|
|||||
1 стр. из 1 27 марта 2007 г. в Министерстве регионального развития России состоялась презентация Концепции стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
В ходе обсуждения Концепции стратегии участники совещания отметили необходимость ее доработки в направлении более детальной проработки механизмов ее реализации с учетом стимулирования частного бизнеса к более активному участию в экономическом развитии Дальнего Востока, а также существующих отраслевых и территориальных стратегий развития. Документ разработан Минрегионразвития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и негосударственными учреждениями в соответствии с Указом Президента РФ от 27 января 2007 г. «О Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей». Дальний Восток и Байкальский регион (ДВиБР) включает Дальневосточный федеральный округ, а также Республику Бурятию, Иркутскую и Читинскую области. Общая площадь региона составляет 8,07 млн. кв. км (почти половина площади России), населе-ние — 11,3 млн. человек (8% от общероссийского). В настоящий момент социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе остается сложной. Вывоз продукции в другие регионы страны существенным образом снизился по сравнению с началом 1990-х гг. Регион переориентировался на внешние рынки, но при этом закрепилась его специализация на сырьевом экспорте. ДВиБР по качеству своего развития стали отставать от других частей РФ, а тем более от сопредельных зарубежных азиатских регионов. При том, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Индии в последнее десятилетие фиксируется беспрецедентный экономический рост, российские регионы не в полной мере извлекают для себя положительные эффекты от близости к этому макрорегиону. Это выталкивает Россию в целом на периферию протекающих процессов развития, оттесняет ее на позиции исключительно поставщика сырья и продукции его первичных переделов. В свою очередь такое периферийное развитие создает угрозу демографической стабильности ДВиБР и устойчивости системы расселения. Ситуация, складывающаяся на Дальнем Востоке страны, требует государственного вмешательства. Большой потенциал развития ДВиБР определяется: Исходя из изложенного выше, можно выделить основные системные проблемы региона: В начале 1990-х гг. экспорт машин, оборудования и транспортных средств в КНР составлял более 34%. В настоящее время он не превышает 2%, в то время как доля сырья, топлива, металлов и необработанной древесины составляет 85–90%. Объемы импорта из Китая машин и оборудования на 779,3% превышают российский экспорт — $268,85 млн. импорта из Китая против $34,5 млн. российского экспорта. Растет диспропорция в уровне социально-экономического развития регионов ДВиБР с основными территориями РФ. Адекватным ответом на обозначенные ранее системные проблемы развития Дальнего Востока является формирование макрорегиона в Сибирско-Дальневосточной части РФ, состоящего из субъектов Федерации Дальневосточного ФО, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей, обладающего глобальной конкурентоспособностью и позволяющего России подключиться к экономическому росту, идущему в странах АТР и Индии, а также обеспечить наиболее продуктивную интеграцию страны в глобальный мир. При этом интеграция ДВиБР в глобальные процессы не должна идти в ущерб связанности РФ. Каково будет место этого макрорегиона в рамках АТР? Предлагается Россию и, соответственно, Дальний Восток рассматривать в качестве центра управления, ответственного за обеспечение АТР ресурсами развития. Эта позиция задает рамки для специализации субъектов РФ, входящих в создаваемый Сибирско-Дальневосточный макрорегион. Исходя из существующих мировых тенденций, для развития Дальнего Востока РФ актуальным становится формирование крупных центров управления как индустриальным, так и постиндустриальным развитием. Ресурсы развития первого типа (индустриальные) являются основой для разработки ресурсов второго типа (постиндустриальных), которые в свою очередь через процессы управления трансформируют ресурсы первого типа, повышая в целом капитализацию ДВиБР. Этот подход предполагает совершенствование системы расселения с целью организации управленческой деятельности масштаба АТР. Стратегия предлагает в качестве базовых (опорных) центров создаваемого макрорегиона города Иркутск, Хабаровск и Владивосток, как центры субъектов Федерации с наибольшим ВРП. При этом структура ВРП Иркутской области (52,2% услуг и 33,3% промышленности), Хабаровского края (55,4% услуг и 29,2% промышленности), Приморского края (63,7% услуг и 23,1% промышленности) задает определенные рамки для специализации этих городов, ориентируя Иркутскую область в первую очередь на управленческую деятельность с индустриальными ресурсами, Приморский край — с новыми типами ресурсов, а Хабаровский край как зону суперпозиции управленческих воздействий Иркутска и Владивостока на управленческую деятельность. Главным стратегическим направлением территориальной организации макрорегиона является доформирование его опорного каркаса (совокупности опорных центров и коммуникаций), совершенствование транспортной системы, обеспечение функционирования сельского расселения периферийных районов, развитие природоохранной и рекреационной деятельности. Особенность ситуации ДВиБР в современных условиях заключается в том, что при сохранении существующей инерции развития, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, данный российский регион рискует остаться глубокой «двойной периферией»: РФ и АТР. Второй сценарий рассчитан на новый портфель ресурсов: квалифицированную, мобильную и дорогую рабочую силу, конкурентоспособные технологии, инфраструктурную доступность рынков АТР, сильные рыночные позиции и современные форматы торговли. Соответственно, он предполагает приток инвестиций в новые виды бизнеса и качественный экономический рост, углубление переработки и развитие урбанизации. Важным является выход на рынки США и Японии (установление с ними торговых связей, привлечение инвесторов и пр.). Наиболее перспективным для запуска этих процессов является проведение саммита АТЭС и создание во Владивостоке товарно-сырьевой биржи, которая может начать свою деятельность с предложений от российских государственных компаний новой линейки энергоресурсов, а также гуманитарных ресурсов: высококвалифицированных услуг по обслуживанию и ремонту, образованию и опережающим исследованиям (способам получения нового знания), экологическим и туристско-рекреационным услугам. Этот сценарий развития может быть обеспечен только при комплексном освоении природных ресурсов, развертывании на территории производственных звеньев технологических цепочек по глубокой переработке сырья и создания условий для инвестиций в производства и сектора экономики, эксплуатирующие в первую очередь человеческий капитал. Это потребует развития системы расселения, выхода городов ДВиБР на современный этап урбанизации, связанный с ростом агломерации населения и производств, повышения коммуникационной связанности городов с глобальной экономикой и другими частями РФ, создания современной городской среды, привлекающей мобильную рабочую силу, обладающую ключевыми компетенциями, и следующие за ней капиталы. Для реализации этого сценария стратегическими государственными задачами в отношении развития ДВиБР выступают: Дата: 07.05.2007 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (60)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||