Российская нефть на рынках стран АТР

1 стр. из 1

Одной из важных задач, стоящих перед российской нефтяной промышленностью и в немалой степени затрагивающей государственные интересы нашей страны, является диверсификация поставок нефти на экспорт, в первую очередь за счет развития взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии.

В ближайшее десятилетие Азиатско-Тихоокеанский регион будет оставаться самым перспективным и быстрорастущим международным рынком. Потребление и импорт нефти и нефтепродуктов возрастают здесь под влиянием ресурсных (ограниченность собственных источников энергии и энергоносителей), демографических (дальнейшее увеличение населения) и экономических (продолжение быстрого, преимущественно экстенсивного, развития экономики) факторов. Рост использования нефти будет происходить, главным образом, в транспортном секторе за счет расширения объемов автомобильных, воздушных, морских и речных пассажиро- и грузоперевозок, обусловленного дальнейшим подъемом деловой активности, возрастанием производства товаров и услуг и уровня жизни части населения.
Рынок АТР — наиболее динамично развивающийся сегмент мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов. Крупнейшими потребителями нефти в регионе являются Китай, Япония, Ю. Корея, Индия, Индонезия, Австралия. Структуру потребления нефти в регионе можно представить следующим образом: Китай — 29%, Япония — 24%, Ю. Корея — 11%, Индия — 10%, Индонезия — 5%, Австралия — 4%, Сингапур — 4%, Таиланд — 4%, Малайзия — 2%, Филиппины, Бангладеш, Пакистан и др. — 7%.

С 1965 г. потребление нефти в регионе возросло более чем в 6 раз, тогда как в мире в целом — менее чем в два раза. Доля АТР в мировом потреблении нефти повысилась с 1965 г. на 17% — с 11 до 28%, в том числе с 1990 по 2002 г. — на 7%.

Выбор восточного направления в российском неф­тяном экспорте связан как с необходимостью ускоренного развития ресурсной базы Восточной Сибири и Дальнего Востока, так и с целью формирования локальной экспортной базы для ускорения выхода на перспективные рынки азиатских стран, где, согласно прогнозам, в ближайшие два-три десятилетия основной объем мирового потребления нефти будет формироваться и расти темпами, опережающими среднемировые показатели.

Рост потребления нефти в странах АТР объясняется рядом причин. Так, реальный ВВП Китая увеличился в 1990–2002 гг. почти в 3 раза (что соответствует среднегодовому приросту 8,8%), Сингапура — на 134,5% (6,8%), Малайзии 125% (6,4% в год).

В то же время прирост мировой экономики составлял в среднем около 3,5% в год. В 2003 г. среднегодовой темп прироста ВВП в АТР на 1–2% превышал показатели 2002 г., что указывает на окончательное преодоление в большинстве из этих стран азиатского финансового кризиса конца 90-х гг. В регионе растет объем перевозок, что ведет к увеличению спроса на энергоносители, прежде всего на нефть.
В регионе интенсивно развивается автомобильная промышленность; начиная с 60-х гг. — в Японии, с 70-х гг. — в Ю. Корее, с 80-х — в Китае, с 90-х — в Индии. Так, за последние 15 лет парк грузовых автомобилей в Ю. Корее увеличился более чем в 2,5 раза, а легковых — в 3,5.

Китай рассматривается как один из самых перспективных в мире рынков автомобилей, поэтому ведущие мировые автомобильные концерны активно размещают здесь свои производства. Темпы роста продаж автомобилей в Китае — самые высокие в мире, что стимулирует быстрое увеличение спроса на нефтепродукты.

Одним из факторов роста спроса на нефть является увеличение населения. В странах АТР в 1990–2002 гг. оно возросло на 395 млн человек, что превысило 56% от прироста населения в мире. Однако в результате такого быстрого прироста населения в большинстве стран АТР не произошло значительного увеличения душевого потребления нефти и нефтепродуктов, а продолжается массовое использование мускульной энергии людей. Но по мере изменения технологического уклада экономики этих стран и дальнейшего роста парка транспортных средств современный низкий уровень удельного потребления нефти будет выступать дополнительным фактором ускорения спроса на нее.

Согласно прогнозу крупнейшего мирового исследовательского центра — EIA, потребление нефти и нефтепродуктов в АТР возрастет к 2010 г. до 1360–1600 млн т в год, к 2020 г. — до 1810–2235 млн т, к 2030 г. — до 1985–2800 млн т. При это диапазон нетто-импорта в АТР по версии ЕIA возрастет в 2010 г., до 980–1145 млн т в год, к 2020 г. — до 1446–1816 млн т, к 2030 г. — до 1655–2535 млн т.

Надо отметить еще одну из закономерностей размещения производительных сил в нефтяной промышленности — это приближение инфраструктуры по переработке нефти к основным центрам потребления нефтепродуктов вне зависимости от удаленности от источников сырья. Поэтому в условиях роста потребления нефтепродуктов в АТР происходит опережающее строительство НПЗ. Доля АТР в мировом объеме нефтеперерабатывающих мощностей возросла в последние десятилетия более чем в 2,5 раза — с 10,4% в 1965 г. до 26,1% — в 2002 г.

За последние 12 лет производственные мощности НПЗ возросли в регионе на 63,1% , или на 362,7 млн т. Наибольший ввод новых мощностей осуществляется в Ю. Корее, Китае и Индии, что уже обеспечило около 70% всего прироста нефтеперерабатывающих мощностей региона. Тем не менее, доля стран АТР в мировых перерабатывающих мощностях ниже, чем в потреблении нефтепродуктов, что указывает на продолжение в перспективе сооружения здесь новых НПЗ. Основные производственные мощности по переработке нефти в АТР сосредоточены в индустриально наиболее развитых странах — Японии, Ю. Корее, Австралии, Сингапуре, Китае и Тайване, Индии и Индонезии. На эти страны приходится около 87% нефтеперерабатывающих мощностей региона с годовым объемом переработки более 814 млн т.

В сфере нефтепереработки в АТР ожидается продолжение ориентации на увеличение собственного производства нефтепродуктов и повышение доли сырья в структуре импорта. Отношение объема переработки сырья к объему потребления нефти и нефтепродуктов возрастет с 84% в 2000 г. до 85% — в 2010 г., до 87% — в 2020 г., до 90% — в 2030 г. Одновременно будет происходить постепенное повышение загрузки НПЗ до современного уровня Северной Америки и Европы — в 2010 г. этот показатель повысится до 89,5%, в 2020 г. — до 92,3%, в 2030 г. — до 95%. Прирост мощностей НПЗ по отношению к 2000 г. составит более 835 млн т, к 2030 г. — свыше 1220 млн т.

В условиях ограниченности запасов нефти в АТР рост ее потребления сопровождается значительным увеличением импортных поставок из других регионов мира — за последние 12 лет произошло удвоение нетто-импорта энергии и энергоносителей. Крупнейшими импортерами энергоресурсов являются в регионе Япония, Китай, Южная Корея и Индия, ежегодно импортирующие более 1100 млн т условного топлива. В 2002 г. импорт нефти и нефтепродуктов составил: в Японии — около 250 млн т, в Южной Корее — более 100 млн т, в Китае — около 100 млн т.

Основные поставщики на региональный рынок — страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Оман) и нефтепроизводящие страны АТР (Индонезия, Малайзия, Бруней). В Китае, Индонезии, Австралии, Малайзии, Индии на протяжении последних десятилетий рост потребления нефти опережает рост ее добычи, что ведет к сокращению экспорта, наращиванию импортных поставок в регионе.

В рамках национальных энергетических программ в большинстве стран АТР проводятся крупномасштабные геологоразведочные работы на нефть и газ. Открытие в регионе месторождений углеводородов является фактором, способствующим развитию нефтяной промышленности. Однако своими силами удовлетворить рост потребностей Китая и других стран АТР в нефти ни сейчас, ни в будущем не удастся.

Проблемы обеспечения энергетической безопасности АТР обусловливают необходимость разработки единой концепции развития энергетической интеграции и расширения энергетического сотрудничества между странами региона, которая должна включать такие аспекты, как:
 -  совместную разработку энергоресурсов;
 -  создание стратегических нефтяных запасов и программ обмена в случае возникновения энергетических кризисов;
 -  разработку программ по энергоэффективности и энергосбережению (используя передовой опыт, в том числе и стран региона, например, Японии).
 
Для реализации этих задач необходимо развитие ресурсной базы по нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, что требует крупных капиталовложений в разведку новых и освоение уже открытых месторождений, в создание адекватной транспортной инфраструктуры. Эти капиталовложения, учитывая их масштабы, отчасти могут быть осуществлены с привлечением иностранного капитала.

До последнего времени восточное направление и в развитии ресурсной базы, и в освоении внешних рынков традиционно имело второстепенное значение для российской нефтяной промышленности. Для существенного изменения складывавшейся десятилетиями ситуации потребуется немалое время, однако уже сейчас наблюдаются позитивные сдвиги, причем как в процессе освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока и создания соответствующей инфраструктуры, так и в сотрудничестве со странами Восточной Азии в нефтяной сфере.

Перспективы сотрудничества России со странами Восточной Азии в нефтяной сфере будут определяться в основном двумя факторами: наличием достаточной ресурсной базы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и готовностью партнеров из стран Восточной Азии пойти на широкомасштабное участие в инвестициях на взаимовыгодных условиях.

Оба фактора тесно связаны: достаточно упомянуть, в частности, что, согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», требуемый прирост запасов нефти на невыявленных в настоящее время месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2020 г. оценивается в 1–1,2 млрд т. Совокупные запасы нефти всех типов в этих регионах должны быть доведены до 2,98 млрд т, что позволит добывать там стабильно не менее 50 млн т нефти ежегодно в период по крайней мере до 2050 г.

Можно предположить, что поставленная в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» цель — увеличить к концу прогнозируемого периода долю стран Восточной Азии в российском нефтяном экспорте с нынешних 1,6–3,8% до 30% — может быть достигнута только в то случае, если удастся наладить достаточно масштабное, продуктивное и взаимовыгодное сотрудничество с иностранными партнерами по разведке и освоению нефтяных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также строительству в этих регионах адекватной транспортной инфраструктуры.

Нефть рассматриваемых регионов отличается высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. Это в основном легкие и низкосернистые сорта. Большая часть запасов нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока имеет плотность менее 0,87 г/см и содержание серы менее 0,5%.

Особое внимание следует уделить Сахалину — одному из основных источников энергии для стран АТР. Запасы нефтегазовых месторождений Сахалинского шельфа сопоставимы с запасами всего Северного моря. Остров становится новым мировым нефтегазовым центром и источником энергии для АТР и западного побережья Североамериканского континента.

Кроме прямой добычи углеводородов, для экспорта и внутреннего потребления разработка Сахалинского шельфа приносит явные бонусы для самого региона и промышленности в целом и, в частности, целый ряд инновационных технологий, таких как производство СПГ, морская добыча углеводородов, защита от сейсмических нагрузок. Успешная реализация проекта «Сахалин-2» будет способствовать продвижению других долгосрочных проектов, предусматривающих поставку крупных объемов нефти и газа с месторождений Дальнего Востока России на мировые рынки.

Столь сложный и масштабный проект, как «Сахалин-2», уже по своей природе создает основу для устойчивого развития острова Сахалин. В ходе реализации проекта создаются тысячи рабочих мест, растет спрос на продукцию и услуги местных предприятий, внедряются новые технологии и подходы к выполнению работ. Общий положительный импульс к развитию получает экономика острова в целом. Долговременные выгоды населению принесет и серьезная модернизация объектов островной инфраструктуры — автомобильных и железных дорог, мостов, объектов здравоохранения и утилизации отходов.

Создание экспортного коридора в страны АТР является одним из важнейших энергетических проектов России, приобретающих ныне и геополитическое значение. Он должен быть максимально надежным и экономически эффективным даже в случае осложнения ситуации на мировом нефтяном рынке. Для этого должен быть разработан вариант, обеспечивающий надежную работу трубопроводных систем в экстремальных природных условиях районов Восточной Сибири, и в то же время, существенно сокращающийся затраты на его строительство и эксплуатацию.

Табл. Прогноз экспорта нефти и нефтепродуктов из России в АТР до 2030 г., млн т

Регион/год

2010

2015

2020

2025

2030

Сырая нефть

Западная Сибирь

20

30

35

35

30

Восточная Сибирь и Республика Саха

6

20

75

75

75

Сахалинская область

18

20

25

27

35

Всего

44

70

135

137

140

В том числе в Китай

32

50

81

85

90

Нефтепродукты

Всего

9

10,2

11,5

11,8

12

В том числе в Китай

8,5

9,7

11

11,3

11,5

Нефть и нефтепродукты

Итого нефть и нефтепродукты

53

80,2

146,5

148,8

152

В том числе в Китай

40,5

59,7

92

96,3

101,5

Одним из подходов может быть переход на транспортировку светлых нефтепродуктов вместо нефти и активное внедрение современных природоохранных технологий в районах прохождения трасс трубопроводов.

В условиях Восточной Сибири транспортировка светлых нефтепродуктов вместо нефти экологически более безопасна по следующим причинам:
 -  при низких температурах (даже при укладке трубы на поверхности земли) уровень вязкости нефтепродуктов не препятствует их транспортировке;
 -  возможность укладки трубопровода на земной поверхности без жесткой фиксации в грунте снижает вероятность разрыва трубы при землетрясениях;
 -  при разрыве трубы результаты аварии устраняются быстрее, при этом не создаются очаги многолетнего загрязнения.
 
Более высокая экологическая безопасность транспортировки нефтепродуктов, по сравнению с нефтью, упрощает согласование с экологическими организациями и трасс прохождения трубопроводов в экстремально сложных районах, особенно в зоне озера Байкал.

Следует также учитывать, что нефтепродукты имеют более высокую добавленную стоимость, поэтому их экспорт эффективнее по сравнению с сырой нефтью. Переход на транспортировку светлых нефтепродуктов вместо нефти позволяет ставить вопрос о строительстве трубопровода по новому маршруту, который обходит озеро Байкал. В итоге обеспечивается существенное сокращение затрат на строительство и эксплуатацию трубопровода. Смесь светлых нефтепродуктов можно будет поставлять за рубеж (в настоящее время там перерабатываются все ввозимые из России нефтепродукты) либо перерабатывать в Приморье на конечное моторное топливо для экспорта в страны АТР.

Переход на транспортировку светлых углеводородов позволит реализовать менее затратный и вместе с тем более надежный маршрут. Он более гибок, что позволяет снять излишнее напряжение по срокам реализации проекта, улучшит позиции России на переговорах по его финансированию со странами-инвесторами.

Транспортировка светлых углеводородов укрепит сырьевую базу экспортного коридора в страны АТР, так как открывается возможность подключения углеводородных ресурсов не только Западной Сибири, но также Урала и Поволжья.

В этом случае будет создана система продуктопроводов, выполняющая функции централизованного коллектора, что позволит маневрировать ресурсами углеводородов и обеспечивать надежность поставок моторного топлива для внутренних нужд и на экспорт. При этом ресурсы углеводородов Западной Сибири будут находиться «на водоразделе» энергетических рынков Европы и стран АТР, что позволит России в определенной степени регулировать потоки моторного топлива в интересах своих экспортеров энергоносителей.

Особенностью развития энергетической интеграции Азиатского региона является изначальный дефицит энергоресурсов, а, учитывая возрастающую зависимость от внешних поставщиков нефти и газа, можно с определенностью сказать, что проблема энергосбережения и стабильности энергопоставок региона будет стимулировать процесс энергетической интеграции в Азии.

Таким образом, наиболее выигрышной стратегией является создание собственного сектора нефтегазового рынка АТР на Дальнем Востоке России. Иными словами, целесообразно взять курс на развитие собственной перерабатывающей, транспортной, энергетической отрасли нефтегазовой промышленности. Это не только может усилить позиции России на Дальне Востоке, но и даст мощный толчок дальневосточной экономике.

Дата: 22.06.2007
Т. В. Поваренкина
"НефтьГазПромышленность" 4 (32)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!