|
|||||
1 стр. из 1 Предлагаем вниманию читателей окончание беседы (начало см. «Федеральный строительный рынок», № 3, 2007) с президентом Российского союза строителей, членом коллегии Госстроя России, почетным академиком Российской академии архитектуры и строительных наук Виктором ЗАБЕЛИНЫМ. Речь пойдет о решении проблемных вопросов, которые тормозят развитие отечественной строительной отрасли. –Виктор Никитович, традиционно «узким местом» строительной отрасли в последние годы стал кадровый вопрос. Как, по Вашему мнению, решать эту проблему? — Как известно, квалифицированных специалистов не хватает уже сейчас и, судя по развитию событий, будет не хватать еще больше. Причем касается это как рабочих, так и (хоть и в меньшей степени) инженеров. В какой-то мере можно, конечно, рассчитывать на мигрантов и, как их сейчас называют, гастарбайтеров, и в некоторой степени использование их труда позволяет снизить остроту проблемы. Но это неквалифицированная рабочая сила, и очевидно, что кадровый вопрос таким путем не решить. Отрасли же необходимы специалисты, а их подготовка сегодня не организована. К сожалению, в нашей стране практически полностью разрушена система профессио-нального образования, которая существовала в советское время. В основном техникумы, профессионально-технические училища, учебно-курсовые комбинаты и пр. в последние годы либо закрылись, либо перепрофилировались. Эти учебные заведения переданы в ведение Министерства образования, представители которого довольно смутно представляют, какие работники востребованы, не говоря уже о хронической нехватке финансирования. Новую же систему подготовки специалистов еще только предстоит создать.В принципе, как мне кажется, можно взять на вооружение пример Германии. Там действует закон, в соответствии с которым абсолютно все предприятия (независимо от того, нанимают ли они новых работников или нет) должны какую-то довольно незначительную долю от общего объема оплаты труда перечислять на обучение рабочих. Средства поступают в соответствующий фонд Общегерманского строительного союза, который организовывает и оплачивает работу примерно 80 технических центров, ведущих подготовку специалистов для строительной отрасли. Таким образом, и у государства нет обременительных забот по формированию системы профессио-нального обучения строителей, и отрасль получает необходимые кадры. Кроме того, такой подход позволяет гибко реагировать на возникающие запросы и готовить именно тех специалистов, чья работа востребована в данный момент на рынке труда. Эти же центры осуществляют переподготовку рабочих, а также занимаются вопросами повышения квалификации. Существуют проблемы и в высшей школе, хотя, конечно, и не такие сложные. Например, как я говорил, сегодня весьма актуальна проблематика градостроительного планирования, а такой профессии, как «архитектор-градостроитель», в специализированных строительных вузах просто не существует. Сегодня стоит вопрос о возобновлении подготовки таких специалистов. — Наверное, Российский союз строителей мог бы более активно участвовать в решении этой проблемы, если бы мог действовать на правах общенациональной саморегулируемой организации? — Да, в настоящее время идет активное обсуждение этого вопроса. Отраслевым саморегулируемым организациям предполагается передать часть функций, которые до сих пор являются прерогативой государства. Если говорить о кадровом вопросе, то переход его решения к общественным структурам целесообразен только в сочетании с формированием источников финансирования (как, например, это сделано в Германии). — А что Вы думаете об отмене лицензирования в рамках формирования саморегулируемых организаций? — В настоящее время подготовлено два варианта закона о саморегулируемых организациях. Один из них вышел из недр Комитета по собственности Государственной Думы России (председатель — депутат Виктор Плескачевский), другой разработан фондом «Институт экономики города» (руководитель — Н. Косарева) и поддержан Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ (председатель комитета — М. Л. Шаккум) и группой депутатов. В ближайшее время они будут рассмотрены Государственной Думой РФ. Мы примем самое активное участие в этой работе. Мы надеемся, что в этом году закон о саморегулируемых организациях будет принят и вступит в действие. Выход этого закона должен фактически отменить лицензирование в строительной деятельности. Сейчас, как известно, принцип лицензирования сохранен, и деятельность соответствующих органов продлена до 1 июля 2007 г. Есть предложение в качестве своего рода «переходного периода» сохранить такое положение до 1 января 2008 г. Затем еще 2–3 года будут действовать уже выданные лицензии, ну а потом, на наш взгляд, необходимо полностью отказаться от лицензирования и передать эти функции самореугулируемым организациям. Тогда общественные структуры будут определять, способны ли входящие в них компании качественно выполнять те или иные виды работ, и, соответственно, будут нести ответственность (в том числе и материальную) за своих членов в случае каких-то проблем или претензий. — Виктор Никитович, каково Ваше мнение о техническом регулировании? — Российский союз строителей долго боролся против принятого закона о техническом регулировании, поскольку считаем его совершенно недееспособным, не соответствующим действительному прогрессу в строительной отрасли. Недавно Государственная Дума, наконец, приняла поправки к этому документу, которые в основном учитывают наши предложения. Так что в значительной мере эта проблема разрешена. Мы считаем, что необходимо принять регламенты по безопасности зданий и сооружений, а также некоторые специальные регламенты. Кроме того, соответствующие правительственные органы должны разработать свод правил, в соответствии с которыми нужно осуществлять строительную деятельность. После этого предприятия отрасли смогут спокойно и эффективно работать. — Насколько правительственные структуры прислушиваются к позиции Российского союза строителей при принятии тех или иных решений? Удается ли строительной общественности донести свое мнение до власти? — Надо сказать, что первое время, причем довольно значительный период, многие государственные органы оставляли наши заявления, предложения и замечания почти без внимания. Может быть, сыграло свою роль превратное представление о том, что мы заинтересованы только в лоббировании узких отраслевых интересов, или излишняя самоуверенность. Но практика показала, что документы и решения, принятые без учета мнения тех, кому их предстояло выполнять, оказывались недееспособными. Документы приходилось изменять, вносить в них корректирующие поправки, причем в значительной степени именно в том направлении, о котором мы говорили. Когда это стало очевидно, ситуация довольно сильно изменилась. Теперь внимание к позиции нашего союза — как объединения реальных практиков, работающих на строительном рынке, — значительно выросло. Например, меня ввели в состав коллегии при Минрегионразвития, а также в рабочую группу по контролю за ходом реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Первый вице-президент Российского союза строителей Г. К. Веретельников стал членом Общественного совета при Росстрое. Думаю, что это идет только на пользу нашей отрасли. Мы находимся в постоянном контакте и с профильными комитетами Государственной Думы, и с Правительством России — как с Министерством регионального развития, так и с Федеральным агентством по строительству. Таким образом, в настоящее время Правительство хорошо знает нашу позицию по самым разным актуальным вопросам развития строительного комплекса и стало чаще учитывать наше мнение. Дата: 15.06.2007 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4 (61)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||