О перспективах дорожно-транспортного комплекса Татарстана на 2007–2010 годы

1 стр. из 1

С 15 по 16 марта 2007 г. в Казанском государственном архитектурно-строительном университете состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Современные научно-технические проблемы транспортного строительства». В ней приняли участие представители дорожно-строительных, транспортных, проектирующих организаций не только Республики Татарстан, но и многих других регионов России. Татарстан — один из наиболее динамично развивающихся регионов России. Публикуем доклад заместителя премьер-министра РТ, министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимира Швецова«О задачах и перспективах дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан на 2007–2010 гг.».

В современных условиях развитие дорожно-транспортного комплекса становится одним из важнейших компонентов обеспечения динамичного конкурентоспособного развития национальной экономики, роста качества жизни населения и проводимых социально-экономических реформ.

Республика Татарстан входит в состав Приволжского федерального округа и является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством.

Транспортная отрасль Республики Татарстан является системообразующей отраслью республики. В отрасли трудится свыше 90 тыс. человек, перевозится более 190 млн. т грузов и свыше 500 млн.пассажиров в год. В добавленной стоимости, созданной предприятиями Республики Татарстан, доля предприятий транспортной отрасли, по экспертной оценке, составила в 2006 г. 12,6%, что на 1,4% в абсолютном исчислении больше уровня 2005 г.

Через территорию нашей республики проходят транспортные коридоры не только общефедерального, но и международного значения, которые соединяют запад и восток, север и юг Российской Федерации и всего евразийского континента.

В 2006 г. была одобрена долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан с позиций устойчивого развития, где определены основные направления развития и действий на долгосрочную перспективу до 2040 г.

Утверждена Республиканская целевая программа о развитии транспортного комплекса до 2010 г., которая имеет статус республиканского закона.

В настоящее время в Татарстане реализуется ряд проектов федерального и республиканского значения. Практическое выполнение республиканских проектов —это решение региональных задач в плане реализации транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 г.

Особая экономическая зона «Алабуга»

Стоимость проекта развития транспортной инфраструктуры данной зоны составляет $1,5 млрд.
На ее территории площадью 2 тыс. гектаров будет сосредоточено порядка 30 крупных производств, в том числе крупнейшее автосборочное производство компании «Северсталь-авто», которое уже в текущем году выпустит 30 тыс. автомобилей, а к 2011 г. доведет выпуск до 200 тыс.автомобилей в год.

Разрабатывается проект строительства межрегионального мультимодального терминально-логистического центра на территории Татарстана в устье реки Свияги с соответствующей инфраструктурой и функциями межрегионального оператора. Терминал может стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым центром для перевозки грузов по транспортным коридорам «Юг —Север», «Восток — Запад». Срок реализации первой очереди проекта 18–24 месяца; срок окупаемости не более 7 лет. При этом годовой оборот должен составить порядка 9 млрд. руб.

Необходимо реализовать проект строительства международного транспортного коридора, который через территорию России и Казахстана соединит Балтику и Китай. В рамках этого маршрута осуществить строительство платной автомобильной дороги «Алексеевское — Альметьевск» протяженностью 140 км и ориентировочной стоимостью 16 млрд. руб.

Автомобильная дорога «Шали — Сорочьи Горы» соединит федеральные автомобильные дороги М-7 «Волга» и «Казань —Оренбург». Строительство данной автомобильной дороги позволит перераспределить транспортные потоки между основными федеральными автомагистралями в республике, создаст возможность для выноса транзитных потоков транспортных средств за пределы Казани, что обеспечит повышение уровня экологии и безопасности дорожного движения. Протяженность автомобильной доро-ги — 40 км.

Завершение строительства второй очереди мостового перехода через реку Каму у с. Сорочьи Горы позволит обеспечить устойчивую круглогодичную транспортную связь между Самарской, Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской областями, Республикой Башкортостан и регионами правобережья рек Камы и Волги — Татарстаном, Марий Эл, Мордовской, Чувашской республиками, центральными областями европейской части России, обеспечивая выход на Казахстан и страны Средней Азии.

Реализация инновационных проектов будет способствовать дальнейшему росту объемов валового регионального продукта. Если в 2000 г. объем ВРП Татарстана составлял $7 млрд., то в 2006 г, он достиг $25 млрд. Правительство Республики Татарстан ставит задачу к 2010 г. довести объем ВРП до $35–40 млрд.

Такой рост экономики сопровождается как минимум пропорциональным ростом транспортных перевозок. По нашим прогнозам, железнодорожный, с учетом обеспечения подвижным составом, и речной виды транспорта справятся с возрастающими грузопотоками внутри республики и за ее пределами.

Развитие сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения

Отдельно хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с автомобильной дорогой федерального значения М-7«Волга», где интенсивность движения составляет более 19 тыс. автомобилей в сутки при проектной пропускной способности 7 тыс. Сейчас дорога работает в режиме почти тройного перегруза.

Учитывая текущее состояние, а также принимая во внимание тот факт, что автомобильная дорога федерального значения М-7 «Волга» является основной транспортной артерией, обеспечивающей соответствующую инфраструктуру особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга», находящейся на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан, начата поэтапная реконструкция данного участка федеральной автодороги.

На сегодняшний день выполнена реконструкция 61,0 км по нормам первой технической категории, необходимо реконструировать оставшиеся 373,0 км, в том числе I этап Казань — Н. Челны, по которым разработаны проекты обоснования инвестиций.

Правительство республики предлагает в 2007 г. привлечь заемные средства в размере около $100 млн. на проведение работ по реконструкции дороги М-7, включая строительство моста через реку Вятку, с последующей компенсацией из федерального бюджета.
Следующая важная задача — строительство автодорог в сельской местности. Особую актуальность она приобретает в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Для республики это острая проблема, которую мы решаем на протяжении многих лет. Но до сих пор из 3 тыс. населенных пунктов в республике почти половина не имеют подъездов с асфальтобетонным покрытием. Чтобы соединить их, потребуется построить дороги протяженностью 4250 км, ориентировочной стоимостью 30 млрд. руб.

Вместе с тем, строительство новых животноводческих комплексов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие сельского хозяйства», развитие социальной инфраструктуры на селе в рамках проектов «Образование», «Здравоохранение», строительство жилья в сельской местности в рамках соответствующего национального проекта — все это требует качественного улучшения автодорожного сообщения между городом и селом.

Подготовлена трехлетняя инвестиционная программа строительства дорожной сети в сельской местности за счет заемных средств и привлечения других видов источников финансирования, в том числе из бюджета республики. Данную программу планируется завершить к 2010 г. При этом в комплексе будут решаться и вопросы обеспеченности дорожной сетью как составной части реализации приоритетных национальных проектов.

Развитая сеть автомобильных дорог в значительной степени определяет устойчивость экономического роста и качество жизни людей.
В 2007 г. предусматривается внедрение нормативного метода оценки уровня содержания автомобильных дорог.

Следует закладывать в бюджеты муниципальных образований средства, необходимые для содержания и ремонта по нормативам автомобильных дорог, как защищенную статью, иначе мы можем остаться без дорог в населенных пунктах и городах.

Инновационная политика

В феврале приступили к выпуску дорожного битума на новом заводе в Нижнекамске. Нефтепереработчики Татарстана сделали хороший и серьезный подарок дорожникам республики.

Также, в 2007 г. планируется завершить пуско-наладочные работы пилотной установки по использованию природных битумов республики для производства высококачественных неокисленных дорожных битумов. Цель проекта — строительство завода по производству высококачественного дорожного битума из природных битумов мощностью 200 тыс. тв год.

В настоящее время потребность в качественных битумах на рынках России и стран СНГ, по прогнозным показателям, составляет более 1 млн. т в год. С учетом наличия сырьевой базы в республике необходимо развернуть производство в объеме до 1 млн. т в год неокисленных дорожных битумов с характеристиками международных стандартов. Это будет востребованный экспортируемый продукт.

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан совместно с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан в 2006 г. в рамках проекта «Электронное правительство Республики Татарстан» реализуется проект по информатизации транспорта общего пользования.

В рамках реализации соглашения с Роскартографией в 2007–2008 гг. на паритетных условиях реализуется проект «Навигация Татарстана», который позволит с учетом использования спутниковой системы ГЛОНАСС использовать навигационную систему на всех видах подвижных объектов, создать единую республиканскую службу диспетчерского управления пассажирскими межмуниципальными перевозками, даст грузоотправителям и транспортным компаниям возможность контролировать движение транспортных средств, повысить безопасность перевозок.

Особо о казанском метрополитене. В 2006 г. услугами метро воспользовались более 5 млн. пассажиров, динамика роста составила 18%, метро становится популярным видом транспорта. В истекшем году выполнены проходческие работы по левому тоннелю до станции «Проспект Победы», начата проходка тоннелей от станции «Козья слобода», ведутся работы по строительству указанных станций.

Программой капитального строительства на 2007 г. из федерального бюджета на строительство метрополитена предусмотрено 666 млн. руб. и 500 млн. руб. из бюджета Республики Татарстан. Необходимо обеспечить в 2007 г. выполнение значительных объемов работ, чтобы ввести в эксплуатацию I очередь станции метрополитена «Проспект Победы» и выполнить необходимый комплекс мероприятий для обеспечения в 2009-м ввода станции «Козья Слобода».

С вводом в эксплуатацию новых станций «Проспект Победы» и «Козья слобода» пассажиропоток увеличится в 2,5–3 раза и составит 12–15 млн. пассажиров в год. Дополнительные дохоё ды составят более 100 млн. руб. (при стоимости проезда 8 руб.), что позволит снизить нагрузку на бюджет.

Гарантией дальнейшего развития экономики республики, улучшения качества жизни и благосостояния населения Республики Татарстан является реализация планов развития транспортного комплекса, которые мы планируем осуществить в ближайшие годы.

Дата: 07.05.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 3 (60)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!