|
|||||
1 стр. из 1 В тундру пришла весна. Пригревает солнышко, временами накрапывает мелкий дождичек — все эти прихотливые причуды погоды прошел наш вертолет по дороге на Южное Хыльчую. А перед самым поселком попали в такой густой туман, что и лопастей не видно было — летчик резко поднял машину, а на душе у пассажиров стало неспокойно. Сходя по трапу вертолета, сразу же начинаешь жалеть, что не переобулся еще в городе в резиновые сапоги — за плитами площадки текут ручьи и сразу начинается дикая смесь тающего снега и грязи разбитых машинами дорог. У менеджера по связям с общественностью Сергея Александровича Ружникова и фотографа Геннадия Семеновича Кожевникова важная задача — заснять все, что появилось нового на строительстве объекта за последнее время. С ними в попутчики напросился и я — когда еще доведется увидеть все и сразу своими глазами! Тем более в сопровождении такого гида. Ведь Сергей Александрович, как говорится, стоял у истоков всего, что здесь сегодня происходит. Он многое и многих здесь знает и с готовностью отвечает на мои многочисленные, может, иногда и наивные вопросы. Недалеко от вертолетной площадки он показывает на несколько рядов беленьких аккуратных вагончиков. С них все и начиналось. Они стали жилищем для первых десятков строителей, подготовивших плацдарм для будущего мощного десанта, который сегодня уже развернулся здесь в полную силу. Этот небольшой поселок сегодня является мелкой точкой на плане целого города, каким Южное Хыльчую выглядит с высоты полета. До недавнего времени этим хозяйством руководил Михаил Александрович Бондаренко, когда работал инженером службы капитального строительства, заместителем начальника базы переработки груза № 2. Сегодня он уже на посту заместителя управляющего нефтепромыслом-3 по общим вопросам. К нему нас и везет, переваливаясь на ухабах и проталинах, вахтовка. Сквозь забрызганные стекла трудно что-либо четко разглядеть, но все же видны контуры каких-то мощных сооружений. Подъезжаем к административному зданию. Оно тоже белого цвета, но размеры, конечно, гораздо больше, чем у вагончиков первопроходцев. За ним тянется длинный ряд таких же двухэтажных зданий — общежитий и столовых. Что и говорить, хозяйство у Михаила Александровича теперь не в пример хлопотнее. 2600 строителей и нефтяников находятся сегодня здесь, и это не считая вахтовых поселков. Летчики еле справляются с доставкой смен. К ним в помощь призваны авиаторы, почитай, со всей России. Всю эту массу народа надо приютить, накормить, обеспечить всем необходимым для работы и отдыха. А тут еще весна… Весна не принесла радости местному населению, а начальству тем более. Поздно, в конце декабря, начал работу зимник, а теперь и рушиться он начал раньше привычных сроков, так что пришлось думать о том, как бы успеть вытащить технику с отдаленных участков. Видимо, эти многочисленные хлопоты и не позволили нам застать Михаила Александровича на месте, но затем, появившись, он тут же дал необходимые распоряжения, и вот мы уже на другой вахтовке с сопровождающим нас инженером, ведущим специалистом группы технадзора за электрическими работами Денисом Смирновым отправляемся в путь по «убитым» весной дорогам Южного Хыльчую. Определяем с нашим гидом маршрут — и в путь. Путешествие по Южному Хыльчую состояло у нас как бы из двух половинок. Одна из них — это сама стройка, раскинувшаяся по тундре на многие километры паутиной дорог, линий электропередач и упрямо тянущейся к морю ниткой нефтепровода. И с высоты все это напоминает, если уж пришло на ум «насекомое» сравнение, огромный муравейник — так же снуют по своим проторенным тропам мураши самосвалов, вахтовок, трубовозов, трубоукладчиков и прочей техники, их так же много, и так же деловито и безостановочно их движение. Но внизу, когда оказываешься среди всего этого движения, поначалу теряешься в настоящем железном лесу металлоконструкций, обступивших узкую тропу дороги. Здесь начинаешь, как говорил поэт, «весомо, грубо, зримо» понимать, что на деле означают несколько абстрактные на бумаге цифры — полтора миллиарда «нерублей» капитальных вложений. Здесь они воочию предстают в виде тысяч тонн металлоконструкций, гор песка и гравия, километрах, сотнях километров трасс, сотнях единиц всевозможной техники, исполинского вида сооружений и тысячах рабочих, слетевшихся сюда со всей страны. Нечто подобное мне довелось видеть лишь на строительстве защитных сооружений Ленинграда от наводнений в самый разгар «ударной комсомольской стройки». Но в отличие от обжитых и транспортно обеспеченных площадок Северной столицы, здесь поражает воображение и тот факт, что всего лишь полтора года назад здесь вообще ничего не было, кроме бескрайней тундры. О масштабности здешнего размаха говорит хотя бы то, что нам понадобилось несколько часов, чтобы просто объехать основные объекты — строится здесь все и сразу. На промысловых участках полным ходом идет работа. Ходом — в переносном и в прямом смысле. Здесь буровые вышки, движущиеся по рельсам, бурят одну скважину за другой на расстоянии нескольких метров одна от другой. Вниз на километры уходят трубы, в нескольких направлениях, точно указанных геологоразведчиками — это так называемое кустовое бурение. Можно представить себе мощную корневую систему таких вот «кустиков», устремившуюся вниз к пластам, полным живительной влагой. А на поверхности следом за вышкой остаются «пенечки» — небольшие трубы с заглушками. Все готово к добыче — только сделать обвязку и подсоединиться к главной трубе. Чтобы принять нефть, возводятся огромные накопительные емкости — на десятки тысяч кубометров, их обряжают в специальную теплоизолирующую шубу, подводят коммуникации. Рядом строятся конструкции сооружений для оборудования по очистке и подготовке нефти. И на глазах обретает плоть громада энергетического центра, который будет работать на попутном газе — не будет привычных факелов, чадящих над участками добычи. Все появляющееся из-под земли будет упрятано в трубы, емкости, саму нефть невозможно будет увидеть, потрогать, понюхать — такая вот экологически чистая технология. Здание энергоцентра еще не обрело стен, оно обрастает ими на глазах, а внутри каркаса уже стоит на своих местах упакованное пока оборудование, ждущее своего часа. И такая картина по всей огромной стройплощадке, будто, как в сказке, велено возвести дворец за одну ночь. Только здесь все происходит не мановением волшебной палочки, не заклинаниями, а каждодневным, по 12 часов, трудом строителей, инженеров. А до этого над тем, что и в какой последовательности все должно происходить, ломали светлые головы ученые нескольких институтов, укладывая все эти тысячи, миллионы и миллиарды в четкий график, который на долгие месяцы стал ритмом жизни Южного Хыльчую. Правда, в этот четкий график экстремально теплая зима внесла свои коррективы. И понятны были сетования инженеров и менеджеров, что не хватило им всего-навсего каких-то пары-тройки недель работы зимника, чтобы уложиться в срок. Какие-то участки трубы можно будет завершить с помощью вертолетов, но время непоправимо упущено и начало добычи большой нефти передвигается в планы уже следующего, 2008 г. Вторая часть нашего путешествия по Южному Хыльчую проходила в городке, где строители живут и проводят свободное время после тяжелого трудового дня. Представьте себе улицу, вдоль которой по обе стороны отходят несколько десятков длинных белых двухэтажных зданий. Только улица эта, как и сами здания, находится в нескольких метрах над землей и представляет собой решетку, поднятую на сваях. После непролазной грязи растаявших участков тундры вдоль дорог и сугробов, где, сойдя с тропинки, проваливаешься по пояс, это решение кажется единственно приемлемым. Благодаря такому цивилизованному тротуару чистота поддерживается сама собой — забавно видеть, как сотрудники из инженерного корпуса идут в столовую или к месту жительства в домашних тапочках. И рабочие, хоть и в сапогах, стараются оставлять грязь снаружи поселка — в столовых и общежитиях пол сухой и чистый. Вообще же с порядком на Южном Хыльчую весьма строго. Хотя, как рассказал Сергей Александрович Ружников, пришло это все не сразу и не само собой. Он-то как раз и возглавлял тогда службу безопасности компании. Народ приезжал на строительство разный, с привычками прежних своих мест работы. И далеко не всегда эти привычки соответствовали строгим порядкам, которые устанавливает на своих объектах ООО «Нарьянмарнефтегаз» — поначалу были случаи пьянства и сопутствующих ему безобразий, до драк доходило. Не у всех подрядчиков была такая же требовательность к своим рабочим. Но правила в новом поселке и на строительстве одни для всех, и эти инциденты пресекались быстро и решительно. На следующий же день у таких работников на Южном Хыльчую уже не было без единого шанса попасть сюда вновь. Столь жесткие меры довольно скоро принесли свои результаты — кто не смог отказаться от разгульного образа жизни, ушел, кто смог — принял эти, в общем-то, справедливые и понятные правила поведения. Сегодня, несмотря на немногочисленную охрану и полное отсутствие милиции, тысячи работников стройки строго придерживаются регламента, разработанного службой безопасности. Мало того, сами следят, чтобы все их выполняли. Характерный пример — курить здесь можно только в строго установленных местах и после первого же предупреждения мне, заядлому курильщику, стало ясно, что придется потерпеть со своей вредной привычкой. Скидок здесь не делается ни для кого — ни для начальства, ни для заезжих корреспондентов. Такой самоконтроль необходим там, где на множестве объектов трудятся тысячи людей. Масштабы стройки я почувствовал еще раз поутру, когда наблюдал, как в столовые идет непрерывным потоком в течение десятков минут подряд колонна людей в рабочих робах. Такое увидишь разве что в старых фильмах. В столовых — разнообразие блюд, салатов из свежих овощей, там же есть небольшие лавки, где можно запастись сигаретами и разными съестными мелочами. В домах небольшие уютные комнатки на двоих со всеми удобствами — можно принять душ, посмотреть телевизор. Можно связаться по мобильному с любой точкой планеты — связь работает отменно. Конечно, не все еще полностью отлажено, ведь поселок продолжает обустраиваться вместе со стройкой. И здесь опять же свои коррективы внесла коварно теплая зима — основную часть грузов-то приходится везти по зимнику, так что часть запланированных для доставки бытовых грузов ждет еще своей очереди. Налаженностью быта отличается поселок Варандей, куда мы отправились дальше. Оно и понятно — сами масштабы строительства здесь поменьше, и создавалось здесь все не на пустом месте, да и коммуникации понадежней. Телевизор здесь уже ловит не пару программ, как в Южном Хыльчую, а все, что способна обеспечить спутниковая антенна. Сам ритм жизни здесь плавнее и размереннее. Как если бы сравнивать Москву и Питер. Нашлось время для спокойного общения. В столовой наш фотограф Геннадий Семенович Кожевин неожиданно повстречал землячку. Наталья Лаптандер живет в Лабожском. Закончила Нарьян-марский зооветтехникум, но работы в родном селе по специальности не нашла. Работала на Дресвянке, и вот теперь ее вахты проходят здесь, в Варандее, в столовой, где кормятся строители — подрядчики ООО «Нарьянмарнефтегаз». Для тех жителей округа, кто хочет и умеет работать, место на строительстве, которое компания ведет с таким размахом, всегда найдется. Та же налаженность жизни на Варандее нашла свое отражение и в спокойной обстановке, царящей в кабинете заместителя нефтепромысла по производству Гуторова — ни тебе рвущихся к начальству подчиненных, ни беспрерывных телефонных звонков, ни прочих знакомых нам по фильмам атрибутов, характеризующих бурную производственную деятельность. Говорю об этом. Он улыбается: Можно было бы скептически отнестись к подобным байкам, если не знать, что за его спиной богатый опыт работы — начинал он оператором по добыче нефти и газа 4 разряда, потом прошел через все полагающиеся ступеньки, был старшим мастером, начальником цеха по добыче нефти и газа. Так что словам его можно доверять вполне. Работает промысел, отправляя на большую землю по нескольку танкеров с варандейской нефтью. Высятся накопительные танки с эмблемами «ЛУКОЙЛа», которому и принадлежит ОАО «Варандейский терминал», собирают следующую порцию черного золота. И здесь же неподалеку развернулось тоже вполне масштабное строительство, которое, конечно, не сравнить с хыльчуюсским, — полным ходом идет подготовка к приему большой нефти. На оттаивающих площадках деловито снует техника, звуки работающих машин и механизмов сливаются в общий ритм, который быстро перестаешь замечать. На участке, где еще только должна вырасти установка подготовки нефти, распоряжается главный специалист ЗАО «Глобалстройинжиниринг» Николай Прокопьев. Основные работы развернутся здесь летом, но все уже готово к их полномасштабному развертыванию, численность работающих возрастет втрое. Оборудование уже на месте, осталось лишь смонтировать и отладить его. Нефть, уже частично очищенная на Южном Хыльчую, пройдя по трубе, снова подвергнется здесь обработке. Из нее удалят оставшиеся примеси, воду и передадут в накопительные танки, которые возводятся неподалеку. Здесь уже хозяйство ОАО «Варандейский терминал». Функции экскурсовода берет на себя инженер-технолог Сергей Никонов. Хозяйство у него огромное — во всю стену кабинета висит технологическая карта, где обозначены полторы тысячи объектов, которые составят в скором будущем единый механизм, предназначенный для перекачки и обработки миллионов тонн сырой нефти на последнем этапе ее пути от месторождения до танкера. Причем к каждому пункту на этой карте прилагается описание технологического процесса, не считая сотен страниц прочей технической документации. Но Сергея это не смущает, наоборот, интересно разбираться во всех этих хитросплетениях, похожих для непосвященного человека на сложную головоломку со многими неизвестными. И сама работа ему нравится. Он один из тех нарьян-марских школьников, которые еще в 1999 г. первыми прошли азы профессиональной ориентации, организованной нефтяниками в школе № 4. Затем последовала учеба в Ухтинском институте нефти и газа, еще студентом в 2001 г. впервые прибыл работать на Варандей — проходил производственную практику. Кому, как не ему, осваивать новое хозяйство, хотя и похожее на то, что уже работает здесь несколько лет, но во много раз более сложное. Гигантские накопительные резервуары, множество находящихся в разной степени готовности зданий и сооружений — вся эта непростая картина для него как на ладони. Вот так выглядит громадная стройка со стороны пусть заинтересованного, но все же несколько стороннего наблюдателя. Но можно сказать, что такой размах впечатляет и многих других людей, повидавших немало подобных объектов. Еще один штрих к этому ощущению масштабности добавил диспетчер по перелетам ООО «Нарьянмарнефтегаз» Юрий Кононов. Он в дни смены вахт принимает и провожает по 5 самолетов и 3–4 вертолета в день. А когда вмешивается в четкий процесс нередкая здесь непогода, то вместе со всеми переживает задержку, иногда затягивающуюся на несколько дней. Но в этот раз нам с погодой повезло. Прощальный круг над поселком, последние снимки нашего фотографа, и мы берем курс на Нарьян-Мар. Дата: 22.06.2007 Алексей Руднев "НефтьГазПромышленность" 4 (32)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||