Стройиндустрии нужна поддержка

1 стр. из 1

Понятно даже дилетанту, что без строительных материалов дом не построить. Однако сегодня стоит задача — обеспечить россиян доступным и комфортным жильем. Но кто из «отцов» этого национального проекта может ответить, сумеет ли наша стройиндустрия обеспечить строителей таким количеством материалов, если в современном общероссийском классификаторе видов экономической деятельности вообще отсутствует понятие «промышленность строительных материалов».

В конце мая в Николаевском дворце Санкт-Петербурга прошла научно-практическая конференция «Состояние и проблемы строительной индустрии Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

С вполне законным интересом ожидались выступления заместителя председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга А. Кайдалова и начальника отдела развития строительной индустрии Комитета по строительству Ленинградской обл. Г. Вязникова. Первый остановился на вопросе баланса потребностей и производства строительных материалов и конструкций для развития строительного комплекса Санкт-Петербурга, а второй рассказал участникам о состоянии строительной индустрии Ленобласти.

Выступление Г. Вязникова отличалось оптимизмом. По его словам, производство строительных материалов в области растет невиданными темпами. Это подтвердила и диаграмма динамики объема производства в промышленности стройматериалов: с 2002 по 2006 гг. цифры выросли почти вдвое.

Однако А. Кайдалов с трибуны заявил, что в городе ощущается дефицит песка и щебня в объеме около 2 млн. куб. м.

Управляющий ОАО «Гранит-Кузнечное» В. Кострица утверждал обратное, в частности он сообщил:
— За последние 7 лет потребление гранитного щебня в Санкт-Петербурге выросло на 60% — с 5 млн. куб. м (в 2000 г.) до 8,4 млн. куб. м (в 2006-м). При этом строительный комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. не испытывает недостатка в щебне и не будет испытывать в перспективе.

Несколько дипломатичнее высказался на эту тему вице-губернатор Санкт-Петербурга А. Вахмистров:
— Конечно, есть определенные проблемы. Мы много лет планово занимаемся изучением того, что нужно делать для развития строительной индустрии. Всем понятно, что Санкт-Петербург себя строительными материалами и изделиями, а также сырьем не обеспечит. У нас нет в черте города достаточного количества лесов, которые мы могли бы вырубить, у нас нет достаточного количества сырья, из которого мы могли бы изготавливать цемент, у нас нет руды для металла и т. д. Поэтому в основе деятельности правительства Санкт-Петербурга по развитию стройиндустрии является координация и оказание любой поддержки (административной, юридической, экономической) не только в городе.

У нас подписаны соглашения, разработана совместная программа с Ленинградской областью, и она действует уже более 6 лет. Многие наши крупные компании продолжают активно заниматься созданием и развитием предприятий (карьерное производство, цементные заводы — это влияние петербургского бизнеса). У нас есть соглашения в сфере деревообработки с Вологодской и Архангельской областями. Подписано совсем недавно большое соглашение с премьер-министром Республики Беларусь, которое также позволит нам решать временные проблемы, связанные с цементом, со стеновыми материалами. Наверно, больше питерское правительство, на мой взгляд, сделать ничего не может. Нужна поддержка. В рамках национального проекта «Доступное жилье…» я лично месяц назад беседовал с вице-премьеров Д. Медведевым, говорили и о проблемах развития предприятий стройиндустрии в целом по России. Конечно, здесь на первом этапе нужны определенные налоговые льготы. Сейчас разрабатывается программа финансовой поддержки развития предприятий стройиндустрии, она будет базироваться примерно на тех же принципах, что и развитие коммунальной инженерной инфраструктуры отдельных блоков с точки зрения тестирования, выдачи городских гарантий и возможного дотирования процентных ставок по привлечению кредитов для создания строительных производств.

…На сегодня ситуация более-менее сбалансирована за исключением, может быть, цемента, но с вводом в действие нового завода в Сланцах, думаю, что эта региональная проблема будет решена.

…Металл является самой напряженной точкой по прокату и изготовлению металлоконструкций для дорожного строительства, но развивать это все надо. Поэтому, если участники конференции выскажут конкретные предложения, что нужно делать городскому правительству, мы рассмотрим их и вторично вернемся к этому вопросу…

Вопрос из зала:
— В недалеком прошлом при Комитете по строительству был отдел по строительной индустрии. Человек в любое время мог получить ответ на интересующий его вопрос. Сейчас такого подразделения нет. Как вы считаете, нужно ли вводить такую структуру в Комитете?

А. Вахмистров:
— Такой отдел действительно существовал. В принципе, я создание такого отдела поддерживаю. Поправим это упущение.

Вопрос из зала:
— Существует проблема металла для дорожного строительства. Но при этом совсем недостаточно используются конструкции из железобетона...

А. Вахмистров:
— Абсолютно корректный и правильный вопрос, поскольку мы сегодня рассматриваем проблемы строительной индустрии. Ваш вопрос относится к области эффективного проектирования, экономии тех же ресурсов, в частности энергоресурсов, и непосредственно металлов. Уже много лет, с 1990 г. точно, и в стране, и в регионе нужна общегосударственная политика, общегосударственные стандарты. Нет такой государственной политики в области строительства, нет технической политики, нет регламентов, которых мы ждем. Мы пытались урегулировать целый ряд вопросов, выпуская собственные территориальные строительные нормы, они действовали. Но вот совсем недавно проводили совещание с прокуратурой, и выяснилось, что вышел какой-то закон, даже не знаю, как он называется, который запрещает применение территориальных строительных норм. Т.е. с 1 января этого года стало невозможным вести государственное регулирование даже на уровне региона. Вполне понятно, что самые дешевые во всем мире, конечно, не металлоконструкции прокатного изготовления, а железобетонные конструкции. Понятно, что индивидуально изготовить какой-нибудь мостовой переход через ручей в монолите, ставить опалубку, может быть, даже из необрезной доски — это можно. Но когда мы говорим о масштабах строительства, применении типовых узлов, типовых развязок, типовых эстакад, конечно, здесь речь может идти, по большому счету, об индустриальном строительстве.

Реплика из зала:
— Мы уже развиваемся в этом направлении. Но мы не видим четкую перспективу, эти изделия не закладываются в проекты. Мы сами себе придумываем перспективу.

А. Вахмистров:
— Согласен. К сожалению, проблема проектирования, наверно, является одной из важнейших. Я не хочу никого обижать, но все-таки позволю себе заметить, что неоднократно встречался, особенно в конструкторской среде, как бы это точнее сказать, со старым проектированием. Зачастую оно базируется на типовых решениях, принятых в советское время при плановом хозяйстве, когда какой-то завод выпускал номенклатуру, под которую и «рисовался» проект. А уже и этого завода нет, и номенклатуры этой нет. Иногда смотришь, как еще до сих пор наши «металлисты» проектируют из прокатного профиля, это даже не XX-й век, а XIX-й.

•    •    •

Много было выступлений на этой конференции. Конструктивные предложения внесли генеральный директор ОАО «Группа ЛСР» И. Левит, исполнительный директор ЗАО «Метробетон» М. Бизяев, заместитель генерального директора ФГУ «Тест-С.-Петербург» О. Бабичева и еще около десяти специалистов-строителей и представителей стройиндустрии. Исходя из предложенного ими, конференция приняла рекомендации, публикация которых (в сокращении) покажет, насколько правительство Санкт-Петербурга учтет их при составлении планов на ближайшую перспективу.

…Строительная индустрия является материально-технической основой строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, она во многом определяет масштабы и темпы развития строительного комплекса страны и региона. Между тем в строительной индустрии СПб и Ленинградской обл. имеется немало серьезных проблем, требующих неотложного решения. Развиваясь на основе рыночных отношений, она тем не менее требует определенного регулирования (особенно с точки зрения координации) со стороны органов государственной власти.

Предприятия строительной индустрии остро нуждаются в ясном понимании перспектив своего развития… в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Оба эти региона исторически неразрывно связаны между собой, особенно в части стройиндустрии… Необходима разработка регионального баланса потребностей в конкретных видах материалов, конструкций и оборудования с учетом возможности их производства и внешних поставок.

Участники конференции с сожалением отмечают, что строительная индустрия оказалась вне ведомственных интересов органов государственной власти Санкт-Петербурга, и это отрицательно сказывается на ее регулировании. Отсутствует, по существу, статистическое наблюдение за строительной индустрией города и области, ибо промышленности строительных материалов в федеральном классификаторе отраслей вообще нет! Вместо нее ведется учет «прочих неметаллических минеральных продуктов», 60% которых не относится к строительному рынку.

В результате региональные власти не только не имеют практической возможности воздействия на развитие строительной индустрии, но и четкого представления о составе, объемах, проблемах этой отрасли… Мощности ряда предприятий подошли к порогу своих возможностей... имеется дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих специальностей. Особую тревогу у строителей вызывает рост цен на продукцию строительной индустрии, а в ряде случаев ее низкое качество, особенно у малых предприятий.

Участники конференции рекомендуют:
1. Поддержать правительство Санкт-Петербурга в намерении разработать программу развития строительной индустрии города с учетом планируемого роста объемов жилищного, коммерческого и промышленного строительства. Эта программа должна быть комплексной, содержать прогнозный расчет баланса потребностей строительства в конкретных видах материалов, конструкций, инженерного оборудования и развития мощностей предприятий строительной индустрии. Городу нужна программа, которая свяжет воедино развитие транспортной инфраструктуры и планируемое размещение строительных объектов (необходимо, например, предусмотреть выделение земельных участков на берегах Невы для строительства новых причалов для приема щебня и песка). Целесообразно разработать подобную программу совместно с Ленинградской обл., на территории которой размещена значительная часть предприятий стройиндустрии, и с привлечением строительных бизнес-сообществ.
2. Считать необходимым повышение регулирующей роли городских властей в вопросах качества и безопасности продукции. При формировании городского заказа учитывать наличие у претендентов систем менеджмента, соответствующих международным стандартам.
3. Просить правительство Санкт-Петербурга обязать Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре в ближайшие сроки предоставить сведения о возможных местах размещения предприятий стройиндустрии (как новых, так и выводимых за пределы жилых зон). Особое внимание обратить на вывод из Петербурга асфальтобетонных производств с размещением их в районах, прилегающих к КАД.
4. Считать необходимым создание в структуре Комитета по строительству Санкт-Петербурга специального подразделения, осуществляющего мониторинг предприятий строительной индустрии города, взаимодействующего с соответствующими структурами Ленинградской области и координирующего политику модернизации производства и внедрения новых технологий.
5. Просить Комитет государственной статистики Санкт-Петербурга наладить системный учет предприятий и продукции стройиндустрии, вычленяя ее из других отраслей промышленности, а также создать комплексный «строительный кластер», охватывающий наблюдение и анализ всей совокупности строительного комплекса.
6. Просить Комитет по образованию Санкт-Петербурга возродить систему начального профессионального образования по специальностям, необходимым для предприятий строительной индустрии, и подготовить для утверждения правительством Санкт-Петербурга программу действий на период до 2010 г., ориентированную на строительную отрасль.
7. Оказать содействие деятельности Петербургского строительного центра по пропаганде и внедрению новых технологий и материалов для строительства.
8. Строительным общественным объединениям Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.:
а) уделять больше внимания деятельности входящих в объединения производителей строительных материалов, конструкций и оборудования, содействовать в организации семинаров, презентаций, производственных экскурсий, распространении печатных материалов, каталогов, справочников и других форм передового опыта;
б) привлечь предприятия строительной индустрии к участию в профессиональной сертификации компаний в рамках предстоящего перехода на саморегулирование и введения аккредитации производителей и поставщиков промышленной продукции при СРО;
в) оказывать предметную финансовую помощь в подготовке рабочих кадров;
г) крупнейшим производителям строительных материалов, конструкций и инженерного оборудования подписать с правительством города инвестиционные соглашения с обязательством предприятий в порядке частно-государственного партнерства инвестировать средства в модернизацию собственного производства…

Принято 175 участниками конференции

Дата: 23.07.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (101)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!