Ценность культурного наследия нужно доказывать?

1 стр. из 1

В пресс-центре ИА «Росбалт» 15 мая состоялся «круглый стол» по теме «Перспективы современного освоения памятников промышленной архитектуры».

В дискуссии приняли участие: сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Маргарита Штиглиц, генеральный директор Международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда и сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис, заместитель председателя КГИОП правительства Санкт-Петербурга и начальник Управления государственного учета памятников Борис Кириков, депутат Госдумы РФ, член Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, директор Санкт-Петербургского филиала Государственного центра современного искусства Марина Колдобская, начальник информационной службы ГТРК «Санкт-Петербург» Антон Губанков, журналист ГТРК «Санкт-Петербург» Алексей Олиферук.

Встреча за «круглым столом» началась с презентации документального фильма «ПромАрт» (промышленное искусство), снятого журналистами телеканала «Россия». В фильме показана промышленная архитектура Северной столицы. Сюда вошли уникальные кадры объектов, находящихся на территориях закрытых заводов и фабрик Санкт-Петербурга. В общей сложности в фильме рассказывается о 12 объектах промышленной архитектуры, которые находятся в критическом состоянии. По словам продюсера фильма, начальника информационной службы ГТРК «Санкт-Петербург» Антона Губанкова, в ходе съемок он пришел к выводу, что у многих «нет понимания ценности промышленных объектов». А по мнению генерального директора Международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александра Марголиса, данный фильм необходимо показать руководству компании «Газпром», дабы те пришли к пониманию необходимости сохранения и восстановления памятников промышленной архитектуры.

Безответственных владельцев памятников промышленной архитектуры необходимо штрафовать. Такое предложение высказала сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Маргарита Штиглиц. По ее словам, сейчас существует Международный комитет сохранения индустриального наследия, а в Петербурге необходимо создать центр сохранения памятников промышленной архитектуры. По результатам последней инспекции КГИОПа, подробные характеристики получили более 50 таких объектов. «Зачастую из-за безответственного отношения владельцев предприятий памятники промышленной архитектуры просто разрушаются. Инвесторы не понимают ценности того, чем владеют», — сказала Маргарита Штиглиц.

По утверждению заместителя председателя КГИОП Бориса Кирикова, руководство Комитета прекрасно понимает значимость современного наследия Петербурга. «Но наши полномочия определяются учетом. А учет — это список, который определяет, что является памятником, но он же определяет и что памятником не является», — объясняет Б. Кириков.

Многие из памятников промышленной архитектуры находятся вне охранных зон, и спасти их от инвесторов становится все сложнее. «Часто позиция инвесторов цинична до дикости, — справедливо возмутился Б. Кириков. — Единственное, что они хотят, — это просто снести, расчистить площадку». В качестве примера он привел проект строительства подземного паркинга на Марсовом поле — мемориальном комплексе, который фактически является кладбищем. «В этой ситуации я бы прежде всего говорил о безнравственности инвестора, — продолжил г-н Кириков. — Сейчас инвестиционная политика у нас почему-то в первую очередь означает «освободить территорию». Или освободить ее вообще, физически, от всего. Или освободить от охранного обременения, потому что если на территории есть памятник, то есть проблемы. Для этого делаются «заказные» экспертизы и оказывается давление на наш Комитет».

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева уверена, что промышленные здания как памятники архитектуры — огромное преимущество Санкт-Петербурга с точки зрения историко-культурной конкурентоспособности. «Поэтому, — уверена она, — важно сохранить целостность памятников промышленной архитектуры в городе на Неве. Инвестор всегда будет заинтересован в краткосрочных и локальных проектах. Он не отвечает за перспективу Санкт-Петербурга, не отвечает за консолидированный экономический эффект и заинтересован в получении определенного дохода в достаточно ограниченный период времени», — подчеркнула Дмитриева. «Компромисс с инвесторами не нужен, позиция Комитета государственного имущества и охраны памятников правительства города должна быть, как табу», — резюмировала депутат.

Проект по созданию в Петербурге крупнейшего в России комплекса современного искусства уже третий год «висит в воздухе». Вопрос о размещении центра в здании на территории Трамвайного парка им. Леонова на Васильевском острове до сих пор не решен. Об этом сообщила директор Санкт-Петербургского филиала Государственного центра современного искусства Марина Колдобская. По ее словам, в Петербурге в ситуации всеобщей благожелательности дело не сдвинулась с мертвой точки, администрация города до сих пор не разрешила федеральному центру современного искусства занять депо в трамвайном парке. Причем, за это время депо уже пытались снести, но процесс остановила лишь резонансная акция протеста музейщиков.

По убеждению Марины Колдобской, на места промышленности в исторических районах Петербурга должна приходить культура, как это происходит во всех европейских городах. Во многих странах есть разделы в охранном законодательстве, посвященные промышленной архитектуре. Так называемый «красный пояс» Петербурга мог бы стать новым туристическим брэндом Северной столицы, так как Санкт-Петербург был не только имперской, парадной столицей, но и крупным промышленным центром.

Участники «круглого стола» отметили, что необходимо приложить все усилия для сохранения оставшихся уникальных памятников промышленной архитектуры.

Подвел итог дискуссии генеральный директор Международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис. «Не надо демонизировать инвесторов. Они такие же люди, как и все. С ними вполне можно и нужно работать, им можно объяснять ценность культурного наследия. И многие из нынешних руководителей «Газпрома», и другие «хозяева нашей жизни» совсем не полные идиоты — им все можно объяснить. Возможно, стоит отвезти Валентину Матвиенко в Манчестер или хотя бы в Тампере и показать, как промышленная архитектура при некотором воображении превращается в научные и культурные города без всяких «расчисток». На нашего губернатора часто неожиданным образом влияют визуальные впечатления. Возможно, и в «Газпроме» поймут, что они все равно не угонятся за Шанхаем по количеству небоскребов — там их 240. Лучше сделать в городе что-то по-настоящему уникальное. Еще у нас есть пример Москвы, разрушенной в течение короткого времени без всяких бомбежек, как оказалось, для этого достаточно иметь много денег и мало разума. Будем говорить с ними, объяснять, показывать, — сказал Александр Марголис и грустно заключил, — конечно, еще есть вариант встать цепью у каждого памятника, но боюсь, что на все памятники, находящиеся под угрозой, нас уже не хватит».

Дата: 18.06.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5 (100)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!