|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Охарактеризовать состояние дорожной отрасли России редакция журнала попросила Михаила Борисовича Бурмистрова, руководителя отдела аналитики Информационного агенства INFOLine. — Как Вы можете оценить инвестиционную активность на ближайшее будущее с учетом реализации правительственных программ и потенциала частного финансирования? — Огромная площадь территории России обусловливает значимость эффективного транспортного сообщения для сохранения территориальной целостности, геополитического влияния и конкурентоспособности на международном рынке. Однако состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности экономики нашей страны и конкурентоспособность международных перевозок грузов различными видами транспорта через территорию России. В наибольшей степени приведенное выше утверждение касается такого сегмента транспортной инфраструктуры, как дорожное хозяйство. В то же время объем инвестиций в строительство новых и содержание существующих дорог в России составляет менее 2% ВВП при среднем уровне этого показателя в развитых странах 3–5%. В результате доля транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции в России значительно превышает показатели США и стран Западной Европы. Так, потребление моторных топлив автомобилями в России больше на 40–50% по сравнению со странами Западной Европы, стоимость обслуживания автомобилей — в 2–2,5 раза, срок службы автопокрышек меньше более чем в 1,5 раза, срок службы автомобилей — на 30%. По состоянию на 1 января 2006 г. в России 600,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из которых федеральные автомобильные дороги составляют 47,1 тыс. км, дороги субъектов РФ — 553,5 тыс. км. Несмотря на то что федеральные автомобильные дороги составляют лишь 7,8% от общей протяженности сети автомобильных дорог общего пользования, на них приходится до 50% интенсивности движения. Твердое покрытие имеют более 546 тыс. км автомобильных дорог, остальные 54 тыс. км представляют собой грунтовые дороги. Динамика показателей состояния дорожной сети в 2000–2005 гг. представлена в таблице 1. Табл. 1. Показатели состояния сети автомобильных дорог России в 2001–2005 гг. (тыс. км)
(–) — нет данных В настоящее время состояние российских автомобильных дорог можно расценить как кризисное, так как в течение 1990–2005 гг. автомобильный парк в России вырос более чем в 2,5 раза, в то время как протяженность автомобильных дорог общего пользования — только на 30%. Количество автомобилей на 1000 жителей в 2000 г. составляло 132,1, а в 2005 г. — 156, при этом обеспеченность автомобильными дорогами в 2000 г. составляла 3,98 км на 1000 жителей, а в 2005 г. — 4,12. В дальнейшем разрыв между темпами роста автомобильного парка и протяженности автомобильных дорог будет возрастать. Так, по оценкам Министерства транспорта, численность парка грузовых автомобилей в России к 2010 г. по сравнению с 2000 г. возрастет на 25%, автобусов — на 12%, легковых автомобилей — на 55–60%, в то время как протяженность дорожной сети — не более чем на 2%. По данным Министерства транспорта, более 62% федеральных трасс не соответствуют нормативным требованиям по целому ряду характеристик: прочности1, колейности, освещению, безопасности и ряду других показателей. 27% федеральных автомобильных дорог работает в режиме перегрузки, а более 50% грузоперевозок по федеральным дорогам осуществляется с превышением нормативного уровня загрузки дорожной сети. При этом издержки в промышленности и транспортном комплексе возрастают на 20–30% по сравнению с нормативными условиями движения. Состояние территориальной дорожной сети России характеризуется следующими негативными моментами: Другой острой проблемой является состояние примерно 299,2 тыс. км ведомственных и частных дорог, существенная часть которых по своим параметрам не может быть отнесена ни к одной из категорий в соответствии со строительными нормами и правилами. Их нормальная эксплуатация, с учетом обеспечения движения общественного транспорта, невозможна без проведения работ по доведению до нормативного уровня. Значительная часть частных дорог находится в ведении предприятий, которые зачастую не имеют средств и мотивации финансировать их содержание. Кроме того, более 25% частных дорог в результате ликвидации предприятий остались бесхозными. Сложившаяся ситуация обусловила необходимость завершения формирования системы классификации автомобильных дорог, для чего было принято Постановление Правительства РФ № 209 от 11 апреля 2006 г. «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в РФ», в соответствии с которым внесены изменения в Постановление «О классификации автомобильных дорог в РФ». Постановлением Правительства РФ № 209 установлена классификация автомобильных дорог: Также Постановлением Правительства РФ № 209 утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в соответствии с которыми автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются дороги: Таким образом, Постановление Правительства РФ № 209 позволит ускорить формирование перечня автомобильных дорог, которые будут переданы в ведение муниципальных образований или субъектов РФ, завершить процесс распределения ответственности между уровнями власти и, соответственно, оценить объем финансирования, необходимый для содержания автомобильных дорог на каждом из уровней власти. — Назовите, пожалуйста, основные российские компаниии-участницы дорожного хозяйства. — По мнению заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина (интервью опубликовано в издании «Строительная газета» от 6 февраля 2006 г.), в настоящее время в России нет достаточного количества мощных строительных организаций, способных своевременно и качественно осваивать выделяемые на строительство автомобильных дорог средства. Как отметил министр, он сделал подобный вывод на основании итогов строительных работ в 2005 г. на КАД в Санкт-Петербурге и некоторых участках трассы Чита — Хабаровск. Таблица 2. Уровень загрузки федеральных автомобильных дорог в 2005 г.
Источник: Министерство транспорта России Для эффективной реализации крупных инфраструктурных проектов дорожно-строительные компании должны быть мощными финансово-промышленными группами, которые включают в себя финансово-инвестиционный блок (например, банк или управляющая компания, способная привлекать финансовые ресурсы на рынке облигаций), проектные организации, строительные компании и компании, осуществляющие производство строительных материалов (в первую очередь щебень, асфальтобетон и ЖБИ). В российской дорожно-строительной отрасли компаний, в большей или меньшей степени отвечающих перечисленным выше критериям, не много, и крупнейшие из них охарактеризованы ниже. Следует отметить, что анализ российских дорожно-строительных компаний в настоящее время осложняется их непубличностью: раскрытие информации обычно происходит в преддверии размещения облигационных займов или смены контролирующего акционера. Так, корпорация «Трансстрой» в отчете за IV квартал 2005 г.приводит информацию о конкурентах следующим образом: «Основными конкурентами ОАО «Трансстрой» можно считать строительные и дорожно-эксплуатационные организации Министерства транспорта РФ, строительные организации Министерства промышленности и энергетики РФ, ОАО «Мосинжстрой» и др. В связи с тем, что большинство конкурентов не являются публичными компаниями и получение достоверной информацией об объемах продаж из открытых источников невозможно, информацией о значении долей, занимаемых им самим и его конкурентами на рынке подрядных услуг и на объектах транспортного строительства, эмитент не располагает». Что касается крупнейших дорожно-строительных компаниий федерального уровня, то можно назвать следующих: «Балтийская Строительная Компания», ОАО Корпорация «Трансстрой», ОАО «Мостотрест», ООО НПО «Космос», ОАО Дорожно-строительная компания «АВТОБАН», ЗАО «Труд», ООО Строительный холдинг «Иландорстрой», ОАО «Дормост», ОАО «Мосинжстрой», ОАО «Центродорстрой» и многие другие. — Расскажите подробнее о реализации крупнейших проектов строительства дорог. — Перечислю лишь несколько. Так, холдинг «Балтийская Строительная Компания» принимает активное участие в крупнейших проектах по строительству дорожных объектов. Подразделение «БСК-Санкт-Петербург» принимало участие в строительстве кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, на участке протяженностью 4,5 км, из которых 1,5 км— эстакада над железнодорожными путями и рекой Лубьей. «БСК-Восток» принимает участие в строительстве автодороги федерального значения «Амур» (Чита — Хабаровск), включая строительство мостов и путепроводов. Важнейшими объектами ОАО Корпорация «Трансстрой» в Москве в 2006 г. стали Четвертое транспортное кольцо, комплекс зданий и сооружений аэропорта «Внуково», завершение работ по реконструкции Боровского и Киевского шоссе, завершение работ по строительству объектов Третьего транспортного кольца, реконструкция Ленинградского проспекта от Беговой улицы до станции метро «Сокол». В 2006 г. ОАО «Мостотрест» продолжил реализацию следующих проектов: строительство второй очереди КАД вокруг Санкт-Петербурга, участка автомобильной дороги «Дон» в Воронежской области с мостовым переходом через реку Дон, внеклассных автодорожных мостов через реку Неву на кольцевой автодороге Санкт-Петербурга (II очередь), реку Волгу в Ярославле, реку Ангару в Иркутске, реку Вятку у г. Вятские Поляны, совмещенного автодорожного и метромоста через реку Оку в Нижнем Новгороде, вантового моста через реку Москву в Серебряном Бору, железнодорожного Павелецкого путепровода через Б. Тульскую улицу в Москве (II очередь). ОАО «Мосинжстрой» в качестве генерального подрядчика было построено 12 км из 35 км Третьего транспортного кольца в Москве. Дата: 05.06.2007 по материалам редакции "СтройПРОФИль" 4 (58)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||