Программа модернизации лифтов: время действовать!

1 стр. из 1

Сегодня около 40% существующих лифтов в городах РФ требуют либо полной замены, либо капитального ремонта.

Содержание такого парка, требующего постоянного ремонта и кропотливого технического обслуживания, заставляет привлекать немалое количество обслуживающего персонала и требует вложения больших средств. Плачевное состояние лифтов представляет еще и реальную угрозу безопасности жителей домов.

В настоящее время необходимые расходы на обслуживание вертикального транспорта лежат бременем на самих жителях в виде тарифных сборов за услуги. Поэтому первый шаг реформы должен быть сделан в сторону скорейшей передачи всего этого хозяйства в собственность жителей таким образом, чтобы в корне изменить формы хозяйствования. Но для этого необходимо привести в порядок хотя бы его изношенную часть.

Начнем с того, что общая мощность ведущих лифтовых заводов РФ, включая даже завод «Могилевлифтмаш» (Беларусь), составляет менее 19 тыс. изделий в год. А число лифтов, требующих только замены или основательного ремонта, составляет несколько сот тысяч единиц. То есть существующие мощности отечественных изготовителей лифтового оборудования не способны удовлетворить потребности не только нового строительства (потребность около 20 тыс. изделий в год), но и обеспечить замену и ремонт старого существующего лифтового парка. Отсюда следует вывод о необходимости государственной поддержки любых стараний, направленных на строительство новых мощностей по изготовлению и сборке лифтового оборудования, особенно в развивающихся промышленных зонах страны.

Модернизация лифтов

По требованиям безопасности использования вертикального транспорта, в соответствии с существующими правилами ПУ БЭЛ-03, предельный срок эксплуатации оте-чественных лифтов ограничен 25 годами, по истечении которых лифт либо должен быть полностью заменен, либо основательно модернизирован. В настоящее время таких  лифтов накопилось несколько сот тысяч. Однако режим эксплуатации и уход за ними сильно отличаются между собой в связи с политикой организаций, их содержащих.

Головная организация ОАО «МЭЛ» (Москва) и ЗАО «ТАТ МЭЛ-ЛИФТ» (г. Елабуга, РТ) совместно разработали согласованную пакетную программу процесса модернизации старых лифтов, суть которой заключается в следующем. Вся работа, связанная с процессом модернизации лифтов, разделяется на четыре стадии, а именно: восстановление лифта с реальным износом до 30–40% ресурса (ремонт), до 60% ресурса — модернизация, свыше 60% ресурса — глубокая модернизация и далее полная замена лифта. Очевидно, что и затраты на восстановление у них должны быть различными. Такой подход к производству работ сильно сокращает общие расходы на процесс модернизации лифтового парка в целом. Практика подтверждает расчеты экономии — это порядка 40–42% от их общей стоимости, то есть на средства, выделенные для замены 10 лифтов, можно обновлять 14 .

Стоит отметить, что при этом необходимо произвести достаточно объемную предварительную работу — инженерное обследование для составления дефектной карты каждого лифта. Однако размеры возможной экономии оправдывают производство этих работ. После этого сроки службы каждого лифта можно продлить, соответственно, на 8, 15 и 25 лет, по согласованию с органами Гостехнадзора. Программа модернизации согласована с руководством ГТН РФ.

Следующая стадия экономии средств связана с производством Автоматизированных диспетчерско-диагностических систем лифтов (АДДСЛ). Разработанные на основе оборудования «Объ» (ООО «ЛКДС» г. Новосибирск), системы позволяют сократить количество обслуживающего персонала в 5–8 раз и многократно уменьшить простои, а также путем постоянного дистанционного мониторинга исключить вандализм в лифтах. Поскольку расходы на содержание лифтов, обеспеченных системой АДДСЛ, заметно уменьшаются, то можно использовать оплату услуг за их установку через схему рассрочки из средств тарифных сборов без изменения их размеров.

Возможные пути реализации и источники финансирования

Как мы отмечали ранее, без основательного финансового участия государства настоящая программа не может быть реализована. Возможны различные варианты решения вопроса. Например, в 2006 г. в Пермском крае была принята экспериментальная программа подготовки для передачи в распоряжение АСЖ части жилья после ремонта инженерного оборудования и мест общего пользования (ремонт подъездов, кровли и т. п.). Эксперимент проводится в нескольких городах, где были заблаговременно подготовлены программы и подробные сметы расходов на производство этих работ. Из краевого бюджета на эти цели было выделено 320 млн. руб. с условием стопроцентного покрытия расходов. После достаточно успешного производства работ в 2007 г. было принято решение о распределении расходов в пропорции 70% из краевого бюджета и 30% из местных бюджетов на продолжение эксперимента. Слабым местом в этой схеме является то, что ни во всех городах у местных бюджетов есть возможность найти средства на производство подобных работ.

При расширении этого опыта на другие субъекты страны более справедливым было бы рассмотреть вариант выделения средств на эти цели в пропорции 50% из федеральных средств и 30% из бюджетных средств субъектов федерации, 10% из местных бюджетов и 10% за счет населения, в собственность которого эти объекты передаются. Для разных субъектов федерации можно было бы предусмотреть разные пропорции в соответствии с их финансовыми возможностями.

Очевидно, что, прежде чем приступать к реализации программы в масштабах субъектов, необходимо произвести огромную работу по подготовке предложений от городских организаций, эксплуатирующих объекты инженерного оборудования. Руководства городов должны принять решение и дать задание инженерным центрам произвести полномасштабное обследование всех существующих лифтов на предмет составления дефектных карт на каждый лифт хозяйства и систематизировать степень его изношенности. После этого, представив картину общего состояния лифтового хозяйства, можно будет наметить программу его модернизации, оценить сметную стоимость работ по объектам и решить вопрос долевого участия сторон в реализации проекта.

Дата: 22.05.2007
Ф. А. Лячин, В. М. Мамасуев, З. Р. Бабаев
"Петербургский строительный рынок" 4 (99)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!