|
|||||
1 стр. из 1 Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга разработал проект Экологической политики СПб на период с 2008 по 2012 годы. Обсуждение нового документа и стало темой интервью с заместителем председателя Комитета Н. Д. СОРОКИНЫМ. Николай Дмитриевич, в 2002 г. в городе были разработаны и приняты Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 годы (Основные направления). Чем принципиально отличается нынешний проект от Основных направлений? — Основные направления, о которых вы говорите, действуют до 31 декабря 2007 г. Учитывая это, в прошлом году наш Комитет разработал промежуточный отчет с анализом их выполнения. Этот отчет мы представили общественности на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Уже тогда было видно: то, что намечалось на 5-летний период, практически выполнено. По промежуточным результатам Комитет приступил к разработке нового политического документа, который назвали «Экологическая политика Санкт-Петербурга на период 2008–2012 гг.». Экологическая политика — это тот набор принципов и приоритетов, которыми должны руководствоваться основные городские структуры. — Помнится, даже Комитет Государственной думы по экологическим вопросам был упразднен… — Да, был такой факт, но потом его восстановили. В 2002 г. был принят новый Закон по охране окружающей среды, который впервые предоставил полномочия субъектам Федерации, а дальше этих полномочия становилось все больше. За последние полтора года, например, наш Комитет получил 54 новых полномочия. Назрела необходимость создания единой системы государственного регионального управления, потому что в той или иной мере эти полномочия между собой увязаны. На одно из первых мест для нас выходит охрана окружающей среды и природных ресурсов. В предыдущие годы природными ресурсами мы особо не распоряжались. Немножко просматривалась вода. Сейчас, после того, как субъектам Федерации передали полномочия по недрам, у города появились заботы, которых раньше не было. — В Кронштадте тоже есть буровые скважины?.. — Нет. В Кронштадт питьевая вода поступает по трубопроводу из скважин, пробуренных на Ижорском плато Ленинградской области. — Как же создавался новый документ? — Обобщив ранее полученные от 18 комитетов результаты, наш Комитет, сведя их вместе, получил проект. Но это не окончательный документ. Мы сейчас провели общественные слушания и получили предложение от комитетов, редакционные правки и т. д. Документ будет дорабатываться. — Почему в новом Проекте не перечисляются объекты, по отношению к которым необходимо усилить внимание с точки зрения их экологической опасности? Проект ограничивается в основном цифрами в процентах… — Потому что законодательство непрерывно меняется. Посмотрите, сколько раз у нас вносились изменения в природоохранные законы. Наверно, раз 40. Меняется законодательство, меняются полномочия. Например, после каждых выборов Президента наблюдается полная смена всех природоохранных структур. Если в 2000 г.все они были собраны в одном Министерстве природных ресурсов, то после следующих выборов в 2004 г. Министерство было разделено на 6 федеральных природоохранных органов. Сейчас в СПб помимо нашего Комитета действует еще 6 федеральных природоохранных органов. Поэтому, что будет после следующих выборов, никто не знает; а вдруг приоритеты поменяются? Если вы посмотрите историю природоохранных органов (она представлена в капитальном труде нашего Комитета «Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге»), вы увидите, что с 1992 г. она менялась 11 раз. — В чьих это интересах? Кому нужна такая нестабильность? — В городе стабильность есть. Но меняются федеральные структуры. А мы от них зависим. — Почему? — Потому, что по российскому законодательству есть объекты федерального значения и есть объекты субъектов Федерации. Федеральные объекты это все воинские части, вся оборонная промышленность и все, что связано с обеспечением города: «Водоканал», бывшие предприятия «Ленэнерго». Даже ГП «ТЭК» тоже является федеральным объектом: это те 2 с лишним тысяч котельных, которые обеспечивают теплом жителей города. — А вас, чиновников, это устраивает? — Мы, чиновники, и работаем так, как предписано Законом. Хороший ли Закон, плохой ли — мы обязаны его исполнять. Не мы его принимаем и, как правило, не обсуждаем. — В Проекте говорится о переводе на газ единственной в городе ТЭЦ-14, работающей на угле (а газа в стране, по мнению директора Петербургского газового клуба, хватит лет на 40–50), и ни слова о возобновляемых источниках энергии, о которых, кстати, много говорилось на саммите, прошедшем в СПб… — Есть Закон, в котором прописаны полномочия субъекта Федерации. Источники энергии, в том числе и возобновляемые, относятся исключительно к компетенции РФ. То же самое ТЭЦ-14. Она будет реконструироваться не за счет средств города. Каждый тезис экологической политики взят из принятых правительством документов. И если «Ленэнерго» представил тогда программу реконструкции своих ТЭЦ, а в этой программе написано о переводе ТЭЦ-14 на газ, значит это не пустой звук. — А саммит? Это же политика! И у вас «Экологическая политика»… — А полномочий нет! Что бы мы ни написали, документ попадет в юридический Комитет и там скажут: это не ваши полномочия! Поэтому наш политический документ должен соответствовать действующему российскому законодательству. Потому что документ этот предназначается не только для нашего Комитета, но и для многих других. Они будут руководствоваться им в своей работе и должны ему доверять. — Какова самая острая проблема стоит перед городом в части охраны окружающей среды? — Самая большая проблема на ближайшие годы — качество атмосферного воздуха. Превышение по городу составляет 1,4 ПК по диоксиду азота. Причем в центральных частях оно существенно выше, на периферии — существенно ниже. Связано это с ростом благосостояния населения. На 1 января 2007 г. в городе было 1 млн. 300 тыс.автомашин. Количество их растет на 130–150 тыс. в год, и к 2012 г. ожидается 1, 9 млн. машин. Сейчас у нас 80% загрязнения воздуха дает автотранспорт. А может подойти к 92%. Чтобы бороться с выбросами от автотранспорта, надо увеличивать скорость движения автомобиля. А это зависит от качества дорожной сети. — Помимо констатации и обобщения может ли ваш Комитет реально повлиять на решение проблемы улучшения экологической обстановки в городе? — Конечно. Например, в 2004 г. был принят план развития автодорожной сети Санкт-Петербурга. В нем было около 130 мероприятий. Мы взяли карту города, нанесли на нее карту загрязнений диоксидом азота (кстати, это единственное вещество автомобильных выхлопов, превышающее ПДК) и на эту карту вынесли все 130 мероприятий плана. После расчетов оказалось, что из 130 мероприятий только 9 существенно повлияют на качество атмосферного воздуха. Но если эти 9 реализовать, то они улучшат условия проживания в 622 домах, а это порядка 150 тыс. человек. Председатель нашего Комитета Д. С. Голубев обратился к губернатору СПб, и было принято решение о приоритетном финансировании этих 9-ти мероприятий. — Чего ждать строителям от нового проекта? Существуют, например, опасные зоны в Пушкине, в Красносельском и других районах, но там продолжается массовое строительство… — Видите ли, многие годы геологией на территории города фактически не занимались. Но данные есть. В государственных фондах хранится более 1000 отчетов по изучению территорий Санкт-Петербурга. Геологическое изучение города началось в 1890 г. Но документы не были сведены в единые геологические карты, поэтому первой задачей Комитета, когда мы получили полномочия, было проанализировать существующие отчеты и на основе их разработать геологические карты, защитить их в «Роснедрах» для того, чтобы они могли стать легитимными. Сейчас мы владеем геологической информацией о недрах города. Поэтому уже с прошлого года при рассмотрении проектов планировки наш Комитет дает геологические ограничения, с которыми строители могут столкнуться на конкретном месте. Но геологические карты, в отличие от других карт, крупномасштабные. Поэтому для каждого конкретного объекта нужны еще дополнительные исследования, особенно там, где есть места геологического риска, которые обусловлены следующими факторами: — У нас есть здания с радоновой опасностью? — Да, такие здания есть. По ним проводится программа радонопонижения. — Жители этих домов знают о такой опасности? — Не уверен. Дело в том, что эти мероприятия ведутся под эгидой органов «Рос-потребнадзора», санитарных врачей, которые берут пробы и в случае превышения уровня дают соответствующие предписания эксплуатирующей организации. — Но вернемся к строителям: застройщик облюбовал место, решил там что-то построить. Чем вы ему можете помочь? — Он к нам обращается в соответствии с постановлением правительства о разграничении полномочий органов государственной власти при рассмотрении проектов планировки и межевания. На стадии проектов планировки мы даем экологические ограничения. Ведь кроме радона и биогаза у города есть еще и геологические проблемы. Прежде всего это карст. Мало кто знает, что южные районы города, Красносельский и Пушкинский, представлены известковыми породами, которые очень легко разрушаются. Мы ведем мониторинг геологических процессов и видим скорость развития карстовых воронок. Это не особо мешает строителям, если они выполняют предусмотренные строительными документами мероприятия. У нас до сих пор при принятии решения, при проведении исследований все внимание обращалось на прочностные свойства грунтов. В то же время не учитывалось, а что вокруг? Ведь геологические процессы могут протекать в стороне от непосредственного места строительства, но могут оказать прямое влияние на проектируемое и строящееся здание. Поэтому мы, когда выдаем свое заключение, обращаем внимание на то, что вокруг, чтобы уже при проектировании специалисты и строители тоже могли это учесть. Дата: 18.06.2007 Анатолий Комаров "Петербургский строительный рынок" 5 (100)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||