Лизинг строительной техники

1 стр. из 1

Сегмент строительной техники на рынке лизинга России растет темпами, опережающими среднерыночные. С ростом потенциала растет и конкуренция.


Объем нового бизнеса на российском рынке лизинга вырос в 2006 г. на 83% и составил 14,7 млрд. долл. Некоторые сегменты рынка, однако, росли опережающими темпами — прирост лизинга строительной техники составил примерно 90%, а дорожно-строительной техники — 130%! В общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний сегмент лизинга дорожно-строительной техники в 2006 г. составил 3,59%, сегмент прочей строительной техники —4, 86%. В абсолютных цифрах это, соответственно, 550 и 750 млн. долл.

Высокие темпы роста обусловлены в частности тем, что строительная отрасль России, впрочем, как и другие отрасли материального производства, нуждается в масштабном обновлении парка строительной техники при имеющейся нехватке собственных оборотных средств. Предприятиям в условиях роста не выгодно извлекать из оборота крупные денежные средства с целью технического перевооружения и расширения своих основных средств. В этой ситуации лизинг является наиболее удобной формой приобретения строительной  и специальной техники. Использование этого финансового инструмента характерно для стабильных и быстро растущих предприятий. Как известно, лизинг, в отличие от кредита, не отягощает баланс предприятия и позволяет экономить налог на прибыль.

Кроме того, лизинговые компании имеют право начислять ускоренную амортизацию на предмет лизинга с повышающим коэффициентом до 3-х. Это дает лизингополучателю возможность относительно быстро взять имущество на баланс по низкой (по сравнению с первоначальной) остаточной стоимости. Также некоторые лизинговые компании дают возможность строительным предприятиям учесть сезонность бизнеса при приобретении техники в лизинг. При учете сезонных схем лизинговые платежи присутствуют, но их сумма значительно снижается.

На сегодняшний день с помощью лизинга строительные предприятия приобретают весь спектр техники: оборудование для производства стройматериалов, башенные и автомобильные краны, бетоносмесительные установки, подъемно-транспортные машины. Поскольку строители стремятся как можно быстрее пройти «нулевой цикл», большим спросом пользуется землеройная техника: экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Среди популярных марок оборудования — Caterpillar, Kоmatsu, МАЗ, «Урал», КамАЗ, Liebherr. Не высок пока что спрос на специализированную дорожную технику: катки, фрезы, машины для регенерации и стабилизации дорожного полотна, автогрейдеры. Однако с ростом российской экономики ассортимент закупаемого оборудования должен расшириться.

Табл. 1. ТОР-20 лизинговых компаний в сегменте лизинга дорожно-строительной техники

Место

Компания

Объем нового бизнеса в 2006г. (млн. руб.)

1

ОАО «ВТБ-Лизинг»

2 013,5

2

ОАО «Росдорлизинг»

1 202

3

ООО «ЛизингПромХолд»

956,6

4

ООО ЛК «ММБ»

847

5

ООО «Альфа-Лизинг»

620

6

ЗАО «Локат Лизинг Руссия»

489,3

7

ЗАО ФК «Балтинвест»

371

8

«НОМОС-лизинг» (группа компаний НОМОС-БАНКа)

337

9

ООО Лизинговая компания «УРАЛСИБ»

326,6

10

Группа компаний «Северная Венеция»

301

11

ЗАО «Европлан»

283

12

ООО «Глобус-Лизинг»

277,3

13

ЗАО «Петролизинг- Менеджмент»

258

14

ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания»

232,2

15

ООО УК «Объединенный лизинг»

230,4

16

ООО «РЕСОТРАСТ»

229,4

17

ЗАО «Русско-германская лизинговая компания»

214,9

18

ООО «Стоун-XXI»

197,6

19

Группа компаний «Интерлизинг»

185,4

20

ООО «Кама-Лизинг»

173

Лидерами в сегменте лизинга дорожно-строительной техники в 2006 г. стали компании «ВТБ-Лизинг» и «Росдорлизинг» (табл. 1). На долю первой десятки лизингодателей, работающих с дорожно-строительной техникой, пришлось более 60% объема данного сегмента.
В сегменте лизинга прочей строительной техники первые места заняли «Интерлизинг», «Уралсиб» и «КРК Лизинг», а доля первой десятки лизинговых компаний составила 60% от объема нового бизнеса в сегменте (табл. 2).

Табл. 2. ТОР-20 лизинговых компаний в сегменте лизинга прочей строительной техники

Место

Компания

Объем нового бизнеса в 2006 г. (млн. руб.)

1

Группа компаний «Интерлизинг»

1 985,4

2

ООО Лизинговая компания «УРАЛСИБ»

1 905,8

3

ООО «Компания Розничного Кредитования. Лизинг»

1 207,4

4

«НОМОС-лизинг» (группа компаний НОМОС-БАНКа)

895

5

ООО «Стоун-XXI»

862,4

6

ЗАО Объединенная ЛК «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»

677,7

7

ООО «Петроконсалт»

672

8

ООО «Альфа-Лизинг»

594

9

ООО «Райффайзен-Лизинг»

585,3

10

ООО «Глобус-Лизинг»

472,9

11

ЗАО «Русско-германская лизинговая компания»

438

12

Группа компаний «ПРОМСВЯЗЬЛИЗИНГ»

434,5

13

ООО «Группа Финансовых Технологий»

426

14

АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» (ООО «АВТОЛИЗИНГ»)

369

15

ЗАО «Европлан»

344

16

ОАО «Росдорлизинг»

311

17

ООО «Лизинг-Максимум»

293

18

ООО ЛК «ММБ»

286

19

ЗАО «ДельтаЛизинг»

257,2

20

ЗАО ФК «Балтинвест»

226

Как и во многих других сегментах рынка лизинга, в строительной и дорожно-строительной технике самым популярным остается финансовый лизинг, так как он позволяет лизингополучателю по окончании выплат получить объект лизинга в собственность и не требует его возвращения лизинговой компании. Также популярность финансового лизинга обусловлена тем, что оперативный и возвратный лизинг строительной техники связаны с достаточно большими рисками. В частности, неизвестно, в каком состоянии будет находиться предмет лизинга после окончания срока его использования лизингополучателем, а также насколько быстро удастся провести его ремаркетинг (продажу на вторичном рынке). Существует риск, что дорогостоящая техника будет какое-то время простаивать на складе. Риск же, соответственно, приводит к повышению ставки по лизингу, в результате чего этот финансовый инструмент становится менее привлекательным для лизингополучателя.

В 2006 г. на рынке лизинга значительно усилилась конкуренция между лизингодателями, которые стараются расширить сферу своей деятельности для диверсификации бизнеса. Усиление конкуренции затронуло также и сегмент лизинга строительной техники — из 112 компаний, участвовавших в исследовании агентства «Эксперт РА», более 70 работают также и в указанном сегменте. В целом же, по оценкам некоторых участников рынка, с 2002 г. сегмент строительной техники вырос примерно в 7 раз. И если учесть растущий спрос на технику со стороны строительных компаний и сравнить долю и объем этого сегмента на рынке лизинга в развитых странах, то можно заметить, что потенциал роста у него еще значительный.

Дата: 05.06.2007
Р. Ю. Романовский
"СтройПРОФИль" 4 (58)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!