«Мосты-2007»: что нового?

1 стр. из 1

В Доме молодежи 21–22 июня прошел IV Санкт-Петербургский международный форум «Мир мостов-2007», который собрал более 150 участников из разных городов России, а также мостостроителей из Германии, Италии, Финляндии, Швейцарии. От лица правительства Санкт-Петербурга участников форума приветствовал вице-губернатор А. И. Полукеев, который сказал, что место проведения форума неслучайно: наш город по праву может считаться столицей мостов. Здесь сложились общепризнанные традиции мостостроения. И вот уже в четвертый раз проходит форум мостовиков.

-Идея проводить такой форум зародилась четыре года назад, — сказал нашему корреспонденту один из его организаторов и ведущих, директор ассоциации «Дормост» К. В. Иванов. — Задача вполне понятна: провести отраслевые мероприятия, где могли бы собираться специалисты, обмениваться опытом, знаниями, технологиями. Год от года форум достаточно успешно развивается. Это говорит о том, что проект востребован, специалисты с удовольствием сюда приезжают, и не только из разных городов России — от Москвы до Хабаровска, но и из-за рубежа. Форум вызывает интерес и дает некий информационный импульс. Он имеет для мостовиков в первую очередь важное внутриотраслевое и коммуникационное значение.

В мостостроении — революция

Выступая перед участниками форума, директор Ассоциации мостостроителей (АМОСТ) С. В. Мозолев сказал:
— В последние годы в нашем мостостроении произошли революционные события. В России по-настоящему началось строительство скоростных автодорог. Осуществляются такие крупные проекты, как развитие инфраструктуры Сочи-2014, Москвы (4-е транспортное кольцо, Звенигородский и Ленинградский проспекты), Петербурга (Западный скоростной диаметр и др.). Архитектурно выразительные мосты стали определять имидж наших городов. Например, мост в Серебряном Бору в Москве, вантовый мост через Неву в Петербурге, уникальные мосты-рекордсмены в Сургуте, Ханты-Мансийске и других городах. Проектировщики и строители смело берутся за реализацию таких решений, о которых и не мечтали в России. В строительстве применяются современные технологии пролетных строений, постройка ряда «пешеходников» в Москве. Очень интересна новая технология разворота половинок пролетного строения, которая была применена при строительстве моста у Храма Христа Спасителя в Москве. Пока не превзойден мировой рекорд по длине пролета моста в Сургуте. Достигнуты такие темпы строительства, к которым никто в мире и не приближается. Это вызывает гордость за наше мостостроение.
В продолжение этой темы прозвучали доклады «Проект моста через реку Лена в Республике Саха, Якутия» (О. В. Шишов, НПО «Мостовик», Омск); «Проектирование вантового моста в составе мостового перехода через бухту Золотой Рог во Владивостоке» (И. Е. Колюшев, генеральный директор ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург»); «Архитектурные решения при проектировании вантовых мостов в Санкт-Петербурге» (А. Е. Горюнов, главный архитектор ЗАО «Институт Стройпроект»); «Об особенностях конструкции и технологии строительства путепровода в створе проспекта Александровской фермы в Санкт-Петербурге» (О. Г. Скорик, заместитель генерального директора ЗАО «Институт «Гипростроймост-СПб») и ряд других.

Государственно-частное партнерство

В докладе «Современное состояние отечественного мостостроения. Проблемы и перспективы» заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Мостострой № 6», доцент кафедры «Мосты» Петербургского государственного университета путей сообщения С. В. Чижов подчеркнул, что сегодня в России сложились действительно уникальные возможности для инновационного развития экономики. Это возможно при существенной модернизации транспортной системы государства, которая открывает потенциал для развития инвестиционных проектов в регионах и позволяет реализовать преимущества России как глобального транспортного узла общемировой экономики. Среди тезисов докладчика интерес представляет и такой:
— Анализ организационных моделей, реализуемых в транспортном строительстве в советский период и в настоящее время, открывает возможности для построения наиболее оптимальных схем организации мостостроения. Вместе с тем, при рассмотрении этих моделей становится очевидно, что система организации мостостроения должна быть ориентирована не только на получение прибыли, что является неотъемлемым условием реализации инвестиционных проектов, но и, безусловно, обеспечивать требования по надежности сооружений.
По мнению С. В. Чижова, такая модель может реализоваться в рамках схем государственно-частного партнерства (ГЧП). Оно предполагает снижение издержек на всех этапах жизненного цикла мостовых сооружений, включая проектирование, строительство и эксплуатацию при решении комплекса научно-технических задач на всех этих этапах.
— Перспективы отечественного мостостроения в части востребованности инвестиционных проектов по схемам ГЧП в области модернизации транспортной инфраструктуры России будут зависеть от следующих вопросов: совершенствования концессионного законодательства; проработки финансовых инструментов; принятия форм долгосрочных финансовых гарантий государства; эффективного решения комплекса научно-технических проблем, связанных с точки зрения их потребительских свойств и развитием утилитарной, транспортной и инфраструктурной функций мостовых сооружений, позволяющих повысить их окупаемость при снижении издержек на этапах жизненного цикла сооружений, — таковы выводы докладчика.

Зарубежный опыт и ноу-хау

Большой интерес вызвало сообщение менеджера специальных проектов по маркетингу компании VSL (Швейцария) Руссела Форстера (Russel Forster) «Строительство мостов с члененными строениями». Ноу-хау применено, в частности, при строительстве крупных железнодорожных мостов в Гонконге и заключается в следующем: железобетонные консольные конструкции в готовом виде привозятся на объект и затем монтируются шагающим краном. Компания специально разработала машину, которая передвигает балки и строительные пролеты. Одно из преимуществ строительства мостов с помощью готовых элементов заключается в том, что не нужно перекрывать движение железнодорожного транспорта. В разных странах VSL построила более 105 мостов (6 млн. кв. м мостового покрытия, в общей сложности 154 тыс. сегментов). Нет ни одного одинакового проекта.
— Интересен сам метод работы с использованием в качестве материала железобетона, — поделился впечатлениями от доклада директор ассоциации «Дормост» К. В. Иванов. Наши мостостроители относятся к железобетону несколько скептически в силу традиций, школы, опыта. Но тем не менее мы увидели сегодня прекрасные примеры, как это используется. Эти конструкции, может быть, не столь долговечны, как металлические, но тем не менее это интересно.
Много вопросов вызвало сообщение Франка Шмидта (Frank Schmidt), директора Ассоциации мостовых и дорожных инженеров федеральной земли Берлин-Бранденбург (ФРГ) о мостостроении в Германии и эффективном управлении транспортным строительством.
«Технологии аэродинамической трубы с пограничным слоем в мостостроении» — это тема выступления на форуме директора компании WSP Finland Ltd. Ристо Кивилуома (Risto Kiviluoma). Аэродинамические трубы с пограничным слоем — это устройства, которые наиболее оптимальным образом сдерживают естественную силу ветра. В некоторой степени такие испытания аэродинамической трубы уже использовались при строительстве новых российских канатных висячих мостов, таких как двойной мост через Неву в Санкт-Петербурге и мост в Серебряном Бору в Москве. При этом была применена модель для аэроупругих испытаний. Аэроупругость указывает на то, что модель в масштабе вибрирует в потоке как настоящая структура на ветру. Однако возможность использования технологии испытаний пограничного слоя в мостостроении шире, чем просто испытания больших висячих мостов. Об этом и сообщил докладчик.

Уникальность каждого моста

Во многих выступлениях звучала мысль о том, что каждый мост должен иметь свою уникальность и неповторимость. Этого же сегодня хотят и заказчики.
— Стоит вспомнить об уникальной функции мостовых сооружений, — заявил С. В. Чижов. — Как-то принято считать, что мост выполняет только транспортную функцию: исключительно пропускает грузопотоки. А вот один из первых мостов в России — Великий мост в Новгороде — в X веке являлся торговой зоной, выполняя транспортные функции, к нему приставали пароходы, на нем даже шли кулачные бои. И в этой связи требует анализа и разработки такое научное направление, как повышение потребительских свойств мостовых сооружений, что соответствует принципам технического регулирования.
По-своему продолжил тему многофункциональности, а также эстетического восприятия мостов председатель московской компании «Многопрофильная формирующая авиагруппа» к. т. н. И. А. Иванов. Тема его доклада звучит длинно — «Системы удаленного беспроводного управления и контроля состояния цветодинамического и статичного архитектурно-художественного освещения мостов» — но по сути сводится к тому, что подсветка значительно меняет облик моста. Он построил свои доказательства на примере Крымского моста в Москве. В декабре 2006 г. здесь был осуществлен проект установки нового цветодинамического и архитектурно-художественного освещения элементов конструкции.
— …Почти половина времени ежегодного функционирования мостов приходится на темное время суток, поэтому грамотное и надежное освещение конструкции является существенным фактором в процессе проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации подобных объектов, как с точки зрения обеспечения безопасности пешеходов и водителей, так и гармоничного восприятия сооружения в целом, — считает И. А. Иванов. — Как показывает мировая и отечественная практика последних лет, усилению зрительского восприятия мостов в качестве полноправно и гармонично вписанных в ландшафт архитектурных объектов городской или пригородной инфраструктуры несомненно способствует умелое применение цветодинамического архитектурно-художественного освещения этих объектов в вечернее и ночное время. Грамотно используя технические приемы такого освещения, искусно подбирая цветовую палитру, можно создавать впечатляющие шоу, выделяя мосты в качестве городских достопримечательностей. Я бы даже сказал особых туристических зон, как это делается во всем мире. Уникальность мостов как потенциальных привлекательных объектов для такого рода освещения заключается в их близости к воде. Как в зеркале, может отображаться и переливаться фантастическая палитра из около 16 млн. динамически сменяющих друг друга цветов и оттенков различной яркости и длительности свечения.
Что касается Крымского моста, то здесь, по мнению авторов проекта, впервые в России и в мире были комплексно решены три задачи: первая — беспроводное объединение в сеть всех установленных прожекторов для синхронного управления ими; вторая — дистанционная загрузка и автоматический запуск записанных световых сценариев в соответствии с расписанием для каждого дня недели в будничном и праздничном вариантах; третья — дистанционная по каналу сотовой связи GSM коррекция и оптимизация сценария освещения в режиме реального времени. Причем управление может происходить прямо из офиса заказчика или из единой диспетчерской, а при необходимости из любой стационарной или мобильной точки, вплоть до автомобиля.

Дата: 23.07.2007
Татьяна Хоршева
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (101)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!