|
|||||
1 стр. из 1 Таицкий водопровод предназначался для обеспечения водой в первую очередь дворцовых сооружений Царского Села. Это был дворцовый водопровод. Притекающая к Царскому Селу по Таицкому водопроводу вода поступала частично в небольшой резервуар при водоподъемной станции, обеспечивающей водой дворец и дворцовые сооружения, а основная масса ее направлялась в пруды и каналы царскосельских парков. В 1877 г. по инициативе начальника царскосельского управления генерал-майора В. Е. Ионова началось проектирование, а затем и строительство городского централизованного водопровода. В полную силу строительство его развернулось в 1881 г. и завершилось в 1887 г., хотя водопровод стал эксплуатироваться уже в 1885 г. Проект составил инженер-технолог Санкт-Петербургского водопровода М. И. Алтухов. В период I881–1887 гг. было осуществлено строительство городской водопроводной сети и двух водонапорных башен — Орловской и Певческой. Водонапорные башни (в то время они назывались водоподъемными башнями) возводились одновременно со строительством городских сетей. Высота башен составляла 14 сажен (около 30 м). Певческая башня свое название получила от названия переулка, где была построена (позже он был переименован в Лицейский). Орловская башня, построенная около Орловских ворот, с точки зрения архитектуры была выполнена в упрощенном виде. Певческая башня предназначалась не только для снабжения определенной части города водой, но и для размещения в ней электротехнического оборудования с целью выработки электроэнергии и обеспечения ею города. В Орловской башне были установлены три паровых котла, два паровых насоса производительностью 10 000 ведер в час и один насос на 15 000 ведер в час, который был установлен позже, в 1896 г. Забор воды осуществлялся из водоприемника, расположенного при Орловской башне. В водоприемник вода поступала из Таицкого самотечного канала. Котловое и насосное оборудование было выполнено петербургским заводом Ф. Сен-Галли. Башни построены архитектором Видовым. Как Орловская, так и Певческая, башни снабжены двумя резервуарами (баками), расположенными на разных уровнях, каждый вместимостью по 10 000 ведер. Вода в них подавалась паровыми насосами производительностью 10 000 ведер в час. Из баков башен вода распределялась по городским сетям, строительство которых было завершено в 1888 г. Наличие баков, расположенных на разных отметках, связано с рельефом местности Царского Села: у вокзала поверхность земли имеет отметку 14 сажен над уровнем моря, а у Орловски ворот — 31. Нижний бак Орловской башни снабжал водой южную часть город (район Софии), верхний бак был резервным и предназначался для подачи воды в Царское Село. У Певческой башни из нижнего бака вода подавалась в Царское Село, а из верхнего — в дворец и лицей. Башни между собой соединялись трубопроводом диаметром 16 дюймов (400 мм) и длиною 784,1 сажени, проложенным по царскосельскому парку и саду. Городская сеть была заложена на глубинах не менее одной сажени. Общая длина трубопроводов диаметрами 30 и 24 дюйма составляла 6 500 саженей. В качестве источников воды служили по-прежнему Таицкие ключи. По поводу завершения строительства царскосельского водопровода газета «Неделя строителя» в 1887 г. писала: «В Царском Селе производятся в настоящее время усиленные работы по благоустройству городского водопровода. Все без исключения улицы города будут снабжены водопроводными трубами, так что каждый дом города, каждая дача получат возможность иметь у себя прекрасную таицкую воду. По всем улицам города, через каждые 50 саженей и на каждом перекрестке будут устроены комбинированные пожарные и поливные краны, которые, с одной стороны, вполне защитят Царское Село от пожаров, а с другой — дадут возможность иметь роскошную поливку улиц города, которая избавит, наконец, жителей от той ужасной пыли, которая всегда составляла слабую сторону жизни в Царском Селе». На протяжении более 100 лет таицкий водопровод (включая и таицкие водоисточники) вполне отвечал своему назначению. Он обеспечивал проточной водой не только пруды и каналы Царского Села, но и жителей Царского Села, и его предместье — Софию, а также город Павловск, железнодорожную станцию «Александровская» (Варшавская железная дорога) и деревни, расположенные рядом с водопроводом. Но к началу XX в. в эксплуатации водопровода стал выявляться ряд недостатков, а именно: Эти и другие недостатки требовали принятия срочных мер. Проведение ремонтных работ требовало закрытия канала на длительный срок, что исключалось пользователями воды. Назрел вопрос о создании нового водоснабжения для Царского Села и его пригородов. Этот вопрос был решен в начале XX в. созданием так называемого «нового водопровода» с использованием других водоисточников. Дата: 18.06.2007 В. Д. Дмитриев "Петербургский строительный рынок" 5 (100)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||