Ненецкий автономный округ: новый этап развития

1 стр. из 1

«ЛУКОЙЛ» и его зарубежный партнер (компания «КонокоФиллипс») совместно профинансировали приобретение ОАО «Варандейский терминал» у ООО «Нарьянмарнефтегаз» и ООО «Варандейнефтегаз». Варандейский терминал, расположенный на южном берегу Баренцева моря, связывает несколько нефтегазовых месторождений. Планируется, что поступающая на этот терминал нефть будет отправляться по нефтепроводу на Арктический морской терминал. Далее транспортировка нефтепродуктов будет производиться морским путем.

Мотивация очевидна — доставка одной тонны нефти из Варандея в Роттердам обходится (пока, правда, только «ЛУКОЙЛу») на $15, или практически вдвое дешевле, чем по системе БТС. Такая разница не может не выглядеть привлекательной.

Терминал Варандей расположен на берегу Баренцева моря в Ненецком автономном округе. В настоящее время действует только временный отгрузочный комплекс, строительство которого в 1998 г. было начато совместно компанией ЗАО «Варандейнефтегаз» (дочерняя структура компании «Архангельскгеолдобыча», подконтрольной «ЛУКОЙЛу») и Мурманским морским пароходством. Этот комплекс состоит из берегового резервуарного парка (БРП), рассчитанного на хранение 65 тыс. м нефти, насосной станции и трубопровода, вынесенного в море. Трубопровод заканчивается специальным сооружением — племом, которое закреплено на дне и имеет гибкий шланг для соединения с танкером. Этот же шланг выполняет швартовые функции. В настоящее время погрузка осуществляется на небольшие танкеры дедвейтом до 20 тыс. т.

Нефтеналивной терминал Варандей начал функционировать в августе 2000 г., когда здесь были загружены в танкер для отправки на экспорт первые 10 тыс. т нефти. В качестве рейдового терминала использовался переоборудованный ледокол «Капитан Николаев» водоизмещением 8,5 тыс. т. Танкеры швартовались к ледоколу, соединенному с береговыми резервуарами подводным дюкером. В таком виде перегрузочный комплекс проработал два года, показав, что перевалка нефти на танкеры возможна даже в тяжелых условиях зимней Арктики.

Следующим этапом развития Варандейского терминала стало введение в строй в сентябре 2002 г. арктического подводного перегрузочного комплекса (АППК). Технология позволяет загружать суда в любое время года при высоте волны до 5 м. В настоящее время АППК способен пропускать до 1,5 млн т в год, хотя пока он не загружен и наполовину (в месяц здесь переваливают не более 60 тыс. т нефти).

АППК заглублен в донный грунт на расстоянии 3 км от береговой линии (там, где глубины превышают 10 м) и соединен с БРП цельнотянутой стальной трубой диаметром 270 мм и стенками толщиной 11 мм, которая проложена в траншее глубиной 1,5 м (чтобы ее не повредили в зимнее время ледяные торосы, иногда пропахивающие морское дно).   Когда танкер находится над АППК, по радиосигналу от подводного сооружения отделяется и всплывает буй, соединенный тросом с гибким шлангом, который затем поднимают на борт судна и присоединяют к манифольдам. Опять же по радиосигналу внутри АППК открывается задвижка, и нефть по дюкеру и гибкому шлангу начинает поступать в танки — максимум по 5 тыс. м в час. Гибкий шланг одновременно предназначен и для швартовки судна к АППК, так как выдерживает усилие на разрыв до 100 тыс. т, а при его дальнейшем увеличении автоматически отстреливается от танкера.

В зимнее время используется также рейдовый ледокол (толщина льда в районе терминала иногда достигает двух метров). При каждой швартовке танкера АППК обслуживает бригада водолазов, так как добиться работы подводного комплекса в автоматическом режиме в зимних условиях не удалось. АППК принадлежит Мурманскому морскому пароходству, обеспечивающему ледокольную проводку танкеров в зимнее время.
Несомненно, нефтяная компания заинтересована в создании лучших условий для вывоза добытого углеводородного сырья. Пройдет не так уж много времени и сюда, на Варандей, к берегу Баренцева моря рекой потечет по трубе вся нефть, добываемая на 16 месторождениях СП «Нарьянмарнефтегаз». Планируется, что к 2008 г. объем добычи и реализации нефти совместного предприятия составит около 200 тыс. баррелей в сутки, а первая коммерческая нефть должна поступить к 2007 г., когда «Нарьянмарнефтегаз» начнет добычу и перекачку нефти с месторождений в районе Южного Хыльчую.

И, в соответствии с этими планами, совет директоров ОАО «ЛУКОЙЛ» принял решение об увеличении мощности Варандейского нефтяного терминала до 12 млн. т в год. Ввод в эксплуатацию этого объекта запланирован на 2007 г. Этим решением «ЛУКОЙЛ» сделал окончательный выбор, определив для себя приоритетным морской маршрут транспортировки нефти со своих месторождений в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Кроме того, сегодня нефтепровод «Ухта–Усинск–Уса–Ярославль» уже не обеспечивает прокачку добываемой нефти в Коми и на юге НАО. Поэтому рассматриваются варианты разворота нефти, добываемой компанией «ЛУКОЙЛ-Север», также в район Варандейского терминала.
Для вывоза «большой» нефти понадобятся более крупные суда ледового класса — дедвейтом 70 тыс. т и выше. В свою очередь, необходимая для их приема глубина акватории должна составлять не менее 14 м. Если же в перспективе иметь в виду загрузку в Варандее танкеров еще большего водоизмещения (до 200 тыс. т), с тем, чтобы сделать рентабельной перевозку нефти за океан, то для них необходима глубина воды уже не менее 18 м. Такие глубины в этом районе Баренцева моря начинаются на расстоянии 38 км от берега.

Соответственно, перевалку «большой» нефти НАО планируется производить не у действующего АППК, а на новой выносной конструкции — морской ледостойкой платформе, расположенной почти в 40 км от береговой линии и соединенной с резервуарным парком подводными дюкерами. Для бесперебойной загрузки танкеров и приема возрастающего потока нефти с месторождений будет увеличена емкость резервуарного парка Варандейского терминала. Уже начато сооружение нескольких резервуаров объемом по 25 тыс. и 50 тыс. м с тем, чтобы общая вместимость достигла 450 тыс. м.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) морской части проекта по созданию постоянно действующего морского терминала подготовлено ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова еще в 2004 г. Согласно ему, техническая производительность системы отгрузки нефти с Варандея должна быть доведена до 8000 м в час. Таким образом, за 25 лет через терминал можно будет перевалить до 250 млн. т нефти.

Помимо увеличения БРП и строительства морского стационарного ледостойкого причала для обслуживания крупнотажных челночных танкеров, проектом также предусмотрено строительство двух ниток нового нефтепровода диаметром 820 мм протяженностью 22,6 км. Его окончание намечено на сентябрь 2007 г.

По словам главного конструктора проектов ЦКБ «Коралл» Владимира Руденко, «Варандейский морской терминал имеет высокую производительность и способность отгружать нефть в любое время года. Подобных терминалов для прибрежной арктической зоны России до этого не строилось. Учитывая массогабаритные характеристики и условия эксплуатации, ледостойкая стационарная платформа представляет собой достаточно сложное инженерное сооружение. Создание платформы, рассчитанной на установку на сравнительно небольшой глубине, позволяет обеспечить надежную круглогодичную отгрузку нефти на танкера».

Причал состоит из ледостойкого моноблочного опорного строения, закрепленного сваями на грунте, а также верхнего строения. Его основные технические характеристики: длина — 103,5 м, ширина — 59,5 м, масса — 12,4 тыс. т. Верхнее строение будет обустроено поворотным швартово-грузовым устройством, которое состоит из поворотной башни, взлетно-посадочной площадки и отгрузочной стрелы, трубопроводов и шлангов для подачи нефти на танкер.

Тендер на строительство причала выиграло ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Основная часть технологических конструкций будет построена в Калининграде, после чего доставлена в Ненецкий автономный округ. Заказ стоимостью в $200 млн будет выполнен на заводе металлоконструкций этой компании, где ранее были изготовлены элементы основания морской нефтяной платформы Д-6 («Кравцовское»), работающей сегодня на российском шельфе Балтики. Металлоконструкции изготавливаются также в Санкт-Петербурге на ОАО «Выборгский судостроительный завод» и ОАО «Балтийский завод». С Российским морским регистром судоходства заключен договор на техническое наблюдение и контроль качества при проектировании и строительстве причала.

Тем самым получают развитие новые технологии, которые становятся все более актуальными для развития добычи нефти и газа на арктическом шельфе. Ведь Россия, обладающая богатейшими запасами углеводородного сырья на шельфе, только начинает развивать собственную морскую нефтегазодобывающую промышленность, в то время как удельный вес добычи морской нефти и газа в мире достигает 40%.
Администрация Ненецкого автономного округа, со своей стороны, быстро отреагировала на такое решение нефтяников. Решено официально поднять статус Варандейского терминала (он теперь стал морским портом), который будет важным экспортным звеном на побережье Баренцева моря. Новый порт обустраивается в районе бывшего одноименного ненецкого поселка, признанного в начале 1990-х гг. зоной экологического бедствия из-за наступления моря на сушу.

— Это сделано в связи с созданием на берегу Баренцева моря специализированного нефтеналивного порта и необходимостью устройства пункта пропуска через государственную границу России, — отметили в окружной администрации. — Деятельность представителей пограничной, таможенной служб и других государственных контрольных органов будет вестись здесь на постоянной основе. Пункт попуска через государственную границу намечено открыть в 2007 году после завершения строительства транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры порта.

Администрация НАО отметила, что решение о повышение статуса было принято, поскольку «положительно оценивается роль “ЛУКОЙЛа” в развитии портовой инфраструктуры на Баренцевом море».

На первом этапе модернизированный Варандейский терминал будет обслуживаться, как и сегодня, танкерами типа «Астрахань», дедвейтом около 20 тыс. т. Эти суда имеют необходимое носовое швартовно-грузовое устройство. Затем планируется привлечь для обслуживания терминала еще три танкера дедвейтом до 70 тыс. т. Чтобы повысить рентабельность перевозок нефти, «ЛУКОЙЛ» планирует применить систему рейдовой перевалки нефти с челночных танкеров на крупнотажные линейные танкеры. Как только возрастет пропускная способность Варандейского терминала, «ЛУКОЙЛ» сможет начать отсюда экспорт нефти в США.

— Рассчитываем в дальнейшем создать полноценную технологическую цепочку, соединяющую месторождения Тимано-Печоры, нефтеперерабатывающий завод на территории США и нашу сеть АЗС. Расстояние от Тимано-Печоры до Нью-Йорка в три раза короче, чем от Персидского залива. Россия здесь вполне конкурентоспособна. Это наш рынок. Почему мы должны от него отказываться? — говорит Вагит Алекперов.

Дата: 18.05.2007
Алексей Руднев
"НефтьГазПромышленность" 3 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!