Состояние и возможности морской нефтегазодобычи в России

1 стр. из 1

Россия обладает крупнейшим в мире континентальным шельфом. Общая площадь его примерно равна 6 млн км2, что составляет около  общей площади шельфа Мирового океана. Не менее 4 млн км2 Российского шельфа содержат в своих недрах залежи жидких и газообразных углеводородов.

Вместе с тем степень геолого-геофизической изученности и разведанности шельфа России весьма слаба и составляет в среднем 0,17–0,18 км/км, что значительно ниже изученности таких районов, как Северное море, шельф Мексиканского залива и др.
Только начато региональное изучение арктических морей, расположенных в восточной части Сибири. На огромном пространстве от побережья полуострова Ямал до Магадана не пробурено ни одной скважины в море.

Геологоразведочные работы на нефть и газ на шельфе РФ были начаты только в 70-х гг. До этого времени все работы на шельфе были сосредоточены в южных морях, в основном на Каспийском. Туда направлялись практически все материально-технические и финансовые ресурсы, выделяемые государством для развития работ на шельфе. Однако наметившаяся к этому времени устойчивая тенденция падения добычи нефти на суше вынудила начать поисково-разведочные работы на шельфе дальневосточных, а затем (в начале 80-х гг.) и на шельфе северных морей.

Несмотря на недостаточную изученность, в результате проведенных в течение более чем 25 лет работ, на шельфах Охотского, Баренцева, Печорского и Карского морей были открыты и подготовлены к промышленному освоению крупные нефтегазоносные провинции — Западно-Арктическая и Охотоморская.

Более 80% общих ресурсов нефти и газа приходится на долю арктических морей (из них 80% содержится в недрах Баренцева, Печорского и Карского морей), около 12% — на дальневосточные моря и менее 3% — на другие, включая Каспийское море.

Общий нефтегазовый потенциал Российского шельфа, по оценке специалистов, сопоставим с крупнейшими нефтегазовыми провинциями мира.

Надежность прогнозируемых геологических запасов подтверждена не только систематически проводимыми поисково-исследовательскими работами, а также тем, что в пределах многих районов шельфа прослеживаются продолжения нефтегазоносных провинций, областей и комплексов прибрежной суши. Мировой опыт свидетельствует, что в таких случаях нефтегазоносность шельфа оказывается, как правило, значительнее, чем на суше. Одним из наиболее ярких примеров является прослеживание юрских отложений западно-сибирского типа на акваториях Баренцева и южной части Карского морей, что практически на 100% гарантирует успех в изучении их нефтегазовых ресурсов.

Основные ресурсы и запасы углеводородного сырья сконцентрированы в шельфовых зонах морей с относительно благоприятными физико-географическими условиями и приближены к промышленным центрам европейского Севера и Дальнего Востока. Более 60% ресурсов находятся на глубинах моря менее 100 м, что весьма важно, имея в виду техническую доступность и реальность их освоения.

Выполненный за истекший период времени комплекс работ по поиску и разведке морских нефтегазовых месторождений позволил установить, что Россия обладает уникальной и надежной ресурсной базой углеводородов на континентальном шельфе, которая будет служить, по-видимому, основным источником получения энергоносителей в XXI в.

Состояние работ на Российском шельфе

Несмотря на то, что Россия располагает богатейшей ресурсной базой углеводородов на шельфах, работы по освоению этих богатств ведутся недостаточными темпами.

Только спустя более 20 лет с момента начала поисково-разведочных работ на Северо-Восточном шельфе о. Сахалин, здесь в 1999 г. началась промышленная добыча нефти — реализация проекта «Сахалин-2», в соответствии с которым на нефтяном месторождении Пильтун-Астохская установлен и начал работать нефтедобывающий комплекс «Витязь», общий вид которого показан на рис. 1.
Комплекс состоит из переоборудованной и адаптированной к сахалинским природным условиям платформы «Моликпак», подводного трубопровода, точечного причала и плавучего нефтехранилища.

Там же, на Пильтун-Астохском и Лунском месторождениях, установлены и введены в действие две однотипные ледостойкие железобетонные платформы гравитационного типа Пильтун-Астохская Б и Лунская-А.

В 2005 г. по проекту «Сахалин-1» на нефтяном месторождении Чайво-море была установлена сталежелезобетонная платформа гравитационного типа «Орлан», которая была переоборудована из мобильной буровой платформы CIDS.

Только по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин2» добыча к 2010 г. достигнет 25 млн т нефти и 36 млрд м газа. Разрабатываются и находятся в стадии подготовки проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5».

Недостаточными темпами ведутся работы по освоению наиболее перспективного Арктического шельфа. Основной объем работ здесь сосредоточен в Западной части Арктики — на шельфе Баренцева и Печорского морей, где основными объектами работ являются гигантское Штокмановское газоконденсатное месторождение с геологическими запасами газа 3205 млрд м и газового конденсата 30,98 млн т и нефтяное месторождение Приразломное с геологическими запасами 200 млн т.

Для Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море заканчивается строительство в г. Северодвинске на заводе «Севмаш» крупнейшей нефтегазопромысловой платформы.

Несмотря на то, что платформа «Приразломная» рассчитана на установку на сравнительно небольшой глубине воды (менее 20 м), она не имеет аналогов и является сложнейшим морским инженерным сооружением. Платформа рассчитана на одновременное бурение и эксплуатацию до 40 скважин и добычу до 20 тыс. т нефти в сутки, а также на временное хранение на платформе до 109 тыс. т добытой нефти.

Большой объем исследовательских и проектно-конструкторских работ выполняется по созданию глубоководных ледостойких платформ для Штокмановского месторождения. Проблема заключается в том, что любой вариант пока еще невыбранной конструкции платформ будет представлять собой гигантское сооружение, состоящее из десятков тысяч тонн стальных конструкций, оснащенных огромным производственным комплексом по добыче и подготовке газа и конденсата к транспорту, общей массой около 40 тыс. т. Платформы не имеют аналогов в мировой практике по условиям эксплуатации, так как должны быть способными круглогодично работать в жесточайших условиях Крайнего Севера, испытывая давление полярных льдов и айсбергов, находясь в открытом море на глубине 320 м.

Ведутся подготовительные работы по производству поисково-разведочного бурения на перспективных структурах Обско-Тазовской губы, расположенной в южной части Карского моря, где наибольшее внимание привлекают к себе месторождения Северо-Каменномысское и Каменномысское-море.

На остальной части Арктического шельфа, включая гигантские газовые месторождения Русановское и Ленинградское, кроме научных исследований никакие работы по подготовке месторождений к освоению не проводятся, в то время как потребность в топливно-энергетических ресурсах крупных промышленных предприятий, работающих на побережье Арктики, огромна.

Значительные затруднения в связи с отсутствием местных источников топлива испытывают промышленные предприятия, города и поселки, расположенные в Северо-Западном регионе РФ. Поиск нефтегазовых месторождений, в особенности крупных на шельфе Арктики, в начале XXI в. имеет важное значение не только для топливно-энергетического комплекса, а также для освоения многочисленных и очень важных для РФ месторождений благородных и цветных металлов, разведанных на Арктическом Севере.

В незначительных объемах ведутся работы на Балтийском море, где «ЛУКОЙЛом» начата промышленная добыча нефти на месторождении Кравцовское. Эта же компания ведет подготовительные работы по поиску и разведке нефтегазовых месторождений в российском секторе Каспийского моря.

Таким образом, основными регионами, на которых проводятся практические работы по освоению континентального шельфа, являются Дальневосточный и Западная часть Арктического региона.

Правильный выбор места концентрации производственных и финансовых усилий государства подтверждается тем, что именно эти регионы являются, с одной стороны, самыми перспективными на нефть и газ, и самыми технически доступными; с другой стороны, Дальневосточный и Северо-Западный регионы являются наиболее остро нуждающимися в местных источниках энергоносителей.

Концепция государственной политики

Причины отставания России в работах по освоению шельфа разные. Помимо объективных причин, которыми являются суровые природно-климатические условия Арктического и Дальневосточного регионов, значительно удорожающих работы на шельфе, а также отсутствие практического опыта работ в таких условиях, имеются и другие субъективные причины.

До сих пор к ним относились: социально-политическая нестабильность в стране в сочетании с затянувшимся экономическим спадом в промышленности, отсутствие необходимых технических средств для ведения работ на шельфе и, наконец, недостаточное финансирование.

В настоящее время положение улучшается. Наметились положительные сдвиги в политической и экономической сферах. Правительство и заинтересованные организации принимают ряд необходимых мероприятий и законов, направленных на обеспечение условий стабильности, осуществления предпринимательской деятельности и защиты прав и интересов всех участников проектов освоения шельфа.

Министерствами природных ресурсов и топливно-энергетической промышленности разработана и в 1995 г. одобрена Экспертным советом при Правительстве РФ Концепция освоения углеводородных ресурсов Баренцевоморской провинции, предусматривающая воспроизводство, использование и охрану природных ресурсов в данном регионе. На этапе разработки находится программа изучения и использования шельфа дальневосточных морей.

Концепция содержит основополагающие положения, определяющие порядок и условия проведения работ на данном участке шельфа:
 -  освоение нефтегазоносных площадей на шельфе должно осуществляться на условиях риска недропользователя, которыми могут быть как государственные, так и негосударственные свободно привлекаемые инвесторы, включая иностранных;
 -  право допуска к освоению нефтегазовых ресурсов на шельфе Баренцева и Печорского морей могут получить хозяйственные субъекты независимо от форм собственности, организационной и государственной принадлежности и через открытый конкурс;
 -  важнейшим условием концепции освоения шельфа является обязательное и приоритетное привлечение российского научно-технического потенциала и производственных мощностей, в первую очередь, конверсионных предприятий военно-промышленного комплекса РФ;
 -  на участников проектов освоения шельфа возлагается обязательство по проведению постоянного экологического мониторинга.
Подготовка законодательной базы по шельфу в полном объеме пока еще не завершена, многие из принятых законов нуждаются в доработке и совершенствовании. Тем не менее, имеющийся пакет законов практически уже сегодня позволяет инвесторам рассчитывать на стабильный правовой режим, обеспечивающий не временные льготы, а необходимые долгосрочные гарантии возврата вложенного в экономику России капитала.

Заводы-производители технических средств и оборудования

Разработка морских нефтегазовых месторождений требует применения большого количества сложной и дорогостоящей морской техники (платформы, суда и т.п.) и оборудования. Российская наука и промышленность располагают немалыми возможностями по их созданию и производству.

В первую очередь это касается военно-промышленного комплекса (ВПК), который имеет огромный научный и производственный потенциал, способный успешно производить морские буровые и добычные платформы, суда специализированного флота, а также необходимое нефтегазовое оборудование.

Значительная часть производственных предприятий оборонной и судостроительной промышленности, которые могут быть привлечены к работам для шельфа, расположены в местах, максимально приближенных к основным нефтегазовым провинциям Арктического и Дальневосточного регионов, что создает дополнительные преимущества их использования.

Такими предприятиями являются: заводы «Севмашпредприятие» и «Звездочка», расположенные на побережье Баренцева моря в г. Северодвинск, судоремонтный завод «Нерпа» (г. Мурманск), судостроительный завод в г. Выборг, имеющий практический опыт по производству полупогружных буровых установок типа «Шельф» и ряд заводов и конструкторских бюро, находящихся в Санкт-Петербурге, таких как «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и др.

В Дальневосточном регионе имеются следующие предприятия:
 -  Судостроительный завод в г. Комсомольск-на-Амуре, успешно принимающий участие в работах для шельфа в рамках проекта «Сахалин-2»;
 -  Судостроительный завод «Звезда», расположенный на берегу Охотского моря в п. Большой Камень и др.
 
Основная часть этих заводов оснащена современным оборудованием, располагает необходимыми мощностями и в состоянии выполнить поручаемые работы на современном уровне.

На Каспийском море в Астрахани имеется ряд судостроительных заводов, том числе специализированный завод «Лотос» по производству блок-модулей верхнего строения платформ, построенный в свое время для оснащения стационарных платформ типа «Джекет».

Вместе — эффективнее

Краткий обзор состояния работ по освоению запасов углеводородов на Российском континентальном шельфе показывает, что наша страна располагает всем необходимым для успешного выполнения предстоящих широкомасштабных работ на шельфе самостоятельно — своими собственными силами, не привлекая к ним зарубежных участников. Однако этот путь, на наш взгляд, не самый лучший, так как неизбежно приведет к значительному удлинению сроков освоения шельфа и заметному снижению экономической эффективности.
Учитывая также, что работы на шельфе требуют концентрации значительных материально-технических и финансовых ресурсов, мы разделяем точку зрения тех, кто считает, что крупные проекты для шельфа должны выполняться совместно, а не в одиночку. Этот путь значительно выгодней, так как позволяет привлечь не только дополнительные инвестиции, но и компании, обладающие практическим опытом работ на шельфе и новейшими технологиями.

Важно подчеркнуть, что совместное — международное выполнение проектов в равной степени выгодно всем участникам — государству, которое является собственником недр и компаниям-недропользователям. Такая практика в мире известна и неоднократно себя оправдала.

Дата: 22.06.2007
Б. А. Никитин, Д. А. Мирзоев, А. С. Оганов
"НефтьГазПромышленность" 4 (32)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!