О состоянии и перспективах развития нефтяного комплекса

1 стр. из 1

В течение многих лет нефтегазовый комплекс (НГК) является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов. В настоящее время НГК обеспечивает 70% общего потребления первичных энергоресурсов и почти 80% их производства, оставаясь главным источником налоговых (около 40% доходов Федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На его долю приходится 12% промышленноro производства России и 3% работающего населения.

Однако нефтяная промышленность — основа комплекса, в последние годы характеризуется понижающимися показателями развития, к которым в первую очередь следует отнести резкое ухудшение состояния сырьевой базы НГК как в количественном (сокращение объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях.

Главной причиной такой ситуации является естественное истощение конечной по своей природе сырьевой базы на определенной стадии эксплуатации, которое достаточно явственно проявилось еще в 80-е гг. прошлого века.

Уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях. Основные приросты запасов здесь были получены в основном за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные.

Ускоренно растут также объемы списания запасов как не подтвердившихся. Продолжает ухудшаться структура запасов — доля трудноизвлекаемых уже достигла 55–60% и продолжает увеличиваться. Расчеты показывают, что для того, чтобы только поддерживать сложившиеся уровни добычи нефти, необходимо ежегодно вводить новых мощностей как минимум на 10%, или не менее 40 млн т.

По оценке Министерства природных ресурсов (МПР), «планируемая добыча нефти в России обеспечена разведанными запасами только до 2010 г.». По данным Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, разведанные запасы страны по нефти уменьшились, и к 2005 г. составили 84,5% запасов от уровня 1991 г. Уже 10 лет практически нет прироста. Ежегодно открывается 200–300 млн т новых запасов, но одновременно примерно столько же списывается из ранее открытых, как не подтвердившихся. Устойчиво снижается объем новых открытий: 2001 г. — 375 млн т, 2002 г. — 254 млн т, 2003 — 240 млн т, 2004 — 220 млн т. Указанная тенденция сохраняется и в настоящее время. Если в эту негативную ситуацию не вмешаться, то перспектива развития отрасли станет для нее угрожающей.

При этом прогноз по пятилетиям может выглядеть следующим:
 -  2005–2010 гг.: накопленная добыча нефти с газовым конденсатом (млн т) — 2830; прирост запасов — 2235.
 -  2011 — 2015 гг.: добыча — 2500; прирост запасов — 2000 млн т.
 -  2016 — 2020 гг.: добыча — 2600; прирост запасов — 2200 млн т.
 
Таким образом, всего за эти годы ожидается накопленная добыча нефти с газовым конденсатом в объеме 7930 млн т, а прирост запасов — 6435 млн т.

Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вводимых в эксплуатацию новых залежах необходимы новые технологии, со значительно большими затратами финансовых и материально-технических ресурсов, нежели при использовании традиционных систем разработки. Более 70% запасов нефтяных компаний находится в диапазоне низких дебитов скважин на грани рентабельности. Если 15 лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитами скважин менее 25 т/сутки составляла около 55%, то в настоящее время такую долю (55%) уже составляют запасы с дебитами до 10 т/сутки. Свыше трети разрабатываемых нефтяных месторождений имеют обводненность более 70%.

Ухудшилось использование фонда скважин, сократилось их общее количество. Значительно вырос фонд бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда. Таким образом, фактически уменьшение неработающего фонда скважин в последние годы произошло за счет перевода скважин из бездействующего фонда в консервацию, а не за счет их ввода в эксплуатацию.

Неработающий фонд скважин привел к разбалансированию систем разработки месторождений, выборочной отработке запасов наиболее доступной нефти. В конечном счете, все это ведет к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов. Нефтеотдача может уменьшиться на 5–8%, что при сегодняшнем объеме вовлеченных в разработку запасов нефти и текущих мировых ценах эквивалентно потере $80–100 млрд и является грубейшим нарушением Закона «О недрах» в части рационального использования недр.

Основная причина перевода скважин в категорию бездействующих и консервацию — низкий дебит нефти и высокая обводненность продукции, делающие их эксплуатацию для компаний убыточной в рамках действующей налоговой системы. Эта система ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений с высокой долей горной ренты в цене. Она не является гибкой и поэтому не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности продукции.

В силу изложенного высока доля нерентабельных запасов. Обеспеченность рентабельными в разработке запасами по России в целом не превышает 20–25 лет, а по некоторым компаниям 15–20 лет, что соответствует продолжительности разработки одного cpeднего месторождения.

На первый взгляд, если глубоко не вникать в дела отрасли, сегодня нефтедобыча под воздействием мировой конъюнктуры на нефть выглядит относительно благополучно. Однако не следует забывать, что на внешнем рынке хотя и действуют законы реального спроса, приводящие к увеличению экспорта нефти, наблюдающийся неуклонный рост в настоящее время приблизился к своим техническим (с точки зрения мощностей транспортировки) и экономическим пределам. Все изложенное выше предопределяет необходимость высокой заблаговременности принимаемых в отношении отрасли решений для того, чтобы их действие оказалось эффективным.

Перечисленные задачи во многом могут быть решены путем совершенствования нормативно-правовой базы, которая требует срочной модернизации. Доказательством этому является следующее. Например, в законе «О недрах» прописано, что «разработка месторождений осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами» (ст. 23.2). Эта позиция прямо проистекает из Конституции РФ, где в преамбуле отмечается, что она (Конституция) принята многонациональным народом Российской Федерации, в частности, «исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».

Форсирование добычи, нарушающее проект разработки, обеспечивает интересы «нынешнего» поколения, но оставляет проблему ресурсов будущим поколениям.

Уголовный кодекс Российской Федерации пре­дусматривает уголовную ответственность за нарушение утвержденного проекта разработки. Однако он не решает проблему полностью, ибо, во-первых, установлен штраф, имеющий скорее условную величину при потере в миллионы долларов. Во-вторых, до конца так и неясно, кто должен контролировать реализацию проекта.

В настоящее время добывающая компания самостоятельно заказывает проект и сама же его утверждает. Такая управленческая структура, как Минпром­энерго РФ, например, «не вправе осуществлять функции по контролю и надзору» (п. 7 Положения о Минэнерго, Постановление Правительства РФ от 16.06.04. № 284). Федеральное агентство по недропользованию, находящееся в ведении Минприроды РФ, уполномочено осуществлять «рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых» (п. 5.3.13. Положения об агентстве по недропользованию, Постановление Правительства РФ от 17.06.04 № 293). Из приведенной «размытой» формулировки так и не ясно, несет «согласовавший» какую-либо ответственность за свое решение или нет.

Недра в России, как и везде в мире, находятся в государственной собственности. Передавая их в пользование, государство обязано контролировать проектные условия добычи. В этой связи внимательного рассмотрения требует опыт других нефтедобывающих стран, например, входящих в ОПЕК, где проектная мощность не достигает своей полной загрузки и в целом по группе этих стран составляет в среднем в год 85%.

Совершенствование системы налогообложения — еще одно из важнейших направлений интенсификации добычи нефти в старопромысловых и малорентабельных районах. Очевидно, что «плоская» шкала налогообложения не стимулирует соблюдение проектных режимов отбора нефти, внедрение методов повышения нефтеотдачи и восполнения ресурсной базы. Более того, недифференцированная, постоянно растущая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по цепочке стимулирует неудержимый рост внутренних цен на нефтепродукты. В итоге массовый потребитель (налогоплательщик) становится заложником раскручиваемой инфляционной спирали.

К сожалению, и принятые в 2006 г. поправки в Налоговый кодекс об изменении порядка уплаты НДПИ с 1 января 2007 г. полностью проблему не решают. Во-первых, потому что послабление налогового бремени при разработке месторождений с выработанностью 80% и более не покрывает убытки при их разработке. И, во-вторых, даже по тем перспективным площадям Восточной Сибири, которые обозначены в законе (регионы Республики Саха (Якутия), Красноярский край и Иркутская область), практическую отдачу, т.е. задействование прогнозных ресурсов в хозяйственный оборот, возможно, будет в лучшем случае не ранее чем через 10–15 лет.

Следует отметить, что попытка решения многих проблем в нефтяной отрасли в рамках законодательства была предпринята еще в 1995 году рассмотрением в Государственной Думе законопроекта «О нефти и газе». Между тем, недостаточная в то время разработанность основополагающих законодательных актов, соответствующих духу и времени рыночной экономики, и прежде всего таких как «Бюджетный кодекс», Закон «О недрах» и др. не позволило довести начатое дело до конца. В нынешнее время отсутствие такого базового закона становится тормозом развития не только нефтяной, но и смежных с ней других отраслей. О том, что эта работа объективно необходима, говорит факт разработки и принятия подобных законов «снизу» в субъектах федерации (Ханты-Мансийский АО, Башкортостан, Республика Татарстан и др.), а также наличие базовых законов в других отраслях, занимающихся эксплуатацией недр, не говоря уже о наличии подобных законов в основных нефтегазодобывающих странах мира.

Нефтеперерабатывающая отрасль

Важнейшей тенденцией развития не только мирового, но и российского рынка нефтепереработки является повышение глубины переработки нефти и рост объема выпуска высококачественных нефтепродуктов. Сложившаяся благоприятная конъюнктура мирового рынка нефтепродуктов является стимулом для развития отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в направлении производства и экспорта высококачественных продуктов.

На российских предприятиях вырабатывается широкий ассортимент нефтепродуктов, значительный объем которых составляют устаревшие марки топлив и масел, качество которых не отвечает современному уровню развития техники по экономическим, экологическим и ресурсным показателям.

Состояние внутреннего рынка моторных топлив не стимулирует производителей улучшать его качество, что во многом объясняется различием ставок акциза на низкооктановые и высокооктановые бензины. Российский рынок нефтепродуктов одинаково оценивает дизельное топливо с содержанием серы 5000 и 50 ррm. Назрела необходимость стимулирования производства экологически чистых топлив за счет установления дифференцированных ставок акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик.

Значительное число нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий не обеспечивают необходимое финансирование модернизации производства в соответствии с заданиями Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 г., разделом «Модернизация нефтеперерабатывающей промышленности». Реализация инвестиционных программ осуществляется не более чем на 50%. Не уделяется внимание и не выделяются средства на развитие стратегических составляющих производства топлив — масел-катализаторов и присадок. Резко возрастает зависимость российского рынка нефтепродуктов от их импорта.

Существуют проблемы с транспортировкой низкосернистого дизельного топлива и основного российского сорта 2000 ррm по системе магистральных нефтепродуктопроводов, в частности, с обеспечением сохранности качества исходного продукта в силу технологических особенностей перекачки (необходимы значительные дополнительные объемы резервуарных емкостей). В результате основные производители низкосернистых дизельных топлив вынуждены осуществлять его транспортировку железнодорожным транспортом.

Увеличивается использование импортных присадок в составе наиболее массовых марок топлив и масел, идущих для закладки на хранение на комбинатах Федерального агентства по государственным резервам, применяемых в технике Министерства обороны Российской Федерации и других силовых ведомств. Доля импортных присадок в маслах высших категорий качества в настоящее время достигла почти 100% (см. табл.).

Тип присадки

Количество присадок

отечественных

импортных

всего

Антидетонаторы

16

1

17

Промоторы воспламенения

3

5

8

Антиоксиданты

5

0

5

Биоциды

1

0

1

Депрессоры и диспергаторы парафинов

6

21

27

Противоводокристаллизационные

2

0

2

Антидымные

4

1

5

Моющие

3

4

7

Противоизносные

1

6

7

Приработочные

1

0

1

Красители

3

1

4

Диспергирующие к котельным топливам

3

0

3

Антикоррозионные к котельным топливам

2

0

2

Итого

48

40

88

Преднамеренно неверное декларирование части ввозимых в Россию импортных присадок в целях занижения таможенных платежей, а также ценовой демпинг используются как инструменты расширения сбыта импортной продукции. Продолжает иметь место производство и потребление контрафактных нефтепродуктов, а также использование для производства топлив и масел добавок и присадок нерегламентированного состава, не прошедших проверку качества и не допущенных к производству и применению в установленном порядке.

Необходимость выполнения специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609, требует принятия комплекса мер по совершенствованию автомобильного парка, качества моторных топлив и масел.

В настоящее время российский автомобильный парк включает более 50% автомобилей, не отвечающих современным требованиям по экологическим характеристикам и работающих на низкооктановом бензине (А-76), производство которого стимулируется путем установления пониженных акцизов Налоговым Кодексом РФ.

Дальнейшее повышение качества российских нефтепродуктов, разработка и освоение производства перспективных топлив и масел с отечественными и зарубежными добавками и присадками во многом зависит от создания сертификационного испытательного центра для достоверной оценки качества нефтепродуктов и присадок к ним. Отсутствие такого центра сдерживает разработку нефтепродуктов по стандартам «Евро-3», «Евро-4», что препятствует выходу отечественной продукции на зарубежные рынки, а также ее использованию в России для импортной техники.

В последние годы сформировался значительный сектор предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на выпуске малотоннажных объемов ГСМ путем смешения сырьевых компонентов в условиях отсутствия надлежащего технического, технологического и метрологического обеспечения и контроля качества товарных нефтепродуктов. В результате на рынок нефтепродуктов поступает большой объем некондиционной продукции.

В связи с административной реформой приостановила свою деятельность Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России (МВК), что создало предпосылки для снижения контроля качества на рынке нефтепродуктов.

Кризис нефтеперерабатывающей промышленности России 1990–1998 гг. оказал негативное влияние и на состояние отраслевой науки. Длительная невостребованность научных и проектных разработок со стороны отечественной промышленности при одновременном прекращении централизованного финансирования обусловили существенные потери кадрового и научного потенциала.

Одной из важнейших проблем является расширение производства и применения кислородсодержащих добавок в составе автомобильных бензинов и, в частности, этанола, который позволяет улучшить экологические свойства и увеличить объем их производства без увеличения переработки нефти. Автомобильные бензины, содержащие до 5% этанола, допущены к применению на автомобильной технике, имеется нормативная документация на такие бензины. Однако действующая в настоящее время система налогообложения спиртосодержащей продукции является препятствием более широкого применения этанола при производстве автомобильных бензинов.

Заметное влияние на состояние рынка нефтепродуктов может оказать расширение использования газомоторных топлив. Сегодня в 157 населенных пунктах 59 регионов Российской Федерации действует 214 АГНКС суммарной проектной производительностью 2 млрд м газа в год, что позволяет высвободить около 1,5 млн т бензина и дизтоплива. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается в настоящее время примерно в 45000 единиц. В текущем году им будет реализовано до 200 млн м газа.

В целях развития отечественного рынка ГСМ представляется необходимым предложить Правительству Российской Федерации:
 -  ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проекта специального технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам»;
 -  поручить Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии включить в план разработки технических регламентов разработку специального технического регламента «О требованиях к горюче-смазочным материалам, поставляемым для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу и порядку их назначения и применения в технике», предусматривающего исключение импортных компонентов из состава ГСМ для вооружения и военной техники, а также специального технического регламента «О требованиях к присадкам для топлив и масел, используемых в технике отечественного производства»;
 -  разработать комплекс мер по контролю качества ГСМ на розничном рынке;
 -  предусмотреть меры по ужесточению контроля за ввозом импортных присадок к маслам, присадок и добавок к топливам, включая введение отдельной таможенной группы «Присадки и добавки к маслам и топливам»;
 -  поручить Федеральному агентству по техническому надзору совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации провести инвентаризацию автотранспортной, дорожно-строительной, автотракторной и сельскохозяйственной техники по номенклатуре с учетом типа двигателя, мощности, года выпуска с целью оценки текущей и перспективной потребности в топливах, маслах и присадках к ним;
 -  поручить Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по энергетике при участии Министерства обороны Российской Федерации подготовить предложения по созданию отечественного испытательного центра, аккредитованного и интегрированного в зарубежные системы лицензирования нефтепродуктов по международным стандартам;
 -  установить дифференцированные ставки акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик;
 -  снизить акцизы на спиртовую продукцию (денатурированный этанол), используемый в промышленных целях в качестве высокооктановой добавки к автомобильным бензинам;
 -  принять решение о государственной поддержке научных и проектных работ в нефтеперерабатывающей промышленности;
 -  возобновить деятельность Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению топлив, специальных жидкостей, масел, и смазок.

Утилизация попутного нефтяного газа

Сжигание в нефтяных факелах ценнейшего углеводородного сырья попутного нефтяного газа (ПНГ) является острейшей как экологической, так и экономической проблемой. По оценкам специалистов, ежегодный объем сжигания попутного газа в мире составляет более 100 млрд м, в том числе по разным оценкам около 20 млрд м — в России. По мере роста добычи нефти происходит увеличение объемов сжигаемого ПНГ, что ведет к загрязнению окружающей среды и потере невозобновляемых природных ресурсов из-за низкого уровня его утилизации. За год в атмосферу выбрасывается более 400 тыс. т вредных веществ. Все это происходит несмотря на принятые в 2005 г. меры нормативно-правового характера, направленные на выполнение международных обязательств России в соответствии с Киотским протоколом.

По мнению ряда экспертов, одной из причин недостаточности использования ПНГ в России является отсутствие законодательной и регулирующей базы, направленной на увеличение объемов его переработки и использования. Существующее ценообразование на ПНГ, высокие затраты на его сбор и транспортировку, ограничение доступа производителей попутного газа к газопроводам и газоперерабатывающим заводам являются серьезным препятствием при решении проблемы его утилизации.

Вместе с тем, существующие технологии переработки и утилизации ПНГ достаточно эффективны для бизнеса, и на их основе складывается и расширяется практика бизнес-проектов. Создание мер, снижающих риски в реализации таких проектов и обеспечивающих их государственную поддержку, — задача уже сегодняшнего дня.

Становится очевидным, что для решения данной проблемы необходим комплексный подход в рамках долгосрочной государственной программы по рациональному использованию ПНГ с учетом региональной составляющей проблемы.

По материалам доклада на международной конференции «Современные технологии и оборудование, промышленное строительство в нефтегазопереработке и нефтехимии России» (Москва, 6–7 июня 2007 г.).

Дата: 22.06.2007
Е. Н. Галичанин
"НефтьГазПромышленность" 4 (32)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!