями местных властей;
   проведен инвестиционный аудит.

В рамках выставки состоялась также и научно-практическая конференция «Развитие и совершенствование комплекса городского хозяйства в современных условиях», на которой с докладом «Архитектурное освещение. Современный подход» выступил заместитель генерального директора по проектированию ООО «Светосервис» (Москва) А. С. Букатов. По словам докладчика, за последнее время значительно возросло количество творческих мастерских, организаций, занимающихся освещением зданий и сооружений. Однако их подход к работе не носит фундаментальный характер; качество освещения оставляет желать лучшего.

Докладчик отметил, что «в последние 5–6 лет наблюдается выделение освещения в качестве отдельного направления в искусстве, посредством которого можно, например, подчеркнуть замысел архитектора, придать зданию законченный архитектурно-пространственный вид. При этом здание или сооружение должно вписываться в существующее световое пространство; при разработке проекта его освещения необходимо учитывать весь комплекс окружающей архитектурной среды. Между тем на сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих эти вопросы. Правда, в Москве рассматривается предложение о создании специальной концепции для разработки подобных норм».

А. С. Букатов познакомил участников круглого стола с принципами светового зонирования населенного пункта.

На выставке были представлены следующие тематические разделы:
   Реконструкция, ремонт и содержание жилых зданий: современные материалы, оборудование, технологии, проектные работы.
   Системы жизнеобеспечения: электро-, водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, вентиляции, кондиционирования, пожаротушения, дымоудаления, сигнализации. Средства видеонаблюдения, контроля и ограничения доступа. Лифтовое хозяйство. Санитарно-технические системы зданий. Клининг.
   Инженерные сети: проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация. Кабельное оборудование. Насосы. Трубы, запорно-регулирующее оборудование. Диагностика и санация.
   Водопроводно-канализационное хозяйство: водоподготовка и водоочистка, водоотведение и канализация.
   Коммунальное теплоснабжение: системы отопления и горячего водоснабжения. Теплоэнергетическое оборудование, теплосчетчики. Энергосбережение в тепловых сетях.
   Санитарная очистка городов и населенных пунктов: сброс, вывоз и транспортировка отходов, оборудование и технологии, переработка отходов.
   Благоустройство территорий: детские площадки, малые архитектурные формы, ограждения, тротуарная плитка, фонтаны, уличные светильники. Общественные туалеты. Автобусные остановки. Летние павильоны по продаже овощей.
   Природные комплексы и озеленение: технологии озеленения и сохранения зеленых массивов, лесопарковые хозяйства городов, ландшафтный дизайн.
   Обеспечение экологической безопасности и охраны труда в ЖКХ; спецодежда, спецобувь, спецснаряжение; энерго- и ресурсосбережение в ЖКХ; информационные технологии в ЖКХ; средства связи, охранные системы.
   Инвестиционные программы для ЖКХ и др.

Дата: 07.05.2007
Сергей Васильев
"Федеральный строительный рынок" 3 (60)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!