|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В 2006 г. из России при добыче 480 млн т нефти было экспортировано 250 млн т и порядка 80 млн т нефтепродуктов. Экспорт нефти и нефтепродуктов в 2006 г.: Доля экспорта от добычи нефти в 2006 г.
Следует отметить, что экспортируемые нефтепродукты за рубежом используются как сырье и полуфабрикаты для дальнейшей переработки, т.к. не соответствуют европейским требованиям к их качеству. Данные по глубине переработки нефти по НПЗ России в 2006 г.
Замена дешевого высокосернистого топочного мазута и низкокачественных нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, моторными топливами европейского качества позволит дополнительно получить ежегодно нефтепродуктов на сумму порядка $20 млрд и значительно снизить себестоимость товарной продукции. Основной задачей, стоящей перед нефтеперерабатывающей промышленностью в свете планируемого в ближайшее время вступления России в ВТО, является переход на европейское качество российских нефтепродуктов путем введения в стране европейских требований к экологическим параметрам продукции нефтепереработки и нефтехимии. Требования к экологическим характеристикам топлив в настоящее время воспринимаются как одно из условий присутствия на международном рынке нефтепродуктов. Эту задачу можно осуществить за счет углубления переработки нефти, т.к. это основной ресурс повышения эффективности отечественной нефтепереработки (для сравнения — глубина переработки нефти в России составляет 71%, в Европе — 85%, в США — 95%). Увеличение глубины переработки нефти позволит получить из ежегодно перерабатываемых в стране 220 млн т нефти дополнительно 25% высококачественных, конкурентоспособных на внешнем рынке нефтепродуктов, более гибко проводить политику соотношения количеств перерабатываемой и экспортируемой нефти, не допускать дефицита горюче-смазочных материалов, особенно в период посевных и уборочных компаний, галопирующего роста цен в стране на моторные топлива. Кроме того, увеличение глубины переработки нефти одновременно решает задачу сырьевой базы для таких важных отраслей народного хозяйства, как нефтехимия и химия. Между тем такие суперкомпании, как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и др., обладая громадными финансами и ресурсной базой, имеют сравнительно мало современных мощностей по глубокой переработке углеводородов, тогда как именно эти технологии дают наибольшую выгоду компаниям и стране. Вызывает серьезную тревогу за судьбу актуального для экономики страны процесса модернизации нефтеперерабатывающей промышленности принятое Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 1446-р решение о завершении в 2006 г. реализации федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика», которая выполнена менее чем на 50%. Ряд НПЗ, таких как группа предприятий компании «ЛУКОЙЛ», группа Уфимских НПЗ, Ярославский, Омский, Рязанский НПЗ, Сургутский завод стабилизации конденсата ООО «Сургутгазпром» и др., уже сегодня находятся на достаточно высоком уровне развития и могут обеспечивать рынок высококачественным топливом. В 2006 г. наметился рост повышения качества моторных топлив. В структуре выпуска автомобильного бензина по НПЗ нефтяных компаний доля бензинов А-92 и выше увеличилась до 69,5%, против 60,4% в 2005 г. Автобензины, соответствующие «Евро-4», производят: Существенное улучшение качества автомобильных бензинов следует ожидать примерно к 2010 г. — после вводов процессов гидрокрекинга, каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования, более широкого применения оксигенатов в качестве высокооктановых добавок в автомобильные бензины. В структуре выпуска дизельного топлива его доля с содержанием серы 0,03–0,001% (EN-590) возросла с 11,8% до 16,6%. Дизельное топливо, соответствующее «Евро-4», производят: Мощность вторичных процессов, % (масс) от первичной переработки
В связи с принятыми изменениями к ФЗ «О техническом регулировании» утверждение технического регламента, устанавливающего технические требования к моторным топливам, планируется провести не на законодательном уровне, а постановлением Правительства РФ. Использование мощностей процессов переработки нефти и вторичных процессов в 2006 г.
Доля углубляющих процессов, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов, по России составляет всего лишь 20,3% (США — 73,3%, Западная Европа — 42,9%, Япония — 32,6%). Процессы, углубляющие переработку нефти
Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в стране уже в течение нескольких десятилетий не ведется строительство новых современных нефтеперерабатывающих предприятий. Наиболее современно оснащенные НПЗ, построенные в последние годы Советского Союза, достались после его развала бывшим республикам, а ныне странам СНГ. Коренной путь решения данной проблемы по примеру Запада — строительство новых современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в приморских зонах (Дальний Восток, Запад — Балтика, Север — Мурманск, Юг — Новороссийск и др.) с развитой транспортной логистикой, учитывая, что самым дешевым видом транспорта является водный. Это создаст более широкую возможность торговли не только сырой нефтью и дешевыми полуфабрикатами, но и товарной продукцией нефтепереработки и нефтехимии европейского уровня качества, что позволит дополнительно получить в бюджет страны миллиарды долларов и снизить внутреннюю цену на моторные топлива. В 2005 г. нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» одна из первых среди других нефтяных компаний России приняла решение о переходе на ведение производственно-сбытовой деятельности предприятиями группы «ЛУКОЙЛ» без использования процессинговой схемы переработки нефти, что позволило сформировать на уровне завода менее затратную модель управления переработкой и сбытом, повысить оперативность и гибкость управления производством и сбытом готовой продукции, вернуть самостоятельность и вес нефтеперерабатывающим предприятиям и регионам. Было бы целесообразным Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность распространения на другие российские нефтяные компании опыта компании «ЛУКОЙЛ» по использованию беспроцессинговой схемы переработки углеводородного сырья, что позволит быстрее модернизировать НПЗ по направлению глубокой переработки нефти, значительно повысить прибыльность работы предприятий и, как следствие, существенно увеличить ВВП и поступление налогов в федеральный и местный бюджеты, стабилизировать цены на моторные топлива. Это касается многих регионов страны, где расположены НПЗ и в разной степени почти всех федеральных округов. Перед нефтяными компаниями и государством стоит задача недопущения роста цен на нефтепродукты. Раньше никто не обращал внимание на цены моторного топлива (так дешево они стоили), а сейчас высокие цены не дают нормально развиваться практически всем отраслям народного хозяйства, вызывают беспокойство владельцев транспортных средств. В данный момент отечественная нефтепереработка в полной мере обеспечивает российский рынок собственными нефтепродуктами. Однако резко возросла зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел — катализаторов, присадок и химикатов, повсеместного внедрения западных технологий. Мировая нефтехимическая промышленность в последние годы развивается темпами, превышающими рост экономики в 1,3 раза, причем производство базовых нефтехимических продуктов (этилена, пропилена, бензола, ксилолов и др.) растет в 1,8 раза быстрее ВВП. Выгода развития этих отраслей для экономики страны очевидна. Стоимость нефтехимической продукции в 5–10 раз выше, чем нефтепродуктов. Так, например, в США нефтехимическая отрасль расходует 6% углеводородного сырья от общего его потребления, но ее доля в валовом национальном продукте (ВНП) страны равна доле потребителей остальных 94% углеводородов. Неплохой повод для оптимизма дает информация о развитии в ближайшей перспективе большой химии и нефтехимии в таких компаниях, как «Сибур Холдинг», «Татнефть», «Башкирская химия», «ЛУКОЙЛ» и др. Большие возможности развития газохимии имеются в системе «Газпрома». Процессы, повышающие качество продукции
Государство становится крупным игроком на рынке нефти и нефтепродуктов и создает необходимые условия для развития отраслей, перерабатывающих углеводородное сырье: снижены экспортные пошлины на нефтепродукты, временно отменены таможенные пошлины на ввозимое оборудование. Рассматривается вопрос дифференцированных ставок акцизов на моторные топлива в зависимости от их экологических характеристик. В дополнение к этим мерам мы считаем необходимым: Дата: 22.06.2007 В. А. Рябов "НефтьГазПромышленность" 4 (32)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||