|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Сегмент строительной техники на рынке лизинга России растет темпами, опережающими среднерыночные. С ростом потенциала растет и конкуренция.
Высокие темпы роста обусловлены в частности тем, что строительная отрасль России, впрочем, как и другие отрасли материального производства, нуждается в масштабном обновлении парка строительной техники при имеющейся нехватке собственных оборотных средств. Предприятиям в условиях роста не выгодно извлекать из оборота крупные денежные средства с целью технического перевооружения и расширения своих основных средств. В этой ситуации лизинг является наиболее удобной формой приобретения строительной и специальной техники. Использование этого финансового инструмента характерно для стабильных и быстро растущих предприятий. Как известно, лизинг, в отличие от кредита, не отягощает баланс предприятия и позволяет экономить налог на прибыль. Кроме того, лизинговые компании имеют право начислять ускоренную амортизацию на предмет лизинга с повышающим коэффициентом до 3-х. Это дает лизингополучателю возможность относительно быстро взять имущество на баланс по низкой (по сравнению с первоначальной) остаточной стоимости. Также некоторые лизинговые компании дают возможность строительным предприятиям учесть сезонность бизнеса при приобретении техники в лизинг. При учете сезонных схем лизинговые платежи присутствуют, но их сумма значительно снижается. На сегодняшний день с помощью лизинга строительные предприятия приобретают весь спектр техники: оборудование для производства стройматериалов, башенные и автомобильные краны, бетоносмесительные установки, подъемно-транспортные машины. Поскольку строители стремятся как можно быстрее пройти «нулевой цикл», большим спросом пользуется землеройная техника: экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Среди популярных марок оборудования — Caterpillar, Kоmatsu, МАЗ, «Урал», КамАЗ, Liebherr. Не высок пока что спрос на специализированную дорожную технику: катки, фрезы, машины для регенерации и стабилизации дорожного полотна, автогрейдеры. Однако с ростом российской экономики ассортимент закупаемого оборудования должен расшириться. Табл. 1. ТОР-20 лизинговых компаний в сегменте лизинга дорожно-строительной техники
Лидерами в сегменте лизинга дорожно-строительной техники в 2006 г. стали компании «ВТБ-Лизинг» и «Росдорлизинг» (табл. 1). На долю первой десятки лизингодателей, работающих с дорожно-строительной техникой, пришлось более 60% объема данного сегмента. Табл. 2. ТОР-20 лизинговых компаний в сегменте лизинга прочей строительной техники
Как и во многих других сегментах рынка лизинга, в строительной и дорожно-строительной технике самым популярным остается финансовый лизинг, так как он позволяет лизингополучателю по окончании выплат получить объект лизинга в собственность и не требует его возвращения лизинговой компании. Также популярность финансового лизинга обусловлена тем, что оперативный и возвратный лизинг строительной техники связаны с достаточно большими рисками. В частности, неизвестно, в каком состоянии будет находиться предмет лизинга после окончания срока его использования лизингополучателем, а также насколько быстро удастся провести его ремаркетинг (продажу на вторичном рынке). Существует риск, что дорогостоящая техника будет какое-то время простаивать на складе. Риск же, соответственно, приводит к повышению ставки по лизингу, в результате чего этот финансовый инструмент становится менее привлекательным для лизингополучателя. В 2006 г. на рынке лизинга значительно усилилась конкуренция между лизингодателями, которые стараются расширить сферу своей деятельности для диверсификации бизнеса. Усиление конкуренции затронуло также и сегмент лизинга строительной техники — из 112 компаний, участвовавших в исследовании агентства «Эксперт РА», более 70 работают также и в указанном сегменте. В целом же, по оценкам некоторых участников рынка, с 2002 г. сегмент строительной техники вырос примерно в 7 раз. И если учесть растущий спрос на технику со стороны строительных компаний и сравнить долю и объем этого сегмента на рынке лизинга в развитых странах, то можно заметить, что потенциал роста у него еще значительный. Дата: 05.06.2007 Р. Ю. Романовский "СтройПРОФИль" 4 (58)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||