Российское метростроение: от Москвы до самых до окраин

1 стр. из 1

Екатеринбург

В микрорайоне «Ботанический» начались работы по сооружению одноименной станции екатеринбургского метрополитена. Станция закладывается по соседству с одним из крупнейших в городе торговых комплексов — «Дирижаблем». В отличие от всех уже действующих станций метро, а также по сравнению с очередной строящейся — «Чкаловской», станция «Ботаническая» будет мелкого заложения. Глубина самой нижней ее отметки — 12 м. Поэтому городские власти приняли решение строить ее открытым способом. Это и дешевле, и, самое главное, быстрее.

В результате конкурса, проведенного в конце прошлого года администрацией города, право на сооружение станции «Ботаническая» выиграла частная компания «Стройтэк».

Пока все усилия компаний «Стройтэк» и «Метрострой-ПТС» сосредоточены непосредственно на земляных работах. Кстати, метростроевцы сегодня с помощью горно-проходческого комплекса «Вирт» тянут в направлении «Ботанической» левый перегонный тоннель. Они обещают привести его к месту дислокации станции и выполнить сужение ее котлована в конце 2007 — начале 2008 гг.

Согласно планам руководства города и области, в 2010 г. первая очередь екатеринбургского метро, соединяющая север и юг уральской столицы, должна начать действовать в полном объеме. Этому будет способствовать одновременный пуск сразу двух ее последних станций — «Чкаловской» и «Ботанической». Для того чтобы воплотить задуманное на практике, задействованные в процессе строительства метро структуры должны ежегодно осваивать по 2 млрд. руб. капиталовложений.

Свердловская область предлагает увеличить федеральное финансирование строительства метрополитена в Екатеринбурге. Строительство метрополитена финансируется из федерального бюджета и бюджетов соответствующих регионов в соотношении 20% на 80%. Однако в преддверии проведения в Екатеринбурге саммита АТЭС в 2009 г. Свердловская область ставит вопрос о завершении строительства метрополитена к этому сроку и в связи с этим — об увеличении доли федерального финансирования.

Общий объем средств, необходимых для завершения строительства метрополитена в Екатеринбурге, на 2007 г. составляет 2,15 млрд. руб., на 2008 г. — 2,4 млрд. и на 2009 г. — 1,8 млрд. руб.

Казань

К маю 2007 г. 641 метр прошли под землей казанские метростроевцы, которые ведут проходку от станции «Козья слобода» до станции «Кремлевская». Тоннелепроходческая машина «Алтынчэч» находится на подходе к пляжу «Нижнее Заречье».

Дополнительные технические новшества применены и при возведении самой станции «Козья слобода», поскольку водонасыщенность пластов в этом месте очень высока. Как правило, каждый час из котлована откачивается не менее 800 кубометров воды. Поэтому в соответствии с зарубежной технологией метростроевцы возвели вокруг станции шпунтовые ограждения из металла, применив способ вибропогружения. После завершения строительства шпунты извлекаться из земли не будут, что позволит добиться высокой водонепроницаемости станции. Кроме того, котлован будущей станции укреплен с помощью бетонных и железобетонных плит, что также самым лучшим образом скажется на водонепроницаемости.

Незадолго перед этим в Казани завершилось строительство проходки перегонного тоннеля метрополитена между станциями «Горки» и «Проспект Победы», которое было начато в 2005 г. двумя тоннелепроходческими комплексами «Ольга» и «Полина».
Праздничным салютом был встречен тоннелепроходческий комплекс (его вес составляет 350 т), который, преодолев последние метры грунта, вышел из правого тоннеля в котлован. За 18 месяцев строи-тельства тоннелей между станциями «Горки» и «Проспект Победы» под землей было пройдено 1924 м.

«Завершение строительства тоннелей метро до станции «Проспект Победы» — это очередной наш успех. В 2008 г. будет открыта станция здесь, в 2009 г. откроется следующая станция на том берегу Казанки — «Козья слобода», — отметил, выступая на торжественной церемонии, посвященной завершению проходки тоннелей, премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

Красноярск

Возобновились работы в тоннелях строящегося в Красноярске метрополитена. Строители первой очереди достигли наивысшей за все время строительства европейской скорости по прокладке подземных тоннелей. В мае 2007 г. она достигла 10 м в сутки.
Скорость проходки напрямую зависит от уровня финансирования этого проекта, реализация которого была начата более10 лет назад. Так, в 2007 г. на строительство метро в Красноярске запланировано направить более 588 млн. руб. из федерального бюджета и 50 млн. руб. из регионального. На строительстве красноярского метрополитена круглосуточно работают два проходческих комплекса.
В одном тоннеле, от конечной станции «Высотная», уже пройдено 1264 м, а длина второго составляет около 500 м. При стабильном финансировании первая линия красноярского метро, имеющая пять станций и протяженность 8 км, может начать действовать в 2014 г.
Несмотря на то, что в этом году выделена рекордная за все время строительства красноярской подземки сумма, этих денег не хватит даже на строительство перегона от станции «Высотной» до «Копылова».

Москва

После полуторалетней реконструкции 15 мая 2007 г. вновь открыт южный вестибюль станции «Маяковская» — одной из красивейших в московском метро. Работы, проводившиеся главным образом с целью замены эскалатора, требовалось осуществить уже давно: на «Маяковской» до 2005 г. работала старейшая в Москве «движущаяся лестница» 1938 г. постройки. Сделано все было достаточно бережно: так, вопреки сложившейся в последние годы традиции, пол центрального зала станции на участке, прилегающем к эскалатору, остался мраморным, то есть не скользким, в отличие от новых полов из полированного гранита. В то же время реставрация «Маяковской», страдающей от грунтовых вод, еще не завершена. Сохраняют актуальность и критические замечания искусствоведов, в том числе Натальи Душкиной, внучки архитектора, проектировавшего станцию: фрагменты облицовки из ценного родонита заменяются на современные.

Нижний Новгород

Средства на строительство метромоста в Нижнем Новгороде будут выделены в 2007 г. в необходимом объеме. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. По его словам, в 2007 г. предусмотрено выделение из бюджетов всех уровней 800 млн. руб. В 2008 г.планируется выделение 3,5 млрд., а в 2009 г. — 2,4 млрд. руб. «К концу 2009 г.объекты первой очереди будут введены в эксплуатацию», — подчеркнул губернатор.
Шанцев отметил, что сроки строительства метромоста, утвержденные им, выдерживаются полностью. «До этого8 лет один пролет строили, мы уже до середины дошли. До девятого пролета мост будет строиться с нижнего берега Оки, с четырнадцатого до девятого — с верхнего берега. В 2009 г. к мосту будут подведены необходимые переходы, чтобы пустить по нему движение транспорта», — сказал глава региона.
Валерий Шанцев добавил, что в 2007 г. администрация Нижнего Новгорода начнет снос складских помещений на верхнем берегу Оки. В настоящее время ведется работа по расселению домов.
По существующим планам, первая станция метрополитена в верхней части Нижнего Новгорода должна быть запущена в 2010 г. К этому времени планируется не только полностью завершить строительство метромоста через Оку, но и пустить движение поездов метро в нагорную часть города.

Новосибирск

Заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Никонов озвучил общую сумму инвестиций в строительство новосибирского метрополитена в 2007 г. — 554 млн. руб., из которых 314 млн. — деньги из федерального бюджета. При этом он отметил, что цифра не окончательная. Она может возрасти за счет других регионов России: «Например, Башкирия пока отказалась строить метро в Уфе».
Окончательный объем финансирования для конкретных регионов будет определен на специальном совещании, которое состоится в Москве.
Кроме того, по словам начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Андрея Ксензова, метрополитен рассчитывает на увеличение финансирования по статьям, связанным с обеспечением безопасности.

Омск

Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области отчиталось перед депутатами Законодательного собрания об исполнении в 2006 г. целевой программы строительства омского метрополитена, рассчитанной до 2008 г.
Как доложил начальник управления транспорта, промышленного строительства и дорожного комплекса минпрома области Александр Пушкарев, на строительство метро в прошлом году было выделено 955 млн. руб. при плане в 3,8 млрд. Большую часть расходов взял на себя областной бюджет — 776 млн., из федерального бюджета на омский метрополитен было направлено лишь 178,9 млн. руб.
В прошлом году была завершена проходка правого перегонного тоннеля станция «Библиотека им. Пушкина» — станция «Заречная» протяженностью 391 п. м. На эти цели потребовалось 396 млн. руб. На мероприятия по строительству электродепо ушло еще 66,9 млн., а на разработку котлована и забивку свай для инженерного корпуса — 101,4 млн. руб. Кроме того, 21 млн. руб  был потрачен в прошлом году на обивку шпунта набережной у левобережного устоя метромоста.
По плану, для обеспечения всей программы, то есть для ввода в эксплуатацию первой очереди метро в 2008 г. необходимо 19 млрд. руб. В прошлом году программа была профинансирована лишь на треть. В этом году на ее реализацию в областном бюджете заложено немногим больше — 800 млн. руб. По соглашению области с Росжилдором, в текущем году из федерального бюджета на строительство первой очереди метро поступит 535 млн. руб. Несмотря на явный дефицит средств, минпром области не теряет оптимизма. По крайней мере, в том, что касается выполнения строительства той части метро, которая заложена в программе подготовки и проведения 300-летия Омска.

Самара

21 февраля началась проходка перегонного тоннеля от станции «Российская» до станции «Алабинская». Станция «Российская» примет первых пассажиров уже в 2007 г. Она станет девятой по счету в Самарском метро. Таким образом, протяженность метро в Самаре достигнет 12 км.
Министерство строительства и ЖКХ Самарской области ведет работы по строительству первой очереди метро в Самаре в соответствии с «Областной адресной инвестиционной программой на 2007 год». Интересно, что ее строительство было начато еще в 1980 г. С 1992 г. проходка перегонных тоннелей прекратилась из-за недостаточного финансирования.
В 2007 г. на самарское метро потратят 482,8 млн. руб. из федерального бюджета и 144,375 млн. руб. из бюджета областного.
Руководитель управления технического надзора за строительством метрополитена Александр Рассказов сообщил, что все ранее построенные станции самарского метро имеют платформу «островного» типа, а платформа на станции «Российская» будет «берегового» типа — поезда станут проходить не по краям зала, а в центре.
Глубина станций колеблется от 14 до 20 м и, следуя рельефу города, идет по нарастающей. Один вестибюль обеспечивает выход пассажиров с помощью лестничных маршей, а другой — с помощью эскалатора. Станция «Российская» строится по такому же принципу.

Санкт-Петербург

Наклонный ход (эскалаторный тоннель) от подземного метровокзала к наземному вестибюлю станции «Адмиралтейская» будет прокладываться впервые в практике петербургского метростроения не вручную, а проходческим щитом.
Щитовая проходка необходима для сохранности зданий, которые будут находиться в районе котлована, — она наиболее «травмобезопасна» для них. При этом щит ОАО «Метрострой» будет приобретать за счет собственных средств у компании «Херренкнехт».
В настоящее время продолжается расселение дома по адресу ул. Малая Морская, 4/1, который предстоит снести, чтобы вырыть котлован для «железного крота».Впоследствии здание будет восстановлено —на первом этаже разместится наземный вестибюль, на верхних этажах — офисные и торговые площади.
Сроки строительства новой станции еще обсуждаются, но, скорее всего, она будет запущена в 2011 г. Это связано с тем, что большая часть средств уходит на финансирование строительства Фрунзенского радиуса.
Ранее петербургские власти рассчитывали ввести станцию «Адмиралтейская» в эксплуатацию в 2008–2009 гг.

Челябинск

В 2007 г. в Челябинске планируется построить 1,5 км метрополитена. Сооружение ведется буро-взрывным способом и посредством тоннелепроходческого комплекса «Ловат».
На строительство метро в Челябинске в 2006 г. был затрачен почти 1 млрд. руб.В частности, 735 млн. руб. выделил бюджет области, около 260 млн. — федеральный и 4 млн. руб. — средства Челябинска.
Подрядчик «Челябметрострой» выполнил работы на сумму около 385 млн. руб.В целом за прошлый год метрострой прошел 516 м. В 2006 г. челябинские метростроевцы прошли 275 м по линии «Торговый центр» и 284 м по порталу «Электродепо», на этом объекте работает комплекс «Ловат».
В 2007 г. объем федерального финансирования строительства челябинской подземки составит 314 млн. руб. Областная казна выделит на эти цели 10 млн. руб., но начальная сумма к концу года может достигнуть 1 млрд. руб.
Метрополитен в Челябинске будет построен к 2012 г., если доля федерального финансирования будет увеличена до 50%, об этом заявил генеральный директор ОАО «Челябметрострой» Константин Абрамчук.

Дата: 15.06.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (61)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!