Как спасти областные дороги?

1 стр. из 1

Контрольно-счетная палата Ленинградской области рекомендует властям региона свернуть все проекты дорожного строительства, ведущегося на средства областной казны, и сосредоточить свои усилия на капитальном ремонте и текущем содержании автодорожной сети. К такому выводу аудиторы пришли после проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2002–2005 гг. на финансирование дорожного хозяйства Ленобласти.

Аудиторская проверка была плановой, однако, по причине стремительно ухудшающегося состояния автодорожной сети Ленинградской области она получила заметный общественный резонанс. Тем более, что после минувшей зимы масштабы разрушения областных дорог стали прямо-таки катастрофическими. По отзывам старожилов Лужского или Кингисеппского районов, «такого не было даже после войны»…

Собираетесь за город? Сначала купите джип-«внедорожник»!

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Ленинградской области составляет чуть более 11 тыс. км, из которых около 10 тыс. км — это дороги, находящиеся в областной собственности. На сегодняшний день примерно 70% из них требуют незамедлительного ремонта, а 25% находятся в аварийном состоянии. Если в точности придерживаться «буквы закона», то их следует просто-напросто закрыть — до приведения в нормативное состояние…

Одной из причин неудовлетворительного состояния автомобильных дорог, по мнению специалистов КСП, явилось отвлечение средств из областного и федерального бюджетов на новое строительство и реконструкцию автомобильных дорог. За 4 года суммарный прирост протяженности автодорожных маршрутов в Ленинградской области составил всего лишь 85 км. Из них на средства федерального бюджета было построено 46 км дорог, областного — 39 км.

При этом на новое строительство и реконструкцию автодорог из областной казны было выделено 620 млн. руб. — 13% от всех расходов бюджета Ленобласти за 4 года на дорожное хозяйство. Но, как отмечалось выше, этих денег хватило только на 39 км новых автодорог.
В то же время, путем проведения капитального ремонта в нормативное состояние было приведено более 765 км автодорог. На это потребовалось 1 млрд. 200 млн. руб., или 25% от общего объема финансирования дорожного хозяйства за 4 года. Вместе с тем в проверяемом периоде наблюдалась устойчивая тенденция сокращения объемов финансирования работ по капремонту дорог. Так, если в 2002 г. на эти цели было направлено в сопоставимых ценах почти 500 млн. руб., то в 2005 г. — только 280 млн. руб. или 56%.

В среднем на капитальный ремонт региональных автодорог область ежегодно выделяла около 300 млн. руб. Однако, по оценке КСП, эта цифра должна быть как минимум вдвое больше — не менее 700 млн. руб. в год (в сопоставимых ценах). Хотя и этот показатель также занижен, так как переоценка стоимости автомобильных дорог областным комитетом по дорожному хозяйству и транспорту не проводилась с 2003 г.

Таким образом, незначительно увеличив общую протяженность на 0,4%, Ленобласть потеряла как минимум 25% автодорожной сети. Возникает вполне справедливый вывод: наращивание объемов нового строительства в условиях недостатка финансирования неэффективно.
Специалисты КСП проанализировали динамику основных показателей социально-экономического развития региона, сопоставив ее с объемами государственной поддержки дорожной отрасли. Было отмечено, что в течение всего проверяемого периода наблюдался устойчивый рост социально-экономического развития региона.

На основе этих и других данных аудиторы сделали вывод, что протяженность и плотность автомобильных дорог общего пользования в Ленинградской области — с точки зрения удовлетворения потребности региона в пассажирских и грузовых перевозках — является достаточной и не ограничивает социально-экономическое развитие области. Вместе с тем, к концу 2006 г. объемы грузовых перевозок по области сократились более чем на 15% к уровню 2002 г. И одной из причин этого стало именно ухудшение состояния всей дорожной сети Ленинградской области. В первую очередь, региональных и муниципальных дорог.

О фондах дорожных замолвите слово…

На ухудшение состояния дорожной отрасли повлиял ряд объективных факторов. Прежде всего, сокращение финансирования, которое происходит на фоне значительного роста количества зарегистрированных автотранспортных средств как в городе Санкт-Петербурге, так и Ленинградской области. За 4 года количество зарегистрированных автомобилей только в Ленинградской области увеличилось более чем в 1,5 раза и составило более 460 тыс. единиц.
Общий объем средств государственной поддержки, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства Ленинградской области в 2005 г., составил чуть более 1,5 млрд. руб. По отношению к уровню 2002 г. он сократился более чем в 1,5 раза. При этом доля расходов областного бюджета на дорожное хозяйство Ленинградской области за указанный период, без учета средств федерального бюджета, сократилась более чем в 2 раза — с 11% до 5%, а в 2006 г. —до 4%. Для примера, в 1999 г. этот показатель составлял 24,5%.
С учетом финансовой помощи федерального бюджета, доля средств, выделяемых на дорожное хозяйство Ленинградской области, в 2002 г. составляла чуть менее 19%, а к 2006 г. снизилась до 6% (в 1999 г. — 26%). Если в 2002 г. из федерального бюджета на дорожное хозяйство Ленинградской области в сопоставимых ценах было выделено 725 млн. руб., то в 2004 г. сумма государственной поддержки составила только 237 млн. руб.
Проведенным анализом также было установлено, что финансирование дорожного хозяйства не являлось приоритетным направлением использования бюджетных средств, как на федеральном, так и на областном и муниципальном уровнях. Особенно это стало ощутимо в 2005 г. — после отмены закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» и фактического упразднения Территориального дорожного фонда Ленинградской области. Уже в 2005 г. из областного бюджета на развитие дорожного хозяйства Ленинградской области было выделено около 1 млрд. руб., а в 2006 г. — 860 млн. руб.

Область предложит городу поделиться деньгами

Резкое снижение объемов финансирования отрасли происходит на фоне значительного роста количества зарегистрированных автотранспортных средств как в городе Санкт-Петербурге, так и Ленинградской области.
За 4 года количество автомобилей, зарегистрированных только в Ленинградской области, увеличилось более чем в 1,5 раза и составило более 460 тыс. единиц. Всего же в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по состоянию на 1 января 2006 г., было зарегистрировано свыше 1 млн. 800 тыс. автомобилей, что составляет около половины от общего их числа в Северо-Западном регионе.
Фактически дорожную сеть Ленинградской области активно эксплуатируют два финансово самостоятельных субъекта РФ. Но основные доходы от транспортного налога достаются именно городу, где числится более 1,3 млн. автомобилей. Ведь автовладельцы уплачивают этот вид налога по месту государственной регистрации транспортных средств.
Протяженность автодорожной сети Санкт-Петербурга составляет чуть более 3 тыс. км — около 33% от протяженности областных автотрасс. В 2006 г. город профинансировал автодорожное хозяйство в объеме более 20 млрд. руб. (Ленобласть — 1,4 млрд. руб.). Из них только на ремонт городских проспектов и улиц было направлено 4,5 млрд. руб. На 2007 г. финансирование автодорожного комплекса Санкт-Петербурга запланировано в объеме 30 млрд. руб. (области — 3,4 млрд. руб.).
Таким образом, в 2006 г. на 1 км городских автодорог бюджетных средств было выделено в 50 раз больше, чем на 1 км областных. В 2007 г. — в 27 раз меньше.

Помимо транспортного налога, еще одним источником финансирования дорожной отрасли являются акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторное масло. Указанные средства распределяются федеральной казной между субъектами РФ в соответствии с утвержденными нормативами, в рамках закона о федеральном бюджете. При этом в 2005 г. норматив отчислений в бюджет Ленинградской области от уплаты акцизов составлял всего 1%, а для Санкт-Петербурга норматив был установлен в размере 5,3%.
Конечно, столь очевидная несправедливость имеет обоснование: размер нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ зависит от количества зарегистрированных на территории субъекта автотранспортных средств и протяженности автомобильных дорог. Однако данный порядок совершенно не учитывает особенности территориального устройства таких регионов, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, где областные дороги активно эксплуатируются автомобилистами мегаполисов.
На основе полученных данных Контрольно-счетная палата Ленинградской области сделала вполне логичный вывод: в городском бюджете должны предусматриваться средства на долевое участие в содержании и ремонте областных автомобильных дорог. Норматив отчислений акцизов в бюджет Ленинградской области также должен быть пересмотрен.

Наши дороги — не для тех, кто любит скорость

Аудиторская проверка показала и неудовлетворительный уровень работы областного Комитета по дорожному хозяйству и транспорту как органа власти, ответственного за организацию, управление и контроль за деятельностью отрасли в целом. Общий объем бюджетных средств, который, по мнению аудиторов областной КСП, можно было использовать более эффективно, за 4 года составил около 1 млрд. руб., что фактически является годовым лимитом финансирования отрасли.
Контрольно-счетная палата дала свои заключения и по самому значимому критерию — по безопасности дорожного движения на областных автотрассах.

По мнению аудиторов, федеральная программа безопасности дорожного движения носит исключительно декларативный характер, объединяя в себе мероприятия организационного, методологического и научного характера и не содержит ни одного мероприятия, направленного на выполнение конкретных работ, обеспечивающих реальную безопасность на дорогах. Областные же программы, по сути, представляют собой перечни работ по содержанию автомобильных дорог и не содержат мероприятий, направленных непосредственно на ликвидацию мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на областных автодорогах.
Печальная статистика: с 2002 по 2005 гг. на областных автодорогах общего пользования в результате более 4,5 тыс. ДТП пострадало около 7 тыс. человек, из которых 1200 погибли. И при этом на протяжении всего проверяемого периода наблюдался устойчивый рост числа ДТП, не снижалось количество погибших и раненых, возрастала тяжесть последствий.

Основными причинами ДТП явились: неудовлетворительное состояние дорожного покрытия — дефекты и неровности, низкие сцепные качества, отсутствие горизонтальной разметки, освещения, дорожных знаков. Много бед принес и неудовлетворительный уровень зимнего содержания дорог, низкое качество выполнения мероприятий, направленных на борьбу с зимней скользкостью и гололедом.
В ходе проведения аудита эффективности Контрольно-счетной палатой Ленобласти (при участии специалистов Санкт-Петербургского Государственного университета) был организован социологический опрос жителей области, работников автотранспортных и дорожно-строительных предприятий. Мнение пользователей автодорог было однозначным: уровень безопасности на областных трассах не заслуживает даже удовлетворительной оценки…

Подводя итоги, аудиторы Контрольно-счетной палаты Ленинградской области предложили властям региона сосредоточить усилия именно на капитальном ремонте и содержании дорожной сети. И только когда объемов финансирования будет достаточно для поддержания всей существующей сети автодорог области в нормативном состоянии — подготовить программу их дальнейшего развития.

Дата: 23.07.2007
Дмитрий Ежиков
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (101)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!