КГА создает «единое окно» и снижает административные барьеры

1 стр. из 1

Вид города, его архитектурный облик, градостроительные решения — за все это отвечает главный архитектор города Александр Викторов. Санкт-Петербург с его прекрасным, уникальным историческим наследием мирового значения живет энергичной жизнью, развивается быстрыми темпами.

Новое возникает по соседству со старым, вторгается в будничный день и смело заявляет о себе. А значит, появляется больше хлопот и у главного архитектора. Об этом, и не только, наш разговор с Александром Павловичем.

— Александр Павлович, застройщики, девелоперы, общественность города в ожидании новых Правил землепользования и застройки. Когда они будут введены? И в чем их особенности?

— Правила землепользования и застройки должны быть в ближайшее время вынесены на заседание городского правительства. Рассмотрение этого документа на правительстве не раз переносилось из-за того, что он достаточно сложный. К нему возникало немало вопросов. У себя в Комитете по градостроительству и архитектуре мы провели большое количество заседаний, на которых вокруг этого документа как правило возникало много споров. При этом один из наиболее сложных вопросов — это, как вы понимаете, высотный регламент. Он обсуждался несколько раз. Вместе с тем я считаю, с выходом правил землепользования и застройки в городе будет сформирована более четкая и стройная система градостроительной политики Петербурга.

— Действительно, высотный регламент, возможность его изменений, интересует сегодня не только специалистов, но и жителей города. Предложенный «Газпромом» проект «Охта-центр» высотной застройки правового берега Невы в Красногвардейском районе нашел среди горожан не только сторонников, но и противников.

— Что касается высотного регламента, то мне представляется, что в центре города должны остаться неизменными те правила, которые существуют на сегодняшний день. Вместе с тем мы считаем, что в городе должны быть на периферии такие узлы, где могут располагаться достаточно высокие здания. Они будут иметь ориентирующий функциональный подтекст.

Действующее на данный момент постановление ограничивает высоту зданий в центре 48 метрами, но необходимо, чтобы существовал высотный регламент и для нецентральных районов. При разработке нового высотного регламента мы применили те традиции, которые закладывались в Петербурге в течение 300 лет: есть базовая поверхность высоты, в которой в отдельных местах здания могут иметь повышенную этажность. Для новых районов возможно плавное повышение высотности от центра к периферии, чтобы могли быть более эффективно использованы территории для деловой застройки.

Таким образом, в периферийных районах высотность наверняка будет увеличена. В частности, в зоне регулируемой застройки второго типа (ЗРЗ-2) устанавливается ограничение высотности 100 метров. По существующему временному регламенту, высота застройки в такой зоне (к примеру, это район Охты) не должна превышать 50 метров.

В районе Московского проспекта также устанавливается ограничение по высоте зданий 100 метров. В части Приморского проспекта ограничение высотности достигает 120 метров. Еще раз повторю: в Петербурге есть территории, за пределами центра города, где с градостроительной точки зрения не только возможны, но и должны размещаться высотные доминанты. Подобные высотные ориентиры всегда существовали в Северной столице. И все их знают.

Новый высотный регламент — несколько другой методологии, чем существующий, там нет таких жестких регулирований цифрами. Он составляется с учетом видовых коридоров и охраняемых ландшафтов. В документе введено понятие «коридоры видимости». Это те места, где несмотря на допустимую высоту нельзя менять городские виды, которые являются брэндами города. Пока таких территорий намечено пять, например, коридор Невского проспекта, заканчивающийся Адмиралтейством.

— Одно из непреложных правил застройки и градостроительной деятельности касается обязательного проведения общественных слушаний. Известно, что отношение к ним застройщиков неоднозначное. В условиях «уплотнительной застройки» многие общественные слушания носят протестный характер. С другой, стороны они стали орудием в конкурентной борьбе. Но и здесь тоже, похоже, происходят изменения.

— Недавно на заседании городского правительства принято решение, что организация и проведение общественных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности, то есть при строительстве и реконструкции, возложена на администрации районов. А до этого, насколько вы помните, за это были ответственны муниципальные органы и инвесторы. Последние зачастую не были заинтересованы в объективности этой процедуры, подходя к организации слушаний формально. С другой стороны, не секрет, что некоторые компании использовали «профессиональных митингующих» как инструмент давления на конкурентов.

По новому порядку, информация о слушаниях должна рассылаться горожанам, которые живут рядом со стройкой, по почте. На слушаниях будет обсуждаться только вопрос выделения земельного участка — строить или не строить. С горожанами не будут обсуждаться высотные и пространственные решения предполагаемого нового объекта. В соответствии с Градостроительным кодексом России, эти вопросы регулируется Правилами землепользования и застройки.

— В городе все чаще возникает вопрос сноса старых зданий. В частности, в этот ряд попал и универмаг «Фрунзенский» — здание сталинского неоклассицизма, по мнению многих специалистов, представляющее архитектурную ценность. Как Вы к этому относитесь?

— Вопрос о сносе здания универмага «Фрунзенский» должны решать специалисты — историки архитектуры. Но мне кажется, раз универмаг не смог выполнить свою функцию (последнее время он был закрыт, и торговля там не велась — ред.), то надо думать, что с ним делать. В любом случае здание магазина нуждается в реконструкции. Если экспертиза покажет, что «Фрунзенский» не является памятником, то надо заниматься проектированием нового здания. При этом появление проекта планировки, конечно, возможно только после решения вопроса о статусе памятника.

— А что Вы думаете по поводу установки на площади Труда 120-метрового шпиля — подвижной обзорной площадки? Высотой это сооружение будет спорить со шпилем Петропавловской крепости.

— Во-первых, вид на город с большой высоты, причем не через маленький вертолетный иллюминатор, а свободным взором, — это незабываемое зрелище. Мне по службе приходилось подниматься на Петропавловский шпиль, и я вполне могу сравнить. Подъем на обзорную площадку, как планируют авторы проекта, будет стоить недорого. А между тем вертолетная экскурсия и по цене, и технически доступна далеко не многим.

Проект этот, безусловно, интересный, причем из предложенных компаниями вариантов наиболее оптимальным остается шпиль на площади Труда. В этом районе транспортная схема разрабатывается в рамках проекта «Новая Голландия». Если заказчик решит дальше работать со своим сооружением, то он должен будет «вписаться» в эту схему. Вместе с тем, на этом сооружении не стоит «рисовать архитектуру», это не тот случай.

— На одном из последних заседаний городского правительства принят упрощенный порядок подготовки документации по планировке территорий. Поясните, пожалуйста, это решение.

— КГА подготовил проект, предусматривающий упрощенный порядок принятия решений о подготовке документации по планировке. И этот проект утвержден городским правительством. За счет сокращения числа согласований и экспертиз сроки подписания разрешений сократятся почти в два раза и составят 6 месяцев. Кроме того, сократится и численность чиновников, и количество «разрешительных» служб (с восьми до трех).

Получение разрешений будет осуществляться по принципу «одного окна». Наш Комитет станет уполномоченным органом в подготовке и выдаче разрешений.

Несомненно, упрощение процедуры согласования и снижение административных барьеров значительно сократят материальные и моральные потери застройщиков. Это, в свою очередь, приведет к улучшению инвестиционно-строительного климата в городе и качеству строительства.

— И еще один вопрос. Где в ближайшей перспективе будет строиться жилье?

— В рамках реализации национального проекта «Доступное жилье...» в 2006–2007 годах наш Комитет подготовил разрешительную документацию и разработал основные правила землепользования. Как я уже говорил, эти правила скоро обретут вид законопроекта и будут рассматриваться в Законодательном собрании города.

Для масштабного строительства жилья, в том числе и за счет средств городского бюджета, уже подготовлено 2 500 газемли, рассчитанные на строительство 20 млн. кв. м жилья. Этого объема хватит до 2015 года.

Лидерами по строительству жилья будут Приморский район — с 746 га подготовленной к застройке земли, и Пушкинский район, где для жилищного строительства выделено 712 га земли.

Кроме того, городское правительство намерено активно поддерживать развитие малоэтажного строительства, которое будет развиваться в районах Юнтолово, Славянки, Лахты и Новой Ижоры.

Дата: 18.06.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5 (100)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!