|
|||||
1 стр. из 1 Для развития медицинского обслуживания населения в сельской местности областным Правительством принята программа строительства фельдшерско-акушерских пунктов во всех районах Ленинградской области. Сегодня реализация этой «пилотной» программы в большинстве районов близится к завершению и, как планируют строители, буквально на днях приемочной комиссии будет сдан «под ключ» первый фельдшерско-акушерский пункт. Село — основа России Как известно, проблем со здравоохранением, которое российские власти, с одной стороны, стараются развивать, реализуя национальный проект «Здоровье», с другой же — реформировать, переводя отношения «врач — пациент» на чисто коммерческую основу, в нашей стране более чем с избытком. Однако наиболее остро проблема медицинского обслуживания затронула сельскую местность, где медобслуживания, подчас, и вовсе нет никакого — ни коммерческого, ни «бесплатного». Прежде всего, на село сложнее привлечь специалистов. В последние десять-двадцать лет, когда выпускников вузов и училищ перестали добровольно-принудительно направлять на работу в те или иные населенные пункты, число желающих быть сельскими врачами или фельдшерами резко сократилось. Да и захочет ли молодой специалист, учившийся (или всю жизнь проживший) в городе и привыкший к определенному уровню комфорта, жить в стареньком доме, нуждающемся в ремонте, с «удобствами» во дворе? Кроме того, для размещения медучреждений не хватает не то что специализированных зданий, обычную квартиру в более-менее пригодном для открытия небольшого медпункта состоянии найти трудно! Порой ради того, чтобы получить рецепт на микстуру от кашля или сдать анализ крови, жителям удаленного поселка приходится проделывать путь в десяток и более километров — туда и обратно! А если человеку нужна срочная помощь?! Но в тоже время отсутствие доступного социального обслуживания или его низкое качество становятся одними из тех причин, по которым люди стремятся покинуть родные деревни и уехать в город. Значит необходимо решать вопрос доступности социального и в первую очередь медицинского обслуживания каким-то другим путем. В связи с этим по решению губернатора области Валерия Павловича Сердюкова в 2006 г. была принята «пилотная» (пробная) программа строительства 16-ти сельских фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) во всех 16 районах Ленинградской области. От проекта до объекта В каждом районе Ленинградской области, по согласованию с местными властями, был выбран населенный пункт, где проблемы медицинского обслуживания населения и доступности медицинской помощи стоят особенно остро. Для строительства сельских ФАПов нового типа было решено использовать каркасную, или как еще называют — канадскую, домостроительную технологию, надежно зарекомендовавшую себя в Ленинградской области при возведении коттеджей. В достаточно короткие сроки был разработан типовой проект, предусматривающий строительство двухэтажного здания, в котором на первом этаже мог бы разместиться фельдшерско-акушерский пункт с помещениями для приема и осмотра пациентов, оказания первичной медицинской помощи. На втором этаже были запроектированы две комфортабельные квартиры по 60 кв. м общей площадью каждая — для фельдшера и акушерки. В свою очередь ГУ «Управление строительства Ленинградской области» (которое выступает в роли государственного заказчика объектов, строящихся на деньги областного бюджета) провело конкурс на выбор генерального подрядчика, готового принять участие в реализации пилотной программы и построить все 16 ФАПов. Предложения фирм оценивались по двум критериям: минимальная цена и оптимальная по характеристикам конструкция строения. По результатам конкурса, победителем был признан концерн «Дитрих-дизайн», предложивший реализовать проект строительства ФАПа полностью из деревянных комплектующих. Возвращаясь к вопросам проектирования, следует отметить, что с точки зрения уровня обеспечения инженерной инфраструктурой условия в различных населенных пунктах совершенно различны. Поэтому типовой проект ФАПа пришлось разрабатывать сразу в трех вариантах: во-первых, с подключением к сетям централизованного холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации, электроснабжения; во-вторых, с подключением к централизованным сетям, но при этом обогрев помещений осуществляется за счет электроотопления; в-третьих, когда к ФАПу подведен только водопровод и все системы жизнеобеспечения задействованы с помощью электричества. Каждый из перечисленных вариантов обеспечивает не только нормальный, вполне современный уровень комфорта для проживающих, но и соответствующее санитарным требованиям жизнеобеспечение медицинских помещений. Первоначально стоимость строительства 1 кв. м площади ФАПа оценивалась на уровне $450–500 за кв. м и, исходя из стоимости сооружения 1 ФАПа — 3 млн. 125 тыс. рублей. На реализацию программы было выделено 50 млн. рублей. Однако, как сообщили начальник ГУ «Управление строительства Ленинградской области» Михаил Федорович Суханосов и начальник отдела строительства концерна «Дитрих-дизайн» Сергей Владимирович Родзинец, уже в ходе работ выяснилось, что эта цифра существенно занижена. Дело в том, что изначально цена была определена на основе опыта строительства коттеджного жилья. Но к зданиям и помещениям общественных (тем более — медицинских) учреждений предъявляются совсем иные, более высокие требования: кабинет для осмотра пациентов — это не комната в обычном доме! Поэтому, после того как в проекте и сметной документации было учтено выполнение всех санитарных и других нормативов, предъявляемых контролирующими органами, цена ФАПа существенно возросла. Сейчас «Леноблэкспертиза» проводит проверку проектно-сметной документации, но, пожалуй, уже можно сказать, что скорее всего реальная стоимость строительства одного ФАПа (в наиболее затратном варианте — когда все жизнеобеспечение работает от электричества) будет определена на уровне 7,5 млн. рублей. «Административные барьеры» на практике На сегодняшний день программа строительства ФАПов уже близится к завершению, но… Если бы не это «но», фельдшерско-акушерские пункты, скорее всего, уже были бы готовы к приему пациентов во всех районах Ленобласти. Но этого не произошло. Прежде всего, проблемы с реализацией программы возникли в ходе различных согласований проектной документации. Например, «Роспотребнадзором» (бывший СЭС) предъявляются очень жесткие нормативные требования при строительстве медучреждений. Поэтому к проекту ФАПов было достаточно много «придирок». И до тех пор, пока в процесс согласования лично не вмешался губернатор В. П. Сердюков, чиновники никак не хотели принимать во внимание, что сегодня медикам на селе зачастую приходится принимать пациентов в таких кошмарных условиях, что даже в первоначальном варианте новый фельдшерско-акушерский пункт был бы для них просто сказкой! Непросто выстраивался диалог о подключении ФАПов к электросетям и с «Ленэнерго». Чтобы согласовать проект и получить все необходимые разрешения и допуски, ушло чрезвычайно много времени, сил и нервов… Не намного легче, отмечают строители, было продвигать программу и на уровне местного самоуправления. Надо отметить, что участие муниципальных администраций в реализации программы строительства ФАПов было обязательным. По федеральному законодательству, в частности — закону 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», выделение земельных участков находится в ведении органов МСУ. В их же ведении и коммунальная инфраструктура, инженерные сети жизнеобеспечения зданий… ГУ «Управление строительства Ленинградской области» заключило с администрациями всех МО второго уровня договоры, согласно которым местные власти имели ряд обязательств по участию в программе. В частности, они должны были выделить на своих территориях, оформить и передать площадки под строительство ФАПов осенью прошлого года… — Но, к сожалению, и главы местных администраций, и, что еще более странно для нас, население проявили себя в ряде районов далеко не с лучшей стороны, — говорит Сергей Владимирович Родзинец. — Возможно, дело в том, что если бы все руководители «на местах» объяснили бы жителям своих населенных пунктов ЧТО и ЗАЧЕМ здесь строится, отношение к нам было бы несколько иным. Прежде всего, полностью отсутствовала охрана стройплощадок. А ведь просто обнести забором место строительства уже стоит 200–300 тыс. рублей! Конечно, мы могли бы организовать охрану и за свои средства, но сметная стоимость ФАПов оказалась заниженной, и нам, чтобы выполнить свои обязательства, приходится сейчас их достраивать за счет прибыли от работы других подразделений компании. Ни о какой охране уже и речи не идет… Так вот, что касается населения. Нами были закуплены специальные тенты, чтобы, завозя плиты и другие конструкции каркасных зданий, укрывать их от непогоды. Не поверите, но стоило нам установить эти тенты, как буквально через день-два они бесследно «исчезли» со всех стройплощадок! Чтобы предотвратить воровство, пришлось нам самим, без участия глав, договариваться напрямую с жителями об охране площадок. Возникали и другие проблемы. В ряде районов органы местного самоуправления «сорвали» свои обязательства по подключению строящихся объектов к инженерным сетям. Скажем, в Бокситогорском районе здание ФАПа было смонтировано к концу года, но внезапно ударили морозы, и без электричества, без отопления стало просто невозможно заниматься внутренней отделкой и обустройством помещений! Вот он какой, новый сельский ФАП! На сегодняшний день в большинстве районов Ленинградской области строительство ФАПов близится к завершению. Уже построены двухэтажные здания с нарядной современной отделкой. Наверное, в такой медпункт будет приятно зайти даже для какой-нибудь не слишком приятной процедуры, например — прививки… В большинстве фельдшерско-акушерских пунктов строительные работы ведутся уже на стадии внутренней отделки. Объекты будут сдаваться готовыми «под ключ», а это означает, что достаточно открыть входную дверь, занести и расставить мебель, а поскольку речь идет о ФАПе, то и медоборудование, инструменты, другие медицинские материалы, и все, в здании можно жить и работать! По завершению строительства ФАПы будут передаваться на баланс муниципальным образованиям: первый этаж — в оперативное управление муниципальных управлений здравоохранения и центральных районных больниц, по линии которых и будет идти оснащение ФАПов медицинским оборудованием, мебелью и инструментарием, второй этаж — муниципалитету, для передачи фельдшерам и акушеркам в качестве служебного жилья или по договорам социального найма. Вероятно, в эти дни приемочной комиссии будет сдаваться фельдшерско-акушерский пункт в пос. Цвылево Тихвинского муниципального района. А вслед за ним — и другие новые ФАПы Ленинградской области. Дата: 18.06.2007 Дмитрий Митропольский "Петербургский строительный рынок" 5 (100)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||