|
|||||
1 стр. из 1 Проектирование энергетических объектов и электрических сетей — сфера специфическая, имеющая свои особенности. О том, как сегодня осуществляется такая работа, мы попросили рассказать первого заместителя генерального директора, главного инженера ЗАО «Энергопроект» Л. В. ТАРАРАКСИНА. Леонид Вадимович, изменился ли подход к проектированию энергообъектов в последнее десятилетие в связи с внедрением новых технологий? — Конечно, изменился. Сегодня никто уже не чертит вручную, все работы выполняются на компьютере. При проектировании энергообъектов используются и релейные, и строительные программы, которые на сегодняшний день позволяют меньшим количеством персонала и с минимальными затратами решать те же задачи. Всеми этими программами обеспечены наши проектировщики: например, у релейщиков есть программа на основе разработанной принципиальной схемы. Это позволяет всю вторичную коммутацию делать путем введения данных в компьютер, программа выдаст нам клеммники, разводку кабелей и т. д., вплоть до кабельного журнала. Пока у нас только одно подобное рабочее место, в ближайшее время мы оборудуем еще пять. Есть строительные программы, позволяющие рассчитывать конструкции, фундаменты и т. п. Есть программы, которые путем введения определенных исходных данных позволяют создать генеральный план подстанции. Существует специальная программа для линейщиков. Она не во всем нас удовлетворяет, поэтому постоянно дорабатывается. Мы не можем пока, к сожалению, найти программу для построения профилей кабельных линий, но это временно. Вообще, поиском новых программ в компании занимается целое подразделение, поэтому наши проектировщики получают последние новинки, как только они появляются на рынке. — Получается, что все процессы автоматизированы. Означает ли это, что лет через 10, с развитием компьютерных технологий, профессия «проектировщик» себя изживет? — Остается ли возможность для творчества? — Конечно! Оборудование меняется, изменяется и подход к конструктивным решениям. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда требуется серьезная модернизация действующих подстанций, отключать которые нельзя. Даже отключение отдельных линий на них вызывает бурю эмоций. Например, чтобы реконструировать ПС № 29, мы разработали 4 этапа реконструкции, а на подстанции «Колпинская» реконструкция предполагается в 11 этапов. Это и есть инженерная мысль в действии. В каких-то вопросах нам хотелось, чтобы творчества было меньше. Почему? Потому что найденное нами удачное техническое решение зачастую можно использовать повторно, а это позволяет сократить срок проектирования, увеличить производительность труда и, соответственно, выход определенной продукции. Учитывая, что в процесс проектирования вовлечены не мы одни, простор для творчества присутствует в большей степени у наших заказчиков. Поэтому наша основная задача — привести к единому знаменателю иногда противоречивые креативные идеи Ленэнерго, ФСК, ТГК, Сбытовой компании и Ленинградского РДУ. — Как строится работа внутри компании? — Существует система подготовки проектной документации, сложившаяся годами, она не претерпела каких-либо серьезных изменений. — По какому принципу формируется команда проектировщиков? — В компании работают проектировщики, имеющие огромный опыт работы. Нам удалось собрать в «Энергопроекте» весь цвет советской проектной мысли. Однако растет объем заказов, а соответственно и потребность в квалифицированных кадрах, которых в принципе нет на рынке. За время застоя в отрасли многие специалисты поменяли сферу деятельности, и им нет никакого смысла возвращаться в проектирование. Поэтому сегодня мы делаем акцент на молодежь. Чтобы стать полноценным квалифицированным проектировщиком, необходимо минимум три года практики и желание узнать тонкости профессии. В действительности, далеко не всем молодым людям хватает желания и рвения, в общем, как и в любой другой сфере. Масса проектировщиков «средней руки» делают свой чертеж изо дня в день, получают заработную плату (в общем-то, немаленькую), их все устраивает и никуда стремиться не надо. Если говорить грубо, то из 10 специалистов, которых мы набираем, только один вырастает в грамотного руководителя-проектировщика. — Существует ли в компании программа по работе с вузами? — Естественно, но как таковых «проектировщиков» вузы не готовят. Большая часть молодых специалистов приходит к нам из Политехнического института (специальность «Сети и системы»). Студенты знают ЗАО «Энергопроект» очень хорошо. Есть студенты, которые работают у нас со 2 курса техниками (неполный рабочий день), а после получения диплома мы переводим их на должность инженера. Тех же, кто особо отличился, уже во время учебы мы в качестве поощрения переводим на должность инженера, и они получают зарплату наравне с другими проектировщиками. Привлекаем кадры из других регионов России, стараемся помочь с переездом, решить жилищные проблемы. — Насколько соответствует нормативно-правовая система требованиям, которые предъявляются к строительству энергообъектов? — К сожалению, многие документы действуют со времен СССР: СНиПы, стандарты и т. д. Они, естественно, не учитывают всех изменений, произошедших за последнее время. Вот недавно вышли новые «Нормы проектирования». Это основополагающий документ, который определяет требования к проекту, оборудованию. Однако здесь есть ссылки на «Типовые схемы подстанций», которые, в свою очередь, до сих пор не обновлены. «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ) выпускаются этапами. Сегодня выпущена 7 глава, но уже в ней есть вещи, которые устарели. Например, в ПУЭ не описан кабель из шитого полиэтилена высокого напряжения, а требования к старым, маслонаполненным кабелям, совершенно другие. — Есть ли специфика проектирования в условиях городской застройки? — Конечно, специфика есть. Приведу только один пример. Под новые подстанции, как правило, выделяется земля, непригодная для их строительства. Администрация города предоставляет территории из того, что есть, Ленэнерго выдает свои технические условия на основании технических требований, а мы должны умудриться, исходя из всего вышеперечисленного, спроектировать на этом участке земли ПС. На такую подстанцию нужно зайти кабелями или воздушными линиями, а это бывает физически невозможно. Пока нашим специалистам еще удается находить выход из сложившейся ситуации, но думаю, что в ближайшее время мы придем к тупику по ряду подстанций. — В СМИ не так давно была озвучена тенденция постепенного отказа от проектирования и строительства воздушных линий с постепенным переходом к кабельным линиям. Вовлечен ли «Энергопроект» в данный процесс? Если да, то расскажите немого об особенностях такого проектирования. — Эта идея витает в воздухе очень давно. Но нужно понимать, каковы затраты на прокладку кабельных линий. В частности, строительство воздушной линии 110 кВ протяженностью 1 км имеет максимальную стоимость 8–10 млн. руб., а прокладка кабельной линии 110 кВ такой же протяженностью — 1,5 млн. евро. В 5 раз строительство кабельной линии дороже, чем воздушной! И еще. Чтобы перевести воздушную линию в кабельную, необходимо найти место, куда этот кабель уложить. Существуют определенные требования по прокладке кабельной линии, определенные требования по отступлению ее от существующих опор, от фундаментов. И здесь есть много технических сложностей в части трассировки этих кабельных линий. Данный процесс в Санкт-Петербурге начался не по инициативе энергоснабжающих организаций. В основном этим занимаются застройщики, которые таким образом освобождают «пятна» под застройку — Если подытожить наш разговор, каковы основные проблемы у проектировщика сегодня? — Во-первых, разделение энергосистемы на отдельные предприятия: МЭС, Системный оператор, Ленэнерго, ФСК. Все энергетические компании работают, с одной стороны, в связке, но с другой стороны — каждый высказывает свое мнение по проектной документации. Иногда эти мнения диаметрально противоположны, так как у каждой компании свои задачи. Поэтому, прежде чем выпустить документацию, мы проводим ряд предварительных согласований, отнимающих очень много времени и, зачастую, заставляющих нас простаивать, срывать сроки проектирования. Во-вторых, трудности во взаимоотношениях с поставщиками оборудования. Например, концерн ABB не выдает нам исход-ную документацию до тех пор, пока заказчик не заключит с ним контракт. Заказчик же, в свою очередь, не может заключить контракт с ABB, так как мы не можем сделать и передать ему документацию, потому что мы не получили ее от ABB. И так замкнутый круг… Заказчик выбирает поставщика оборудования на условиях тендера. А мы, не зная ни поставщика, ни параметров оборудования, не можем продолжать проектирование. Например, трансформатор одной и той же марки, поставляемый двумя разными заводами: все исходные параметры одинаковые, но вся вторичная коммутация у них различная, а значит мы не можем выпустить релейную защиту, посадочные места для крепления трансформатора и т. п. Сегодня нам очень сложно найти выход из такой ситуации. И, третья проблема, как я уже говорил, это кадры. Но несмотря на все трудности мы продолжаем работать в полную силу, вкладывая в проекты весь наш профессиональный и творческий потенциал. Дата: 22.05.2007 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 4 (99)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||