Большие перспективы малой энергетики: Ленинградская область планирует шире использовать местные энергоресурсы

1 стр. из 1

Высокая стоимость привозных энергоносителей — мазута и каменного угля — стимулирует регионы, не располагающие собственными месторождениями природных ресурсов, к поиску альтернативных источников энергии и эффективных технологий использования местных видов топлива. Не является исключением и Ленинградская область, где на протяжении ряда лет наряду с газификацией ведется работа по переводу котельных на древесину и торф. Однако цены на мазут и каменный уголь постоянно растут, потребление природного газа достаточно жестко лимитируется, а доля местных энергоресурсов в топливном балансе региона по-прежнему не велика…

Планов, как всегда, громадье…

В середине февраля в областном правительстве при участии руководителей фирм, работающих в сфере развития мощностей и технологий использования биотоплива и энергии ветра, состоялось совещание, на котором обсуждались перспективы «альтернативной» энергетики. Фактически за одним столом удалось собрать представителей всех основных направлений получения энергии из альтернативных (по отношению к природному газу, нефтепродуктам, каменному углю, энергии рек и атомной энергии) источников. Не была представлена разве что геотермальная энергетика…

Совещание, проходившее под председательством губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, открылось докладом председателя Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Сергея Мякова, который обрисовал текущую ситуацию в областном ТЭК.

Ленинградская область богата такими топливно-энергетическими ресурсами, как древесина и торф. Суммарно запасы торфа в регионе (по разрабатываемому, первоочередному к разработке и резервному фондам) составляют 1, 3 млрд. т. Что же касается леса, то годовой объем заготовки и переработки древесины лесопромышленными и лесохозяйственными предприятиями Ленобласти достигает 8,0 млн. куб. м круглого леса. Понятно, что резервы древесного топлива в виде неделовой древесины и отходов от лесопереработки весьма значительны. Тем более, что лес относится к возобновляемым природным ресурсам, и «запасы» лесных отходов ежегодно пополняются.

Использование местных видов топлива — торфа, древесины и других видов биомассы (не говоря уже о расположенном на территории области крупном месторождении горючих сланцев, о возобновлении разработки которого вы сможете прочитать в №3 нашего журнала) — сулит большие экономические преимущества. Модернизация действующих мазутных и угольных котельных, оснащенных устаревшим оборудованием и технологиями, позволит также значительно снизить эксплуатационные затраты.

В своем докладе С. Б. Мяков также обратил внимание на то, что в Ленинградской области насчитывается довольно много небольших сельских поселений, расположенных в значительном удалении от магистральных газопроводов. Их газификация экономически нецелесо-образна в силу больших капитальных затрат. В тоже время эти населенные пункты расположены на территориях, где имеются запасы древесины или торфа, которых было бы вполне достаточно, чтобы обес-печить работу котельных и газогенераторных установок.

Следует отметить и социальную значимость использования местных видов топлива. Развитие данного направления энергетики позволит создать новые рабочие места (преимущественно в сельской местности), обеспечить дополнительный рост ВВП региона и поступление дополнительных налогов в местные бюджеты, приведет к улучшению экологической обстановки.

Постановлением правительства Ленинградской области № 154 от 24.07.2003 г.была утверждена Концепция развития топливно-энергетических ресурсов для муниципальных котельных, где определены экономически обоснованные виды топлива для них и даны предложения по увеличению использования местных ресурсов. Реализация данной концепции позволит к 2020 г. увеличить использование местных видов топлива: торфа — до 7% и древесного топлива — до 10%.

Кроме того, С. Б. Мяков сообщил, что в течение нескольких лет проводились исследования энергии ветра на побережье Финского залива, которые показали техническую и финансовую возможность строительства ветроэнергетических станций (ВЭС) на территории Ленинградской области.

И эти планы потихоньку воплощаются в жизнь

Прежде всего необходимы современные эффективные технологии выработки тепловой и электрической энергии из торфа и древесины, а также преобразование в электрическую энергию ветра, солнца и т. д. Не менее важна и развитая индустрия по выпуску специализированного энергетического оборудования (если по части научных разработок потенциал России традиционно высок, то в сфере серийного производства нашей стране, увы, пока особо нечем «похвастаться»).

Поэтапное обновление выбывающих мощностей муниципальных котельных на базе современных технологий началось в 2002 г. Внедрение одиночных пилотных проектов автоматизированных котельных и котельного оборудования различных изготовителей позволило накопить опыт их эксплуатации.

Из импортного оборудования наиболее дорогим оказалось оборудование шведского производства. Котельное оборудование других зарубежных производителей имеет практически равное соотношение цена/качество: голландская котельная, работающая на древесной щепе (пос. Починок Приозерского района), датская котельная — тоже на щепе (пос. Петровское Приозерского района), котельные, изготовленные в Латвии по датской лицензии, — на щепе (пос. Плодовое Приозерского района, пос. Царицино Озеро Тихвинского района) и на торфе и щепе (пос. Суходолье Приозерского района).

Оборудование этих котельных работает в автоматическом режиме, а топливоподача в полуавтоматическом режиме. КПД котлов практически одинаковый — 81–82% на щепе и торфе. При сдаче котельных «под ключ» их цена колеблется от 6–7,5 млн. руб.за 1 Гкал (в зависимости от мощности и комплектации).

В 2004–2006 гг. на рынке появились российские автоматизированные модульные блочные котельные (использующие щепу и торф) с частичной комплектацией ряда узлов зарубежного производства. Цена их на 25–30% ниже зарубежных аналогов при тех же КПД, однако опытом эксплуатации таких котельных на биотопливе Ленинградская область пока еще не располагает.

Ожидается, что в 2007–2008 гг. в Ленинградской области войдет в строй порядка 10 производств суммарной мощностью более 350 тыс. т биотоплива в год (будет построено 9 новых предприятий и запущена новая линия на существующем предприятии) по выпуску крупных топливных брикетов, топливных гранул и древесных гранул (пеллетов).

Наряду с этим областное правительство рассматривает возможность перевода на местные виды топлива (биотопливо: кусковой торф, дрова, щепа) в период с 2008 по 2010 гг. порядка 30 муниципальных котельных. После реконструкции эти объекты будут ежегодно вырабатывать более 163 тыс. Гкал/год.

Применение когенерационных технологий в муниципальной энергетике также является весьма перспективным стратегическим направлением, которое может быть реализовано на основе использования автоматизированных блочных модулей полной заводской готовности. КПД таких мини-ТЭЦ составляет 80–87%. Расчеты показывают, что при базовой загрузке мощностей мини-ТЭЦ срок окупаемости их составляет от 3 лет до 5 лет. Поэтому замена устаревшего котельного оборудования крупных и средних котельных на технологии мини-ТЭЦ экономически целесообразна.

Болото — не гиблое место, если в нем есть торф!

Для России торф — традиционное топливо, как заявил руководитель проекта ОАО «Карел-Вапо» Николай Владимирович Кузнецов.
Максимальная доля торфа в топливном балансе электростанций СССР была достигнута в 1928 г. (41,4%). Перед Великой Отечественной войной примерно 25% электроэнергии вырабатывалось на торфе. С конца 1950-х гг., на фоне интенсивного развития генерирующих мощностей страны, доля использования торфа неуклонно снижалась, составив в 1985 г. лишь 0,3%.

Для котельных промышленных предприятий и коммунально-бытовых целей использовался преимущественно кусковой торф и торфяные брикеты. Максимум был достигнут в 1950 г., когда добыли почти 30 млн. т кускового торфа. В той же Ленинградской области в период 1946–1960 гг. на торфяном топливе вырабатывалось до 50% централизованного тепла. В настоящее же время в России производится не более 50 тыс. т торфяных брикетов.

Не трудно догадаться, что основной причиной снижения объемов производства и поставки торфяного топлива стало активное использование в энергетике неф-тепродуктов и природного газа по более низким ценам. Но за последние 10–15 лет многое изменилось, и исходя из современных цен на «традиционные» энергоносители использование торфа имеет обширные перспективы.

На примере Ленинградской области видно, что в последние годы стоимость топлива для предприятий ЖКХ растет из года в год и, скажем, цена на мазут становится уже совершенно неприемлемой… При этом цена на привозное топливо нестабильна и растет в ходе отопительного сезона. «Только в России тепловая энергия, выработанная на природном газе, существенно дешевле всех иных топлив. В условиях рынка — это нонсенс. Рано или поздно все встанет на свои места», — заверил Н. В. Кузнецов.

Торфяное топливо, отвечающее по качеству государственным стандартам, по своим теплотехническим свойствам приближается к низкосортным углям. После природного газа и древесины торф экологически является самым чистым топливом, особенно — по сернистым выбросам. Правда, для его добычи и использования сегодня нужны новые технологии, новое оборудование и, конечно же, инвестиции.

Кстати, в инвестициях на развитие торфяного или другого направления «альтернативной» энергетики потенциально заинтересован именно «Газпром»! Дело в том, что, как известно, расценки на природный газ для внутрироссийского потребления в системе ЖКХ существенно ниже,чем на европейском рынке.

Поэтому, вложив средства в реконструкцию котельных с переводом на использование торфа, «газовая империя» может реализовывать «высвободившийся» газ по значительно более выгодным европейским ценам. И такая работа уже ведется. Например, в Костромской области «Костромарегионгаз» («дочка» «Газпрома») инвестирует в развитие торфопредприятий, ориентированных на поставку топ-ливного торфа на городские ТЭЦ с целью заместить торфяным топливом природный газ.

Как уже отмечалось выше, запасы торфа в Ленинградской области составляют 1,3 млрд. т, из которых более 1 млрд. т пригодно для производства топлива. Это эквивалентно 500 млн. т каменного угля или 250 млн. т жидкого топлива. Промышленные запасы торфа имеются во всех муниципальных районах области: на 234 месторождениях общей площадью 190 тыс. га, в том числе более 30 тыс. га ранее осушенных и подготовленных к эксплуатации торфяных болот. Разрабатываемый торфяной фонд включает запасы 165,1 млн. т (из них «белый торф» — 25,5 млн. т).

На сегодняшний день цена фрезерного топливного торфа составляет в среднем 460 руб./т (включая НДС, без погрузки и транспорта), кускового торфа — 570 руб./т. И хотя повышение цен на основные энергоносители (нефть, газ, уголь) вызывает потенциальный спрос на местное торфяное и древесное топливо, указанные выше объемы добычи топливного торфа в Ленинградской области и темпы его роста явно недостаточны.

Рост производства торфяного топлива, по мнению Н. В. Кузнецова, сдерживают:
- сложная и длительная процедура получения землеотвода под добычу торфа на болотах, расположенных прежде всего на лесных землях;
- большие первоначальные затраты на подготовку торфяных полей к эксплуатации (ремонт осушительной сети, корчевание и профилирование торфяных полей, строительство дорог и т. п.);
- малый спрос на торфяную продукцию из-за отсутствия специализированных котельных, что не позволяет надеяться на получение прибыли в разумные сроки;
- большие риски, связанные с сезонностью торфяного производства и зависимостью от погодных условий;
- необходимость «длинных кредитов», поскольку торф добывается в мае — августе, а продается в ноябре — апреле;
- отсутствие отечественного специализированного оборудования и тракторов;
- отсутствие кадров, специалистов-торфяников;
- потеря «престижа» торфяного топ-лива;
- отсутствие органов и системы организации и управления торфяной отраслью.

В завершение доклада Н. В. Кузнецов посоветовал «учиться на опыте Финляндии, построившей за последние 30 лет свою торфяную промышленность на технологической базе советской торфяной промышленности и в настоящее время занимающей лидирующие позиции в мире». Для этого необходимо не только обеспечить приоритет местных видов топлива перед привозными, но и создавать условия для привлечения инвестиций, интенсивнее строить новые и реконструировать (с переводом на сжигание торфа) существующие котельные.

Лес рубят — щепки летят!

Как их использовать?

О состоянии и перспективах использования древесных видов топлива собравшимся рассказал председатель Областного комитета по природным ресурсам иохране окружающей среды Михаил Александрович Дедов. Он подчеркнул, что годовой объем заготовки древесины лесопромышленными и лесохозяйственными предприятиями Ленинградской области составляет 8 млн. куб. м круглого леса, из них на долю деловой древесины приходится лишь не многим более 6 млн. куб. м. Остальные 1,9 млн. куб. м, соответственно, — дрова. К сожалению, с учетом обеспечения жителей поселков дровами (а это порядка 110–120 тыс. куб. мв год) в качестве топлива для местной энергетики (выработки тепловой и электрической энергии) сегодня используется не более 30% древесины, не нашедшей применения в деревопереработке.

Отходы деревообрабатывающих предприятий (кора, опилки, кусковые отходы) лесопромышленники в первую очередь используют для выработки тепловой энергии на собственных котельных. Кроме того, ряд деревообрабатывающих предприятий экспортирует продукцию, получаемую из отходов переработки древесины. Так, например, ООО «Сведвуд Тихвин» производит и экспортирует топливные брикеты, технологическую щепу, отходы переработки древесины в виде горбыля, ООО «Свирь Тимбер» экспортирует технологическую щепу, ООО «Волосовский ЛПК» поставляет технологическую щепу на ОАО «Выборгская целлюлоза» и ОАО «Сясьский ЦБК».

В настоящее время получило развитие производство твердого древесного топлива, основанное на технологии производства древесных топливных гранул (пеллет). В принципе, этим занимаются вновь создаваемые самостоятельные предприятия, территориально расположенные вблизи существующих деревообрабатывающих производств, у которых закупаются сухие древесные отходы. По данным муниципальных образований, объем производства топливных гранул (пеллет) и топливных брикетов в 2006 г. на шести предприятиях, расположенных в четырех районах области, составил 95,8 тыс. т. Поскольку на внутреннем рынке древесных топливных гранул спрос ограничен, сбыт продукции ориентирован на экспорт.

«Ветер с моря дул…»

В настоящее время ветроэнергетика является одним из наиболее интенсивно развивающихся источников производства энергии, как отметил генеральный директор ЗАО «Лидесм» Александр Дмитриевич Анисимов. По состоянию на 1 января 2006 г.в мире действуют ветроэнергетические станции суммарной мощностью около 60 тыс. МВт. Однако в России общая мощность ВЭС составила всего лишь 14 МВт.

В Ленинградской области есть огромные потенциально годные для производства энергии ветровые ресурсы. Исследования ветрового потенциала, проведенные на трех площадках, показали, что средняя скорость ветра на высоте 45–50 м находится в диапазоне от 6 до 7 м/сек., что позволит обеспечить эффективную работу ветро-энергетических установок. Ленинградская область имеет участки побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер большой протяженности, которые обладают хорошими ветровыми ресурсами. С учетом постоянного роста стоимости традиционных энергоносителей и стоимости строительства тепловых электростанций экономический эффект от применения ветропарка, по предварительным расчетам, позволит добиться срока окупаемости, не превышающего 5 лет.

Группа российских и американских компаний, возглавляемая организатором проекта АВВ (США), при поддержке Агентства по торговле и развитию при правительстве США выполнила комплексную работу по обоснованию строительства ВЭС мощностью 75 МВт предположительно в Выборгском районе Ленинградской области. Ожидаемый экономический эффект от строительства Ленинградской ВЭС: экономия — порядка 80 тыс. т органического топлива в год, уменьшение выбросов углекислого газа и окислов азота — до 630 т в год, налоговые поступления от продажи электроэнергии (за 10 лет) — 1 млрд. 620 млн. руб.

С реализацией проекта ВЭС появятся генерирующие мощности, улучшится ситуация с электроснабжением района Приморска, так как будут созданы условия подключения потребителей на общую мощность до 105 МВт. Ожидается также, что Ленинградская ветроэнергетическая компания сможет завершить весь цикл финансовых согласований в 2007 г. и в первой половине 2009 г. ввести в эксплуатацию ВЭС. Поскольку ветрогенераторы в силу своей специфики отличаются неравномерным графиком выработки энергии, который зависит от силы ветра, то для гарантированного энергоснабжения (при отсутствии сети) ВЭС можно использовать при достаточной скорости ветра совместно с «с отключающимися» дизельными электростанциями.

По итогам встречи губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков дал ряд поручений профильным комитетам: подготовить комплексное инвестиционное предложение по использованию новых видов энергоресурсов в Ленинградской области, активизировать работу с альтернативными видами топлива, а также разработать необходимые нормативные акты в лесозаготовительной сфере для более эффективного использования лесных делянок при заготовке древесины.

Дата: 22.05.2007
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 4 (99)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!