Налоговые и иные стимулы разработки месторождений тяжелой нефти арктического шельфа и его побережья

1 стр. из 1

Арктический шельф и его побережье рассматривается Энергетической стратегией России как одно из приоритетных направлений развития нефтедобычи в стране. Его значимость как нового региона нефтедобычи в последнее время увеличилась в связи с истощением месторождений Западной и неопределенностью развития ресурсной базы нефти Восточной Сибири.

Месторождения нефти арктического шельфа и побережья расположены на шельфе Баренцева (Печорского) моря, на побережьях Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО.

Особенностью освоения арктических месторождений является оторванность от системы магистральных нефтепроводов, отсутствие развитой сети железных дорог; единственным путем вывоза нефти является морской транспорт.

Отсутствие мощностей по переработке нефти на севере России обусловливает вывоз нефти непосредственно на мировой рынок. Коммутация морских маршрутов будет происходить в Мурманском транспортном узле, где нефть будет перегружаться с арктических челночных танкеров на линейные танкеры большого водоизмещения (150–300 тыс. т).

Освоение месторождений, расположенных в сложных физико-географических условиях, в регионах, практически лишенных соответствующей инфраструктуры, является дорогостоящим процессом. Неэффективность разработки месторождений нефти в условиях действующей налоговой системы очевидна на примере Приразломного месторождения, лицензия на разработку которого была выдана в 1993 г. Первоначально планировалось, что разработка месторождения начнется в 2001 г., затем в 2003-м. Сейчас реальным сроком начала эксплуатации месторождения считают 2008–2010 гг., т.е. почти через 20 лет после выдачи лицензии.

Минэкономразвития РФ принято решение о беспошлинном ввозе плавучих буровых установок на период их сезонного использования для поисково-оценочных работ на шельфах северных морей. Очевидно, что в скором времени «каникулы» по налогу на добычу полезных ископаемых будут распространены и на арктические шельфовые месторождения. Все это позволит повысить экономическую эффективность проектов разработки шельфа и ускорить темпы освоения и ввода в эксплуатацию месторождений нефти и газа.

Но, на наш взгляд, обстоятельством, которое остается вне поля зрения разработчиков законодательных инициатив, является качество нефти.

Выявленные месторождения Арктического шельфа и побережья имеют низкое качество нефти. В арктическом регионе России — на шельфе и побережье Печорского и Карского морей расположено 19 месторождений тяжелых и битуминозных нефтей. Из общих извлекаемых запасов нефти региона 1,7 млрд. т запасы тяжелой нефти составляют 1,1 млрд. т. В разработку вовлечены только месторождения Варандейского центра нефтедобычи на севере Тимано-Печорской провинции, общий объем добычи в котором не превышает 0,5 млн. т.

Непосредственно на шельфе, в Печорском море, на пяти открытых месторождениях сосредоточено 0,4 млрд. т извлекаемых запасов, 85% которых представлены тяжелыми и битуминозными нефтями. При этом на месторождениях Варандей-море («Арктикшельфнефтегаз»), Приразломное («Севморнефтегаз») и Северо-Гуляевское (нераспределенный фонд недр) они составляют 100% извлекаемых запасов, на месторождении Медынское-море («Арктикшельфнефтегаз») — 99% и на самом крупном — Долгинском («Газпром») — на основных горизонтах — 82%.

В условиях прямого экспорта низкое качество нефтей снижает экономическую эффективность проектов освоения месторождений, в частности, из-за:
 -  дисконта к цене реализации за счет поправки на качество до 20% (по сравнению с сортом Urals);
 -  больших величин удельных платежей на баррель продукции при выплате НДПИ, вывозной пошлины, ставки фрахта и т.п. (до 5–8%);
 -  ограниченной востребованности на рынке (малое количество НПЗ, специализирующихся на переработке тяжелых высокосернистых нефтей).
 
Например, при освоении Приразломного месторождения объем поступлений от реализации нефти составляет ориентировочно две трети по сравнению с аналогичным месторождением, содержащим нефть сорта Urals, что крайне негативно сказывается на экономике проекта.

Важным следствием сложившейся ситуации является то обстоятельство, что если не очевидна рентабельность освоения уже имеющихся месторождений, то тем более сомнительна целесообразность инвестиций в высокорисковые геологоразведочные работы, объектами поиска при которых могут стать столь же проблемные объекты, убыточные в условиях прямого вывоза нефти на мировой рынок и действующей, либо слабо измененной налоговой системы.

Ожидаемое планируемое освобождение от уплаты НДПИ улучшает экономику проекта, но объем поступлений на 19% ниже ожидаемых по Urals. Для того, чтобы, при прочих равных условиях, эффективность освоения месторождения с нефтями типа Приразломного сравнялась с месторождением сорта Urals, при сохранении НДПИ размер вывозной пошлины необходимо снизить на 40%, а при освобождении от НДПИ — на 20%.

Речь здесь идет не о создании каких-либо исключительных преференций при освоении месторождений тяжелых нефтей, а лишь об уравнивании условий их освоения с месторождениями среднего по качеству сырья Urals. Рассматриваемый как показатель качества нефтей России, Urals хуже по качественным характеристикам, чем средневзвешенная добываемая нефть России, что усугубляет ситуацию.

Очевидно, что полный отказ от налогообложения добычи и сокращения поступлений от экспорта нефти неприемлем с позиций государства как собственника недр.

Вместе с тем, прямое изменение налоговой нагрузки не является единственным путем решения описываемой проблемы. Один из вариантов решения этой проблемы — использование опыта освоения соседнего региона шельфовой добычи нефти в Северном и Норвежском морях.

Вопреки сложившемуся мнению, параметры добываемых сортов нефтей Северного и Норвежского морей достаточно разнообразны. Это связано с тем, что после 1995 г. падение добычи на шельфах Великобритании и Норвегии компенсируется вводом в разработку месторождений преимущественно тяжелых и битуминозных нефтей.

Выход из ситуации со снижением качества добываемого сырья заключается в том, что на экспорт направляются легкие сорта нефти, дающие наибольший экономический эффект от их продажи, а низкокачественные нефти перерабатываются в основном на местных производствах и поставляются на мировой рынок в виде нефтепродуктов. По мере ухудшения качества нефтей объем экспортируемой странами нефти снижается, но растет экспорт нефтепродуктов, что наглядно видно при анализе структуры трансатлантического грузопотока.

Подобное решение может быть применено и в случае освоения тяжелых, содержащих значительное количество мазутной фракции, нефтей Печорского моря, а также месторождений севера Западной Сибири (Тазовского и др.), вывоз нефти с которых очевиден морским путем.
Северо-Запад России является крупным рынком потребления мазута. В Мурманскую, Архангельскую области и Республику Карелия по железной дороге ежегодно ввозится более 3 млн. т мазута, который играет главную роль в структуре потребления нефтепродуктов региона. При этом средневзвешенное расстояние транспортировки мазута в Мурманскую область в 2006 г. составило 2,6 тыс. км, а общий объем перевозок в нее почти 5 млрд тоннокилометров.

Положение НПЗ определяется ролью Мурманского транспортного узла как логистического центра. Создание НПЗ на экспортном направлении лежит в русле стратегии страны на переход от экспорта сырья к продуктам его передела. Источником части финансирования может стать инвестиционный фонд в рамках государственно-частного партнерства.

Создание НПЗ по переработке арктической тяжелой нефти позволит решить несколько важных задач: обеспечить энергетическую безопасность региона за счет местных ресурсов, в первую очередь, с позиций бесперебойного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства мазутом и снижения транспортной составляющей в его цене; повысить рентабельность освоения шельфовых месторождений за счет экспорта легких продуктов перегонки с большей добавленной стоимостью; обеспечить реальную базу топливообеспечения самого процесса освоения шельфовых месторождений, отказавшись от дорогостоящих поставок топлива из центральных регионов страны.

Создание НПЗ позволит не только обеспечить реальный вклад освоения ресурсов нефти арктического шельфа в обеспечение энергетической бе­зопасности страны, но и снизит востребованность газа, что крайне привлекательно в условиях грядущего окончания «газовой паузы».

Как отмечал Президент РФ В.В. Путин, в сложившихся условиях с точки зрения безопасности невозможно делать ставку только на один газ, необходимо как можно более широко привлекать различные источники энергии, обеспечить сбалансированный топливно-энергетический баланс с максимальным экономически обоснованным использованием местных топливно-энергетических ресурсов.

Исходя из изложенного, можно предложить два пути решения проблемы:
1. С целью стимулирования разработки месторождений низкокачественной тяжелой нефти шельфа и побережья арктических морей, сырье которых непосредственно поставляется на мировой рынок, рекомендовать Министерству природных ресурсов, Министерству экономического развития и торговли, Министерству финансов с участием ОАО «Газпром», ЗАО «Севморнефтегаз», ОАО «Синтез», ОАО «НК Роснефть», ОАО «НК Лукойл» провести оценку возможных изменений величин налога на добычу нефти (НДПИ) и вывозной пошлины с учетом мультипликативного эффекта в обеспечивающих и сопутствующих отраслях и общей бюджетной эффективности.
2. С целью обеспечения энергетической безопасности северных регионов СЗФО за счет местных энергоресурсов рекомендовать правительству Мурманской области совместно с инвесторами и экспертной группой Координационного совета по вопросам эффективного использования энергоресурсов подготовить заявку (ТЭО) для участия в Инвестиционном фонде РФ по строительству на Кольском полуострове нефтеперевалочного комплекса и нефтеперерабатывающего завода.

Дата: 18.05.2007
М. Н. Григорьев
"НефтьГазПромышленность" 3 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!