Углубление переработки нефти и повышение качества нефтепродуктов

1 стр. из 1

В 2006 г. из России при добыче 480 млн т нефти было экспортировано 250 млн т и порядка 80 млн т нефтепродуктов.

Экспорт нефти и нефтепродуктов в 2006 г.:
 -  нефть — 249,9 млн т;
 -  бензин — 5,9 млн т;
 -  дизельное топливо — 35,5 млн т;
 -  мазут — 34,6 млн т.

Доля экспорта от добычи нефти в 2006 г.

Наименование

(%)

Всего по России

51,4

1. ОАО «Роснефть»

61,4

2. ОАО «Татнефть»

62,0

3. ОАО «ТНК–ВР Холдинг»

61,5

4. ОАО «Сургутнефтегаз»

58,8

5. ОАО «Газпром нефть» + «Газпром»

57,8

6. ОАО «ЛУКОЙЛ»

50,8

7. ОАО «Русснефть»

48,6

8. ОАО «Башнефть»

45,3

9. ОАО «НГК «Славнефть»

33,8

10. ОАО «ЮКОС»

7,0

11. ОАО «Газпром»

6,0

Следует отметить, что экспортируемые нефтепродукты за рубежом используются как сырье и полуфабрикаты для дальнейшей переработки, т.к. не соответствуют европейским требованиям к их качеству.

Данные по глубине переработки нефти по НПЗ России в 2006 г.

Наименование предприятия

Глубина переработ­ки, %

ООО «ЛУКОЙЛ–Пермнефтеоргсинтез»

85,2

ОАО «Сибнефть–Омский НПЗ»

84,4

ООО «ЛУКОЙЛ–Волгограднефтепереработка»

81,5

ОАО «Уфимский НПЗ»

80,1

ОАО «Ново-Уфимский НПЗ»

80,0

ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»

78,2

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»

78,1

ОАО «Уфанефтехим»

76,9

ОАО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка»

76,0

ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»

71,0

ОАО «Саратовский НПЗ»

70,8

ОАО «Московский НПЗ»

69,7

ОАО «ТАИФ-НК»

69,4

ОАО «Сызранский НПЗ»

68,9

ОАО «Славнефть–Ярославнефтеоргсинтез»

66,8

ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»

66,5

ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»

66,3

ОАО «ЛУКОЙЛ–Нижегороднефтеоргсинтез»

64,6

ОАО «Куйбышевский НПЗ»

62,9

ОАО «Орскнефтеоргсинтез»

62,8

ОАО «Славнефть-Ярославский НПЗ»

61,7

ОАО «Хабаровский НПЗ»

61,6

ОАО «Ачинский НПЗ»

61,1

ООО «РН-Комсомольский НПЗ»

60,8

ЗАО «Краснодарэконефть»

59,8

000 «РН-Туапсинский НПЗ»

56,5

ООО «Афипский НПЗ»

52,4

Итого по России

71,7

Замена дешевого высокосернистого топочного мазута и низкокачественных нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, моторными топливами европейского качества позволит дополнительно получить ежегодно нефтепродуктов на сумму порядка $20 млрд и значительно снизить себестоимость товарной продукции.

Основной задачей, стоящей перед нефтеперерабатывающей промышленностью в свете планируемого в ближайшее время вступления России в ВТО, является переход на европейское качество российских нефтепродуктов путем введения в стране европейских требований к экологическим параметрам продукции нефтепереработки и нефтехимии. Требования к экологическим характеристикам топлив в настоящее время воспринимаются как одно из условий присутствия на международном рынке нефтепродуктов.

Эту задачу можно осуществить за счет углубления переработки нефти, т.к. это основной ресурс повышения эффективности отечественной нефтепереработки (для сравнения — глубина переработки нефти в России составляет 71%, в Европе — 85%, в США — 95%).

Увеличение глубины переработки нефти позволит получить из ежегодно перерабатываемых в стране 220 млн т нефти дополнительно 25% высококачественных, конкурентоспособных на внешнем рынке нефтепродуктов, более гибко проводить политику соотношения количеств перерабатываемой и экспортируемой нефти, не допускать дефицита горюче-смазочных материалов, особенно в период посевных и уборочных компаний, галопирующего роста цен в стране на моторные топлива. Кроме того, увеличение глубины переработки нефти одновременно решает задачу сырьевой базы для таких важных отраслей народного хозяйства, как нефтехимия и химия.

Между тем такие суперкомпании, как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и др., обладая громадными финансами и ресурсной базой, имеют сравнительно мало современных мощностей по глубокой переработке углеводородов, тогда как именно эти технологии дают наибольшую выгоду компаниям и стране.

Вызывает серьезную тревогу за судьбу актуального для экономики страны процесса модернизации нефтеперерабатывающей промышленности принятое Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 1446-р решение о завершении в 2006 г. реализации федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика», которая выполнена менее чем на 50%.

Ряд НПЗ, таких как группа предприятий компании «ЛУКОЙЛ», группа Уфимских НПЗ, Ярославский, Омский, Рязанский НПЗ, Сургутский завод стабилизации конденсата ООО «Сургутгазпром» и др., уже сегодня находятся на достаточно высоком уровне развития и могут обеспечивать рынок высококачественным топливом. В 2006 г. наметился рост повышения качества моторных топлив.

В структуре выпуска автомобильного бензина по НПЗ нефтяных компаний доля бензинов А-92 и выше увеличилась до 69,5%, против 60,4% в 2005 г.

Автобензины, соответствующие «Евро-4», производят:
 -  ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»;
 -  ООО «ПО “Киришинефтеоргсинтез”»;
 -  ОАО «Хабаровский НПЗ»;
 -  ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»;
 -  Сургутский завод стабилизации конденсата.
 
Имеют технические возможности производства этих автобензинов ОАО «Сибнефть-Омский НПЗ», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ЗАО «Рязанская НПК», ОАО «Ангарская НХК».

Существенное улучшение качества автомобильных бензинов следует ожидать примерно к 2010 г. — после вводов процессов гидрокрекинга, каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования, более широкого применения оксигенатов в качестве высокооктановых добавок в автомобильные бензины.

В структуре выпуска дизельного топлива его доля с содержанием серы 0,03–0,001% (EN-590) возросла с 11,8% до 16,6%. Дизельное топливо, соответствующее «Евро-4», производят:
 -  ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»;
 -  ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»;
 -  ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»;
 -  ОАО «Ангарская НХК»;
 -  ОАО «Комсомольский НПЗ»;
 -  ЗАО «Рязанская НПК»;
 -  Уфимские НПЗ;
 -  ОАО «Куйбышевский НПЗ»;
 -  Сургутский завод стабилизации конденсата.
 
Важным фактором, влияющим на активизацию процесса повышения качества моторных топлив, является планируемое в ближайшей перспективе введение в действие специального технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», который устанавливает конкретные сроки повышения требований к моторным топливам в соответствии с европейскими нормами «Евро-3, 4, 5» (в частности, по автомобильным бензинам: до 31.12.08 — «Евро-2», до 31.12.09 — «Евро-3», до 31.12.2013 — «Евро-4»).

Мощность вторичных процессов, % (масс) от первичной переработки

Основные вторичные процессы

Россия

США

Западная Европа

Япония

Гидроочистка дистиллятора

26,0

41,3

35,3

52,5

Каталитический крекинг

7,1

35,8

15,8

19,8

Гидрокрекинг

2,6

9,1

7,5

4,0

Каталитический риформинг

10

18,3

12,7

13,9

Термический крекинг и висбрекинг

4,0

0,2

12,2

Коксование

1,0

16,2

2,5

2,3

Алкилирование

0,3

5,6

1,4

0,8

Изомеризация

0,9

3,0

2,7

0,3

В связи с принятыми изменениями к ФЗ «О техническом регулировании» утверждение технического регламента, устанавливающего технические требования к моторным топливам, планируется провести не на законодательном уровне, а постановлением Правительства РФ.
В настоящий момент есть ряд предприятий, техническое состояние которых вызывает серьезную обеспокоенность. К ним относятся заводы Самарской группы, Ачинский, Орский, Туапсинский, Краснодарский, Саратовский, Московский НПЗ и др.

Использование мощностей процессов переработки нефти и вторичных процессов в 2006 г.

Наименование

Мощность, тыс. т

Загрузка, %

Первичная переработка нефти

264000

83,1%

Каталитический крекинг

18767,7

84,5

Гидрокрекинг

7020

89,8

Каталитический риформинг на бензин

26629,2

67,6

Каталитический риформинг бензольно-толуольный

5088,0

67,1

Гидроочистка керосина и дизельного топлива

68092,5

65,7

Изомеризация

2387,4

66,1

Алкилирование

873,5

95,8

Висбрекинг

9067,1

133,4

Коксование тяжелых остатков (по готовой продукции)

2387,4

90,5

Производство нефтебитума

11558,4

38,4

Доля углубляющих процессов, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов, по России составляет всего лишь 20,3% (США — 73,3%, Западная Европа — 42,9%, Япония — 32,6%).

Процессы, углубляющие переработку нефти

Наименование

Вводы 2002–2010 гг. (по программе), млн. т

Количество установок (по программе), ед.

Фактически введено установок, ед.

Мощность, тыс. т/год

Каталитический крекинг

12,0

6

1

800,0

Гидрокрекинг

19,09

11

2

5520,0

Коксование

1,21

3

0

0

Висбрекинг

8,57

7

3

4100,0

Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в стране уже в течение нескольких десятилетий не ведется строительство новых современных нефтеперерабатывающих предприятий. Наиболее современно оснащенные НПЗ, построенные в последние годы Советского Союза, достались после его развала бывшим республикам, а ныне странам СНГ.

Коренной путь решения данной проблемы по примеру Запада — строительство новых современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в приморских зонах (Дальний Восток, Запад — Балтика, Север — Мурманск, Юг — Новороссийск и др.) с развитой транспортной логистикой, учитывая, что самым дешевым видом транспорта является водный. Это создаст более широкую возможность торговли не только сырой нефтью и дешевыми полуфабрикатами, но и товарной продукцией нефтепереработки и нефтехимии европейского уровня качества, что позволит дополнительно получить в бюджет страны миллиарды долларов и снизить внутреннюю цену на моторные топлива.

В 2005 г. нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» одна из первых среди других нефтяных компаний России приняла решение о переходе на ведение производственно-сбытовой деятельности предприятиями группы «ЛУКОЙЛ» без использования процессинговой схемы переработки нефти, что позволило сформировать на уровне завода менее затратную модель управления переработкой и сбытом, повысить оперативность и гибкость управления производством и сбытом готовой продукции, вернуть самостоятельность и вес нефтеперерабатывающим предприятиям и регионам.

Было бы целесообразным Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность распространения на другие российские нефтяные компании опыта компании «ЛУКОЙЛ» по использованию беспроцессинговой схемы переработки углеводородного сырья, что позволит быстрее модернизировать НПЗ по направлению глубокой переработки нефти, значительно повысить прибыльность работы предприятий и, как следствие, существенно увеличить ВВП и поступление налогов в федеральный и местный бюджеты, стабилизировать цены на моторные топлива. Это касается многих регионов страны, где расположены НПЗ и в разной степени почти всех федеральных округов.

Перед нефтяными компаниями и государством стоит задача недопущения роста цен на нефтепродукты. Раньше никто не обращал внимание на цены моторного топлива (так дешево они стоили), а сейчас высокие цены не дают нормально развиваться практически всем отраслям народного хозяйства, вызывают беспокойство владельцев транспортных средств.

В данный момент отечественная нефтепереработка в полной мере обеспечивает российский рынок собственными нефтепродуктами. Однако резко возросла зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел — катализаторов, присадок и химикатов, повсеместного внедрения западных технологий.

Мировая нефтехимическая промышленность в последние годы развивается темпами, превышающими рост экономики в 1,3 раза, причем производство базовых нефтехимических продуктов (этилена, пропилена, бензола, ксилолов и др.) растет в 1,8 раза быстрее ВВП. Выгода развития этих отраслей для экономики страны очевидна. Стоимость нефтехимической продукции в 5–10 раз выше, чем нефтепродуктов. Так, например, в США нефтехимическая отрасль расходует 6% углеводородного сырья от общего его потребления, но ее доля в валовом национальном продукте (ВНП) страны равна доле потребителей остальных 94% углеводородов.

Неплохой повод для оптимизма дает информация о развитии в ближайшей перспективе большой химии и нефтехимии в таких компаниях, как «Сибур Холдинг», «Татнефть», «Башкирская химия», «ЛУКОЙЛ» и др. Большие возможности развития газохимии имеются в системе «Газпрома».

Процессы, повышающие качество продукции

Наименование

Вводы 2002–2010 гг. (по программе), млн. т

Количество установок (по программе), ед.

Фактически введено установок, ед.

Мощность, тыс. т/год

Каталитический риформинг

9,198

10

4

3600,0

Гидроочистка дизтоплива

11,6

10

3

3200,0

Изомеризация

2,52

9

4

850,0

Алкилирование

1,22

6

1

314,0

Государство становится крупным игроком на рынке нефти и нефтепродуктов и создает необходимые условия для развития отраслей, перерабатывающих углеводородное сырье: снижены экспортные пошлины на нефтепродукты, временно отменены таможенные пошлины на ввозимое оборудование. Рассматривается вопрос дифференцированных ставок акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик.

В дополнение к этим мерам мы считаем необходимым:
 -  для стимулирования ускоренного выпуска моторных топлив по европейским стандартам на первоначальном этапе (2–3 года) не вводить на них акцизы. Это позволило бы значительно снизить цены на высококачественное моторное топливо и сформировать рынок отечественных потребителей в России;
 -  с целью повышения заинтересованности в освоении и расширении производства высококачественного моторного топлива, соответствующего европейским стандартам, отменить на них экспортные пошлины;
 -  вернуть предприятиям инвестиционную льготу по налогу на прибыль, для чего внести изменения в Налоговый кодекс об освобождении от налогообложения прибыли (до 50%), направляемой на реконструкцию и модернизацию.
 
Комплекс этих мер будет способствовать развитию и существенному повышению эффективности деятельности нефтеперерабатывающей промышленности.

Дата: 22.06.2007
В. А. Рябов
"НефтьГазПромышленность" 4 (32)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!