Законодательное решение проблем развития трубопроводного транспорта в России с учетом расширения его экспортных возможностей

1 стр. из 1

Осуществляемое Россией активное развитие инфраструктуры транспорта углеводородов способствует как удовлетворению внутреннего спроса на эти энергоресурсы, так и повышению международной энергетической безопасности.

Развивается система магистрального нефтепроводного транспорта, в частности:
 -  осуществлено расширение Балтийской трубопроводной системы с 12 до 74 млн. т в год, что позволит значительно увеличить поставки нефти в Западную Европу;
 -  утвержден проект нефтепровода Харьяга–Индига мощностью 12 млн. т, который расширит экспортные возможности Тимано–Печоры;
 -  строится магистральный трубопровод ВСТО;
 -  осуществляется проект Бургас–Александруполис мощностью 50 млн. т, полное развитие которого позволит решить проблему пропускной способности черноморских проливов.

Диверсификация маршрутов экспорта

За последнее время был осуществлен, а также находится в стадии реализации ряд крупных инфраструктурных проектов и в газовой отрасли:
 -  выход на проектную мощность газопровода «Голубой поток» позволил России поставлять газ в центральную часть Турции, а также открыл возможность увеличения поставок газа в южную часть Европы;
 -  строительство газопровода Ямал–Европа обеспечило рост поставок российского газа на европейский рынок и диверсификацию маршрутов экспорта российского газа;
 -  Северо-Европейский газопровод при полном своем развитии позволит не только удовлетворить рост спроса на газ в Центральной Европе, но и обеспечит выход российского газа на рынки Скандинавии и Великобритании.
 
Поставки российского газа удовлетворяют четверть потребностей европейского рынка. В будущем эта взаимозависимость только усилится.
Общее потребление энергии расширенным Евросоюзом с 2005 по 2030 г., как прогнозируется, вырастет на 14%, в то время как потребление газа — на 39%. Импорт газа вырастет почти в два с половиной раза.

Главными вопросами обеспечения энергетической безопасности для ЕС становятся гарантии надежности поставок газа, возможность влияния на его цену. Европа будет стремиться к диверсификации источников поставок газа, а также к переводу отношений с поставщиками со странового уровня на общеевропейский, пытаясь сформировать единую позицию. Однако на практике достичь этих целей будет весьма непросто.

Включение в состав Евросоюза новых членов усиливает неоднородность европейского газового рынка. Согласно имеющимся оценкам, зона растущего дефицита газа будет формироваться главным образом в Восточной Европе: в государствах Балтии, Польше, Чехии, Словакии, отчасти в Финляндии.

В вопросе диверсификации источников поставок энергоносителей свобода маневра ограничена отсутствием глобального газового рынка, невозможностью резко увеличить импорт природного газа из стран — традиционных поставщиков (Норвегия и Алжир) и невозможностью организовать значимые по объему поставки из иных регионов добычи. Таким образом, реальной основой энергетической безопасности Европы могут быть только долгосрочные договоры, взаимные обязательства поставщиков и потребителей.

Признанием стратегической необходимости сохранения и увеличения поставок природного газа из России стал инициированный Евросоюзом в октябре 2000 г. энергодиалог с Россией. Однако при этом ЕС, добиваясь гарантий растущих поставок из России, продолжает искать новые источники поставок газа. При этом любые попытки России диверсифицировать направления экспорта газа встречают в ЕС крайне резкую реакцию. Иными словами, в то время как сам ЕС считает абсолютно нормальным свое стремление ослабить энергетическую зависимость от России, желание России ослабить свою зависимость от экспорта газа в Европу воспринимается им как некий «антиевропейский заговор».

За последние годы наибольший объем критических высказываний в адрес России был связан с несколькими поводами, прежде всего с российско-украинским газовым кризисом и началом реализации проекта СЕГ. Хотелось бы дать небольшие пояснения по этим направлениям.

После распада СССР вопрос поставок газа стал зависеть от позиций ряда стран. Украина, Молдавия, Белоруссия считали и считают себя вправе отстаивать свои интересы в сфере транзита энергоресурсов. Так же, как и Россия. В течение всего времени после 1991 г. Россия «платила» за надежность газо­снабжения ЕС сначала недополученной оплатой за газ со стороны Украины и списанием ее миллиардных долгов, затем многократным занижением цен для Украины и Белоруссии. С 2004 г. мы встали на путь поэтапной ликвидации этой практики.

В отсутствии юридически надежной системы разрешения подобных конфликтов нет гарантий исключения кризисов и в будущем. К сожалению, проведенные в последние годы исследования, да и сама жизнь, показали, что содержащиеся в Энергетической хартии положения, — прежде всего я имею в виду статью 7 ДЭХ (транзит), не позволяют устранить указанные риски. Возможно, страны-потребители вместе с поставщиками и странами транзита должны позаботиться о создании более действенной, чем Энергетическая хартия и ее инструменты системы, которая позволила бы в будущем предотвратить кризисы, подобные январскому кризису прошлого года.

Вторая тема, вызвавшая волну антироссийской риторики, особенно среди новых членов Евросоюза, — это Северо-Европейcкий газопровод.

Основной вопрос: способствует ли его строительство энергобезопасности стран ЕС, и, прежде всего, государств Балтии? На наш взгляд, да, поскольку будет создан альтернативный канал поставок природного газа, что позволит диверсифицировать пути транспортировки. Наряду с этим СЕГ представляет собой более дешевый маршрут, что обеспечит более низкие цены на газ при выходе в сбытовую сеть. При этом должен отметить, что загрузка действующих газопроводов отнюдь не уменьшится, они будут задействованы для выполнения уже существующих контрактов.

Причины громкого возмущения проектом со стороны Польши, Украины и стран Балтии понятны. Во-первых, зависимость России от транспортировки по их территории снижается. Во-вторых, поддерживается взаимное недоверие членов ЕС: так, Германию упрекают в ориентированности на сугубо свои нужды без учета интересов всего Евросоюза. В итоге обсуждение экономического проекта осложнилось комплексом политических противоречий.

Нет сомнений, что в таких условиях практика реализации разноречивых и непоследовательных шагов, которую до сих пор демонстрировали отдельные страны ЕС, не смогла принести сколько-нибудь значимого результата. Итогом дискуссии можно считать высказывание комиссара ЕС по энергетике и представителя Латвии в Еврокомиссии Андриса Пиебалгса, заявившего, что строительство СЕГ — это выбор инвесторов, вполне устраивающий Евросоюз и никоим образом не угрожающий поставкам в страны Балтии, так как чем лучше снабжается общий европейский рынок, тем лучше и для его отдельных сегментов.

Что касается перспектив отношений в сфере энергетической безопасности, необходимость энергетического диалога России с ЕС, США и АТР очевидна. Он должен вестись скоординированно как в контексте общей внешней политики нашей страны, так и с точки зрения всех его участников.

Создание более тесного, по-настоящему взаимовыгодного и институционально оформленного взаимодействия России и ЕС в области энергетики — требование времени. В основе такого подхода должно лежать не декларативное, а реальное понимание и признание взаимодополняемости наших экономик. Идущие параллельно (разумеется, с разной исходной точкой и с разной динамикой) процессы либерализации энергетических рынков России и ЕС требуют синхронизации.

Необходимым условием для укрепления энергетической безопасности является упреждающий диалог заинтересованных сторон с участием национальных правительств, парламентов, коммерческих и общественных организаций. При этом залогом динамичного и устойчивого развития мировой газовой отрасли являются гармонизация интересов всех участников формирующегося глобального газового рынка и их согласованный подход к разделению рисков.

Правовое регулирование магистрального трубопроводного транспорта

А теперь — о российском законодательстве в сфере трубопроводного транспорта. Комитет по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Российской Федерации, который я представляю, не впервые обращается к теме правового регулирования магистрального трубопроводного транспорта. Мы дважды в этом созыве проводили парламентские слушания по различным аспектам этой проблемы, серьезно проанализировали всю совокупность соответствующих правовых норм в рамках подготовки ко второму чтению проекта Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте».

Эта тема охватывает сразу несколько важнейших вопросов. В их числе: определение магистральных путей развития нефтегазового комплекса, динамика внутренних и внешних рынков энергоносителей, регулирование естественных монополий и поощрение конкуренции.

Сегодня Россия располагает развитой инфраструктурой трубопроводного транспорта. Протяженность магистральных трубопроводов составляет порядка 217 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей более 150 тыс., нефтепроводных — 46,7 и нефтепродуктопроводных — 19,3. Транспортировка продукции трубопроводным транспортом достигла 30% общего грузооборота. По системе магистрального транспорта перемещается 100% добываемого газа, свыше 90% добываемой нефти, более 50% продукции нефтепереработки. Основными принципами деятельности в области трубопроводного транспорта должны стать:
 -  приоритет безопасности граждан и государства, обеспечение безопасного и надежного функционирования магистрального трубопроводного транспорта;
 -  государственное обеспечение благоприятных экономических условий для функционирования и развития магистрального трубопроводного транспорта;
 -  использование современных эффективных технологий при приоритете конкурентоспособных российских технологий;
 -  гласность инвестиционной политики, цено­образования в сфере услуг по транспортировке продукции магистральными трубопроводами;
 -  неотвратимость ответственности лиц, виновных в нарушении норм настоящего Федерального закона, других нормативных актов Российской Федерации в области магистрального трубопроводного транспорта.
 
Государственное регулирование трубопроводного транспорта должно учитывать и такие особенности, как: обеспечение равных условий производителей и потребителей в нефтегазовом комплексе, гарантии деятельности независимых производителей нефти и газа, обеспечение рационального сочетания видов транспорта при перевозке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, переход к новым стандартам технического регулирования, повышение ответственности в вопросах безопасности, страхование и распределение рисков, соблюдение норм антимонопольного регулирования.

Наряду с этим необходимо учитывать и особенности развития правовой системы в России в целом. Во-первых, это формирование отраслевого законодательства. Например, уже принят ряд законов применительно к некоторым субъектам естественно-монопольного регулирования, к таким как: железнодорожный транспорт, электроэнергетика, связь.

Другая особенность современного этапа — уточнение, а местами и усиление юридических гарантий работы единого рыночного пространства. На всей территории страны должны действовать нормы, обеспечивающие равные условия для конкуренции и роста экономики, в том числе на основе эффективной работы инфраструктуры. Это относится и к трубопроводному транспорту.

Сегодняшняя система правового регулирования в сфере магистрального трубопроводного транспорта представляет собой большой объем разноуровневых нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты отношений в этой сфере. Всего к настоящему моменту действует ни много ни мало более 600 документов, начиная от базовых законов: «О естественных монополиях», «О газо­снабжении в Российской Федерации» и заканчивая ведомственными приказами и инструкциями. В целом следует отметить фрагментарный характер действующих норм, отсутствие внутренней логической связи между ними. Иными словами, весь этот огромный объем документов, к сожалению, не может быть охарактеризован как полноправная система правового регулирования.

Сложной остается ситуация с техническими регламентами. Давно разработанный регламент «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов» по разным причинам до настоящего времени так и не принят.

Восполнить существующие пробелы, согласовать между собой разнородные нормы, связанные, например, с доступом, регулированием тарифов, требованиями к структуре магистрального трубопровода и др. может и должен специальный закон о трубопроводном транспорте. В то же время законопроект должен быть максимально вписан в существующую законодательную систему, без необходимости не вторгаться в области смежного законодательства.

Законопроект практически полностью подготовлен ко второму чтению. Его доработка потребовала внесения существенных изменений и дополнений в текст первого чтения в части правовых норм, необходимых для регулирования отношений при создании, функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта.

Остановимся на некоторых ключевых моментах. Проект федерального закона о магистральном трубопроводном транспорте разработан в целях обеспечения правового регулирования отношений между организациями, эксплуатирующими систему магистрального трубопроводного транспорта и субъектами предпринимательской деятельности, пользующимися услугами магистрального трубопроводного транспорта.

Законопроект регулирует вопросы создания, функционирования и ликвидации магистральных трубопроводов, используемых для транспортировки нефти, природного газа, других углеводородов и нефтепродуктов, и направлен на обеспечение эффективного и безопасного их использования.

Строительство новых и реконструкция действующих участков трубопровода требует мобилизации значительных средств. При этом возможны различные схемы организации финансирования работ, условия привлечения инвестиций эксплуатирующими организациями или собственниками трубопроводных систем. Предлагается установить, что развитие магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться за счет государственных и частных капитальных вложений.

Устанавливается, соответственно, что магистральные трубопроводы могут находиться в государственной, частной и иных формах собственности.

Новый подход, обсуждавшийся на последнем заседании рабочей группы, связан с введением определенных рамок в отношении частной инициативы в строительстве трубопроводов. Предлагается установить, что строительство новых и реконструкция действующих трубопроводов должны осуществляться в рамках утверждаемых Правительством Российской Федерации генеральных схем развития. Предполагается, что эта мера «дисциплинирует» инвестиционный процесс, придаст расходованию средств целесообразный характер.

Очень важный момент — мы договорились отказаться от фиксирования обязательных долей участия РФ в уставном капитале организаций-собственников магистральных трубопроводов. По нашему мнению, эта мера будет способствовать повышению деловой активности в развитии трубопроводных систем. При этом мы исходим из того, что в отношении газопроводов соответствующая норма уже установлена законом «О газо­снабжении в Российской Федерации», а гарантии соблюдения государственных интересов обеспечиваются запретом на отчуждение акций, находящихся в собственности Российской Федерации иначе, как на основании специально принимаемого федерального закона.

Законопроектом разграничены понятия собственника и эксплуатирующей организации, что позволило более четко определить пределы ответственности участников процесса транспортировки. Вопросам доступа к трубопроводу посвящена специальная глава. Основной принцип — доступ получает производитель продукции. Право доступа может быть переуступлено при продаже определенного объема. Доступ предоставляется по договору.

При ограниченной технической возможности прокачки включается принцип пропорциональности. В настоящее время законодательное регулирование здесь носит ограниченный характер. Согласно части второй статьи 6 закона о естественных монополиях право доступа провозглашается равным только при вывозе сырой нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрены случаи предоставления преимущественного права доступа в соответствии с вступившими в силу международными договорами и соглашениями при поставках продукции по регулируемым ценам, в том числе для коммунальных и бытовых нужд. Также предоставлены льготы инвесторам, осуществившим капитальные вложения в развитие соответствующего магистрального трубопровода.

Продолжение вопроса о доступах — это вопрос о тарифах. В законопроекте отражены основные принципы и правила их расчетов: «прозрачность», открытость, предсказуемость. Тарифы или их предельный уровень утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Методы расчета тарифов должны учитывать инвестиции, совершенные в строительство или приобретение объектов систем магистрального транспорта. Предусматривается возмещение капитальных вложений инвестору собственником магистрального трубопровода.

Одним из решений вопросов стандарта качества транспортируемой продукции видится банк качества как механизм, компенсирующий различия в качестве сдаваемой на перекачку продукции. Он может быть установлен в отношении отдельных маршрутов магистрального трубопровода при условии заключения многостороннего договора со всеми потребителями услуг по конкретному маршруту.

Отдельные главы законопроекта посвящены вопросам эксплуатации магистральных трубопроводов, промышленной и экологической безопасности, ответственности сторон, порядку возмещения вреда и разрешения споров.

Детализация ряда вопросов законопроектом отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации, другим уполномоченным органам исполнительной власти. Таким образом, принятие этого закона будет способствовать дальнейшему развитию трубопроводного транспорта в России на современных рыночных условиях.

Дата: 18.05.2007
Е. Н. Галичанин
"НефтьГазПромышленность" 3 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!