|
|||||
1 стр. из 1 Как известно, металл называют «хлебом промышленности», который намазывают маслом, подразумевая различные индустриальные и прочие смазочные материалы. Но гурман попросит на хлеб с маслом положить еще и слой икры. Наша отечественная промышленность набирает обороты после затяжного кризиса и, как гурман в солидном ресторане, все более потребляет высококачественную продукцию… Фторопласты, имеющие уникальное сочетание свойств (химическую инертность к любым кислотам, щелочам и растворителям, широкий предел рабочих температур от –269 °С до +260 °С, диэлектрическую прочность) в настоящий момент все шире заменяют дорогостоящие материалы не только в оборонной и космической отраслях, но и в химической, нефтегазовой, машиностроительной, электронной, промышленности, энергетике — и этот список продолжает расти. По триботехническим характеристикам фторопласт занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый скользкий из всех известных полимеров. Таким образом, закрывая металл фторопластом, мы защитим его от воздействия любых агрессивных сред и от истирания в узлах трения. Это ли не «красная икра» на бутерброде гурмана? Мировое производство фторопласта достигло в 2006 г. около 130 тыс. т. Россия в 2006 г. произвела чуть более 7,8% , но потребляет лишь около 2% мирового производства фторопластов. Уровень производства фторопластов в России по сравнению с советским периодом практически восстановился, но мировое производство за последние 15 лет выросло более чем в 2 раза. Особенно быстрыми темпами растет его производство в Китае (ориентировочно в 2006 г. произведено 12–15 тыс. т). Потребление фторопластов как в зеркале отражает уровень развития национальной промышленности. За последние три года продажа изделий (стержней, втулок, колец, уплотнений и т.п.) из фторопластов растет примерно по 3,5% в год. Однако потребление специальных материалов с улучшенными характеристиками растет более высокими темпами: например, Ф4К20 составило в 2005 г. 72,8 т, в 2006 г. — 88,7 т (рост 21,8%), Ф4К15М5 с 30,5 до 32,8 т (рост 7,5%). Это говорит о том, что намечается качественный скачок в развитии производств. В России фторопласты производят два крупных предприятия: ООО «Завод полимеров КЧХК» (г. Кирово-Чепецк) и ОАО «Галоген» (г. Пермь). За последние годы кроме традиционных изделий из фторопластов здесь освоено производство крупногабаритного коррозийностойкого оборудования и трубопроводов. Интересы обоих предприятий на рынке фторопластов представляет ООО «Девятый элемент». Если открыть его каталоги, то мы заметим, насколько расширилась номенклатура выпускаемого оборудования: Опыт эксплуатации показал, что аппараты и трубопроводы, защищенные фторопластом, работают 25–30 лет и более в жестких условиях агрессивных химических производств. Они зарекомендовали себя на многих предприятиях России и СНГ: ОАО «Щекино АЗОТ», ОАО «Ульяновскэнерго», ФГУП «Сибирский химический комбинат», ГМК «Криворожсталь», ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Волгограднефтеоргсинтез», ОАО «Азот» (г. Березники), «ТомскНефтеХим», ОАО «Мосэнерго»», «ЭХМЗ» (г. Электросталь) и др. Если обычный «белый» фторопласт можно называть «красной икрой» на «хлебе промышленности», то что же можно назвать «черной икрой»? Как показала Московская международная конференция «Химия фтора», организованная Российской академией наук летом 2006 г. в ИНЭОС РАН, ученые ведущих стран мира пытаются найти пути получения материалов нового поколения на базе фторопласта, а также добавок, улучшающих определенные свойства полимера, задаваемые различными отраслями и для решения всевозможных задач. Так, ученые ФГУП НИФХИ им. Л.Я. Карпова (Москва) путем квантового воздействия на исходный фторопласт-4 в расплаве получили полимер, который в несколько тысяч раз повысил его износостойкость, в 300 раз стойкость против радиационного воздействия, полимер приобрел упругие свойства, уменьшив хладотекучесть. Совместная работа института с нашими производственниками позволила получить первую полупромышленную партию модифицированного фторопласта, который довольно точно назвали «ФОРПЛАСТом» (ФОРсированный ПЛАСТик). Испытания триботехнических характеристик «ФОРПЛАСТа» (износостойкости и коэффициента трения) проведены ведущими специалистами в этой области на Кирово-Чепецком химическом комбинате, в НПО им. С.А. Лавочкина (г. Химки Московской обл.), в ИММС НАН им. В.А. Белого (г. Гомель, Белоруссия), в ОАО «Галоген» (г. Пермь). Испытания деформационно-прочностных характеристик, климатической стойкости, потери массы и газовыделения проведены в НИФХИ им. Л.Я. Карпова (Москва), ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова» (Москва), ОАО «Композит» (г. Королев Московской обл.). Испытания теплового расширения и хладотекучести проведены в испытательном центре ФГУП ВИАМ. Первыми применили новый материал изготовители космической техники, затем конструкторы военной и авиационной техники, атомной энергетики, а также изготовители отечественной запорной арматуры для особо ответственных узлов, работающих в недоступных для человека местах. Материалом нового поколения уже заинтересовались химики, нефте-, газопереработчики, автомобилестроители. Его ресурсные испытания успешно продолжаются на отечественных компрессорах высокого давления. Институт химии Дальневосточного отделения РАН получил из отходов фторопластов уникальные мелкодисперсные порошки, позволяющие многократно увеличить срок службы механизмов, применяющих индустриальные масла. Как показали промышленные испытания, применение материала «ФОРУМ» (Фтор-ОРганический Ультрадисперсный Материал) позволило удлинить срок службы механизмов в 3–4 раза, увеличить межремонтный пробег в 4 раза, уменьшить расход масла более чем в 2 раза, повысить КПД механизмов, увеличить мощность двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на 6–7%, снизить расход топлива до 10%. По достоинству оценили «ФОРУМ» не только военные. Первыми его стали использовать частные владельцы автотранспорта, авто- и мотогонщики, позднее — судовладельцы. И только сейчас «ФОРУМ» узнали и приняли на испытания предприятия, которые почувствовали значительное увеличение межремонтных пробегов техники за счет уникальной добавки. Использование «ФОРУМа» промышленными потребителями — одно из наиболее перспективных направлений общей стратегии продвижения ресурсосберегающих технологий. Один рубль, затраченный на «ФОРУМ», дает не менее 40–50 руб. экономии. В частности, применение «ФОРУМа» на лесовозе «КАМАЗ» дает экономию ресурсов на 30000–50000 руб. за сезон. Институт механики металлополимерных систем им. В.А. Белого Национальной академии наук Беларуси в содружестве с ООО «Девятый элемент» и ОАО «Галоген» в настоящее время работает над созданием и отработкой технологии так называемого «СУПЕРФЛУВИСа» — композитного материала нового поколения на базе фторопласта-4 с применением нанотехнологий. Наука и производство все теснее объединяют свои усилия в практической реализации задач, поставленных современной индустрией, вырабатывая «икру на хлеб» российской промышленности. Дата: 22.06.2007 Б. А. Логинов "НефтьГазПромышленность" 4 (32)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||