|
|||||
1 стр. из 1 Самый известный долгострой Петербурга — это Комплекс защитных сооружений от наводнений. В просторечии — дамба. Строят его с 1979 г., получается, в этом году будет уже 28 лет. Есть ли свет в конце тоннеля, то бишь в конце дамбы? Чиновники вроде бы его уже видят. Попытаемся и мы рассмотреть. Знаковое совещание Совсем недавно, буквально накануне Петербургского международного экономического форума, который прошел в середине июня, город на Неве посетил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Вместе с губернатором Валентиной Матвиенко они провели выездное совещание по выполнению работ на Комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. И сделали вывод, что строительные работы идут по графику. В ноябре 2008 г. должно быть завершено строительство судопропускного сооружения С2, судопропускного сооружения С1 с плавучим затвором и прокладка автодорожного тоннеля. После этого, похоже, дамба сможет защитить город от наводнений. Правда, полностью комплекс, включая дорожное покрытие, которое станет частью Кольцевой автомобильной дороги, будет достроен лишь в 2010 г. И автодорожный тоннель под морским фарватером, стало быть, начнет функционировать с 2010 г. В ходе совещания принято решение о строительстве 6-полосной дороги по поверхности дамбы на всем ее протяжении. Еще одна функция дамбы — экологическая. Несмотря на устоявшееся мнение о вреде дамбы на экологию Финского залива, предполагается, что с помощью КЗС появится возможность частичного регулирования гидрологического режима и экологического состояния акватории Невской губы. Кроме того, строительство комплекса важно не только как защита города от наводнений, но и для экономического развития всего региона. После завершения КЗС портовые сооружения — Горской, Бронки, Кронштадта — станут наиболее перспективными для дальнейшего развития Санкт-Петербурга как транспортного узла. Это даст возможность существенно увеличить объемы грузоперевозок. Итак, о сроках. Раньше, скажем, в начале реализации губернаторских полномочий Валентины Матвиенко, сроком окончания строительства дамбы — объекта, находящегося под личным патронатом Президента России Владимира Путина, называли и 2008 г., и 2009-й. Так что вполне может быть, что и новые сроки тоже придется подвинуть. Дело в том, что дамба за время своего строительства стала не только гидротехническим объектом, но и, как показала практика —политическим. Губернатор поблагодарила Германа Грефа за активную поддержку проекта и добавила, что «массированное выделение финансирования и умелая организация работ привели к тому, что дамба стала строиться очень активно». Но, опять же, придется сделать оговорку. По словам Германа Грефа, необходимое финансирование будет выделено лишь в начале 2008 г. А пока… Еще весной этого года глава ЗАО «Метрострой» Вадим Александров говорил, что необходимо усиливать доковые камеры на судопропускном сооружении С1. Причем стоимость работ может составить 156 млн. руб. И пока эти средства бюджетом не предусмотрены. Годы идут и цены растут О каких же суммах идет речь? На строительство Комплекса защитных сооружений (КЗС) Петербурга от наводнений до 2012 г.планируется выделить 54,9 млрд. руб.,в том числе 38,6 млрд. руб. в 2007–2008 гг.Об этом заявил заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) Владимир Коган. Вся сумма — это средства федерального бюджета, в том числе и средства ЕБРР, так как за них также отвечает бюджет. При этом общая сумма заемных средств в проекте составляет порядка $460 млн. По словам Когана, Росстрой намерен выходить к правительству РФ с вопросом о переносе части финансирования 2008 г. на текущий год. Он считает, что удастся выполнить объем работ сверх плана. Напомним, в 2006 г. на строительстве КЗС освоили 9 млрд. руб. Решение о строительстве Комплекса защитных сооружений от наводнений в Петербурге принято Советом министров СССР еще в 1978 г. В 1991 г. работы полностью заморозили, в 1996 г. проект подвергся корректировке. В 2005 г. определился единый госзаказчик строительства — федеральное агентство «Росстрой», с учетом инфляции пересчитана сметная стоимость, определены сроки завершения строительства — 2012 г. Но годы идут и цены растут. Новая программа строительства дамбы, одобренная в конце 2006 г., предусматривает финансирование в 2007–2009 гг. основного комплекса работ и проведение в 2010–2012 гг.завершающих мероприятий на КЗС, в том числе — создание архитектурной отделки, строительство пожарного депо на острове Котлин, создание систем инженерной инфраструктуры. Итак, общий объем финансирования программы с 2007 до 2012 гг. — 55 млрд. руб. В 2007 г. для строительства КЗС ожидается поступление (млрд. руб.) 19,8, в 2008 г. — 13,8, в 2009 г. — 8,9, в 2010 г. — 4,6, в 2011 г. — 3,2, в 2012 г. — 4,6. Ключ от дамбы В конце ноября прошлого года высокие руководители приняли в строй мост над судопропускником С2. В торжественной церемонии приняли участие Валентина Матвиенко, руководитель Росстроя Сергей Круглик. К ним присоединился главный счетовод страны — председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Валентина Матвиенко подчеркнула, что мост над судопропускным сооружением С2 — это первый объект КЗС, который введен в строй за последние 25 лет. «Это знаковое событие, — сказала она. — Два года назад по поручению Владимира Путина и благодаря его вниманию нам удалось возобновить строительство комплекса. За это время многое изменилось. Важнейшее гидротехническое сооружение С2 — это ключ к дамбе, и этот ключ сегодня в наших руках». Несмотря на некоторую пафосность речи губернатора, мост через судопропускное сооружение С-2 действительно можно считать если не ключом ко всей дамбе, то ключом, размыкающим замок долгостроя. Он расположен на автомобильной дороге, проходящей по КЗС, и находится на участке между поселком Горская и Кронштадтом. Мост уже спроектирован под шесть полос движения, что ложится в современную идеологию проекта (ранее речь шла о 4-х полосах). Общая протяженность моста почти полтора километра, стоимость работ составила более 4,7 млрд. руб. — кажется, дороговато для такой длины… Через судопропускное сооружение будут проходить маломерные суда с осадкой до 6 м, а сейчас они проходят через проран — разрыв дамбы южнее острова Котлин. В этом году планируется сузить проран на 400 м, перенаправив судоходство через С-2. От Пайкина до Когана Дамбе все эти годы не везло не только с финансированием и со сроками. Руководство этого крупнейшего объекта последнее время менялось, к сожалению, так же часто, как петербургская погода. В октябре минувшего года главным по дамбе был назначен банкир Владимир Коган и почти сразу освобожден от занимаемой должности по причине, как известно… повышения. Влиятельный петербургский банкир с поста руководителя ФГУ «Северо-Западной дирекции Госстроя России — Дирекции комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений» переместился на государственную службу в столицу, на пост заместителя Росстроя. Правда, и эту должность многие считают для него промежуточной на пути к карьерному олимпу. В новой должности Владимир Коган продолжил курировать КЗС, но только уже «сверху». Как считают в дирекции по строительству КЗС, которую после ухода Когана распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова возглавил Владимир Щекачихин —не новый человек на дамбе, кадровые перестановки позволили «оперативно решать все вопросы, связанные с финансированием строительства дамбы». В принципе, так действительно и произошло: ситуация с недофинансированием стала постепенно исправляться, и направляемые на дамбу денежные потоки на глазах увеличиваются в разы. Напомним, новую должность Владимир Коган получил через несколько дней после того, как «Внешторгбанк» завершил сделку по приобретению пакета акций ОАО «Промышленно-строительный банк», в результате чего общая величина участия «Внешторгбанка» в уставном капитале петербургского ПСБ достигла контрольного пакета — 75% плюс три акции. Став обладателем государственного «Промстройбанка» еще в начале 90-х, за его продажу в прошлом году Коган выручил весьма внушительные суммы, измеряемые в десятках миллионов долларов. Наверное, можно только радоваться, что дамбу взял в оборот человек, искушенный в финансах. Тем более, говорят, наверху посоветовали после удачных коммерческих сделок потрудиться во благо Отечества. С другой стороны, мы стали свидетелями объективного и закономерного процесса — поглощения мелких банков крупными акулами бизнеса. Во всяком случае, похоже, что с «приобретением» экс-президента «Банкирского дома «Санкт-Петербург» Владимира Когана Росстрой намерен сосредоточить управление всеми финансовыми вливаниями, которые сейчас буквально рекой текут в дамбу, в одних руках. Показательно в этом смысле также увольнение предыдущего начальника петербургской дамбы, главы Дирекции по строительству Комплекса защитных сооружений от наводнений Бориса Пайкина, который, как утверждают некоторые источники, тоже перешел на работу в Москву, но не в Росстрой. Напомним, Борис Пайкин возглавил Северо-Западную дирекцию Госстроя РФ с февраля 2003 г., а до этого трудился в должностях главы администрации Петроградского района и замначальника Северо-Западного управления Росавтодора. Пайкин заявил прессе перед уходом с дамбы, что, мол, покидает ее с «чистой совестью», передавая место более опытным товарищам. Между тем этому предшествовал публичный разнос, который устроила руководству федерального казенного предприятия «Дирекция КЗС Госстроя России» губернатор Валентина Матвиенко. Она осталась недовольна медлительностью строителей и отсутствием видимых результатов их трудов, отметив, что у нее есть большие сомнения относительно того, что стройка находится в надежных руках, а работы над проектом ведутся строго по плану. Смольный пригрозил, что если не увидит конкретных результатов трудов руководства объектом, то это руководство может не рассчитывать на продолжение сотрудничества с городской администрацией. Так оно и вышло. Неукротимый «Моби Дик» С недавних пор строительству дамбы стал мешать конфликт между «Дирекцией КЗС Росстроя» и ООО «Моби Дик» —финской компанией, занимающейся перегрузкой контейнеров на строящейся дамбе. В связи с ускорением строительства КЗС власти дали «Моби Дику» возможность построить новый терминал и определиться с альтернативными подъездами к нему. Потом еще дважды продлевались сроки строительства третьей очереди терминала, затем было достигнуто соглашение, по которому 1 ноября 2006 г. компания должна была освободить площадку под строительство КЗС на срок до 1 апреля 2009 г. Но площадка не была освобождена, а вместо этого руководство «Моби Дика» обратилось в суд. Скандал вышел даже на международный уровень и активно обсуждался, по крайней мере, в финских СМИ. Дело дошло до того, что грузовики «Моби Дика» перегородили дорогу в Кронштадт. Подобная строптивость и нарушение прежних договоренностей вызвали у городских властей если не раздражение, то, по крайней мере, удивление. На Петербургском международном экономическом форуме Валентина Матвиенко повторила свою позицию относительно действий «Моби Дика», который, пытаясь получить дополнительные гарантии по сохранению за собой прав на аренду участка, решился на открытое противостояние с Росстроем и Смольным. Губернатор назвала поведение менеджмента финской компании «неадекватным» и заявила о том, что «Моби Дик» должен был осознавать риски ведения бизнеса в районе дамбы, которая много лет была недостроем. Еще один конфликт на дамбе разгорелся между Смольным и Трестом механизации строительных работ. В Арбитражном суде Петербурга проходит слушание по иску ФКП «Дирекции КЗС Росстроя» против ОАО «ТМСР». Иск касается комплекса по перевалке нефтепродуктов, построенного на причальной территории, арендуемой трестом у гензаказчика КЗС. В Росстрое считают, что перевалочный комплекс кардинально изменил назначение причала и затронул его конструкцию. И все же, несмотря на конфликты, прежние проблемы с финансированием и аппетитами нерадивых чиновников строительство дамбы стронулось с места и, будем надеяться, больше не остановится до своего логического завершения. Дата: 23.07.2007 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 6-7 (101)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||