Как выглядит город будущего?

1 стр. из 1

Трепетное отношение к природе можно смело назвать «визитной карточкой» Швеции, которая во всем, что касается вопросов охраны окружающей среды, лидирует даже среди других стран Скандинавии. И северная природа с ее неброской, утонченной красотой — и золотистыми соснами на красновато-бурых гранитных скалах, и прозрачными водами озер, и зеленью лугов — предстает здесь во всем великолепии, прекрасно уживаясь с развитой экономической инфраструктурой страны. Даже в ближайших пригородах шведской столицы — Стокгольма, лоси и другие обитатели лесных чащоб — отнюдь не редкость.

Не случайно именно шведы не только разработали, но и реализовали на одной из окраин Стокгольма модель «города будущего» — экологически чистого, зеленого, удобного для проживания и, в то же время, отличающегося минимальным воздействием на окружающую среду. Пилотный проект был воплощен в построенном на рубеже XXI в. новом городском районе Хаммарби Шьостад (Hammarby Sjstad), который стал для шведов своего рода эталоном подхода к жилой застройке.

Жилищное строительство на шведский лад

История создания Хаммарби Шьостад может служить примером для любого мегаполиса, власти которого озабочены тем, как превратить захламленные пустыри, свалки и «отжившие свой век» промзоны в ультрасовременные, экологически чистые жилые кварталы. Конечно, это весьма затратная задача — по сравнению, скажем, с набившей оскомину петербуржцам «уплотнительной застройкой». Однако, что ни говори, но шведы умеют «считать деньги» лучше россиян и если уж подвиглись реализовать модель экологически чистого района в Хаммарби, а затем начать тиражировать ее, значит — «игра стоит свеч».

Еще в начале XX в. на месте Хаммарби был самый обычный пригород — дачи, коттеджи, пляжи, где любили отдыхать горожане, небольшие сельскохозяйственные фермы и тому подобное. Но Стокгольм стремительно разрастался, «захватывал» все новые и новые территории, и этот район, расположенный на берегу озера Хаммарби (связанного с проливом Норстрем, через который открывается выход в Ботнический залив и, далее — на просторы Балтики) было решено использовать для сооружения нового портового комплекса.

Из-за перебоев в финансировании уже начавшееся строительство пришлось прервать. Постепенно район превратился в складскую зону, где — наряду со складами различных фирм — на свободных участках стали возникать небольшие полулегальные торговые и производственные предприятия, мастерские, различные производства, которые оставили за собой очень загрязненную почву. Здесь же, в наспех сооруженных лачугах, заброшенных вагончиках-бытовках и ангарах стали селиться люди без определенного места жительства, наркоманы и тому подобные личности. По соседству образовалась одна из крупнейших городских свалок и, вывозя мусор, водители не особо разбирали, валить ли его на землю или прямо в воду… Словом, «чудесный» был район.

В середине 1990-х гг., претендуя на проведение в Швеции очередной Олимпиады, власти — чтобы выделить Стокгольм среди других городов — приняли решение разработать проект зеленого, экологически чистого квартала мегаполисов будущего и реализовать его, построив на территории вышеописанных трущоб Олимпийскую деревню. Несмотря на всю оригинальность и перспективность шведского проекта, право проводить у себя очередные Олимпийские игры досталось другой стране… Но поскольку рано или поздно проблемы так и не ставшей новым портом «свалочно-криминогенной» зоны надо было решать, шведы решили реализовать проект, построив там современный жилой район.

Первым делом все предприятия были переведены на другие территории, нелегальные цеха и мастерские — закрыты, строения — снесены. Затем почва, загрязненная промышленными, химическими и бытовыми отходами, была подвергнута тщательной санитарной обработке: вплоть до выемки отдельных ее участков до скального грунта и утилизации, как особо опасных отходов.

Санобработка территории на паях финансировалась городской казной и инвесторами-застройщиками, заинтересованными в строительстве нового жилья в столице. Стоит отметить, что эти работы были изначально включены в условия конкурсов по выбору генподрядных строительных компаний.

В целом, застройка Хаммарби велась по тщательно продуманному градостроительному плану. При возведении жилых и общественных зданий использовались только экологически чистые строительные материалы. Причем жесткие требования по экологической безопасности предъявлялись не только к отделочным материалам, но и материалам конструкций, стен, перекрытий, фундаментов.

Архитектурный облик, этажность зданий также регламентировались, оставляя, тем не менее, определенную «свободу маневра» фирмам-застройщикам. В результате застройка района получилась достаточно строгой, но не однообразной.

Солнечные батареи — в каждый дом!

«Изюминкой» застройки, как уже отмечалось выше, стала модель экологически чистого города или, как ее еще называют — «Модель Хаммарби». В роли ее разработчиков выступили специалисты Скандинавского энергетического концерна «Фортум» (Fortum), Стокгольмской компании по водоснабжению (Stockholm Vatten) и Муниципального совета Стокгольма (стоит напомнить, что по своему статусу и полномочиям в сфере законодательства этот орган власти, несмотря на приставку «муниципальный», ближе к уровню исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, а не местного самоуправления).

Основные принципы «Модели Хаммарби» заключаются в снижении экологического воздействия новых жилых кварталов на окружающую среду не менее чем на 50% (относительно среднего уровня воздействия районов, построенных до начала 1990-х гг.) за счет создания интегрированной инженерно-технической системы жизнеобеспечения, позволяющей с максимальной пользой утилизировать все отходы.

Например, часть потребляемой «пилотным» районом Хаммарби энергии производится на основе возобновляемых источников, продуктов биогаза и переработки отходов.

На крышах ряда домов установлены солнечные панели — они аккумулируют световую энергию солнца и преобразуют ее в электроэнергию, которая затем используется для подогрева горячей воды. Даже в этой северной стране, где солнце — не такой уж частый гость, солнечные панели на крыше любого из зданий в Хаммарби позволяют обеспечить полугодовую потребность жильцов дома в горячей воде. Энергия, полученная от одного солнечного элемента площадью 1 кв. м, составляет 100 кВт/год.

Летом избытки энергии от солнечных батарей направляются в сеть электроснабжения дома. Зимой, соответственно, панели практически не работают и нехватка энергии покрывается из городской электросети.

Одновременно в жилых домах и общественных зданиях Хаммарби были реализованы энергосберегающие технологии. Это и осветительные приборы с низким потреблением энергии, и автоматизированная компьютерная система управления освещением, отоплением и вентиляцией в зданиях, регулирующая работу этих систем в соответствии с количеством дневного света, качеством воздуха и другими факторами.

Крыши ряда других зданий этого района, напротив, превращены в… лужайки! «Зеленые» крыши специально были покрыты слоем почвы, на которой затем была высажена трава. Сделано это не только для красоты — растения собирают дождевую воду, которая в противном случае стекала бы в канализацию, «добавив работы» очистным станциям. Ведь атмосферные осадки в больших городах отнюдь не безопасны, поскольку они загрязнены и нефтепродуктами (даже в Европе — с ее жесткими требованиями по моторным топливам), и взвесями… Словом, еще одно «пилотное» решение в сфере экологии большого города, реализованное на практике.

В целом, стокам уделено особое внимание. Дождевые воды, талый снег и другие осадки, собираемые уличной канализацией, очищаются в песчаных фильтрах и специально выделенных для этого участках земли и только после этого сбрасывается в близлежащее озеро Хаммарби Сью. Дождевая же вода с близлежащих домов и садов собирается по открытым канавкам в красивый канал, проходит через несколько водоемов, где оседает возможный осадок, а затем — также попадает в озеро.

Для очистки канализационных стоков из жилых домов в Хаммарби Шьостад была построена очистная станция, на которой сейчас тестируется в рабочем режиме ряд новых технологий. По окончании эксперимента специалисты оценят эффективность каждой из этих технологий, и признанная наилучшей впоследствии будет использоваться в штатном режиме для всего района и тиражироваться на другие очистные комплексы.

Также на очистной станции путем гидролиза осадка и органических отходов, получаемых от сточных вод, вырабатывается биогаз (это газ, получаемый из твердых и жидких отходов, городских сточных вод и т. п., но при этом важно подчеркнуть — не имеющий неприятного запаха; в своем составе биогаз содержит до 70% метана). Биогаз используется в качестве топлива для общественного автотранспорта, а также — в газовых плитах на кухнях домов в Хаммарби, частично покрывая потребление природного газа.

Шведы отправили Карлсона в отставку

Культура обращения с отходами — один из тех «китов», на которых покоится экологическое благополучие Швеции. Даже удивительно, что перу именно шведской писательницы Астрид Линдгрен принадлежит такой колоритный персонаж, как Карлсон (который живет на крыше) с его рассуждениями о том, что будто бы лучший мусоропровод — это открытое окно. Сложно сказать, как было раньше, но сейчас полюбившийся нашей детворе весельчак Карлсон очень непопулярен на родине, где его считают «обжорой и лентяем, порочащим образ шведа».

При первом же знакомстве с тем, как организованы сбор, вывоз и утилизация мусора в западноевропейских странах, самым удивительным кажется один очень банальный факт. Население не считает для себя за труд не просто донести мусор до бачков-контейнеров во дворе (увы, для некоторых наших сограждан одно это — небывалый «подвиг»), но и рассортировать его по нескольким группам! В отдельный контейнер жители выносят, скажем, бытовые отходы (остатки пищи, бумажной упаковки, пластика и прочее), в отдельный — стекло, в отдельный — металлические или содержащие металл предметы…

И именно благодаря раздельному сбору отходы удается практически полностью утилизовать. Либо пустить на переплавку и вторичную переработку. Либо сжечь, используя энергию горения для выработки тепловой и электрической энергии, как это делается вот уже более 30 лет на ТЭЦ Hgdalenverket (Хогдаленверкет), принадлежащей скандинавскому энергетическому концерну «Фортум».

Кстати, сжигая около полумиллиона тонн бытовых и 200 тыс. т промышленных отходов, ежегодно собираемых со всего Стокгольма и близлежащих районов, теплоэлектростанция Хогдален вырабатывает до 1 700 ГВт/час тепловой энергии и порядка 450 ГВт/час электроэнергии в год.

Оставив лимузин, пересаживаемся на велосипед

В завершение нужно рассказать об еще одном серьезном источнике загрязнения окружающей среды (особенно — воздуха) в густонаселенных городских районах и о том, как его вредное воздействие удалось нивелировать в Хаммарби Шьостад. Нетрудно догадаться, что речь пойдет о городском транспорте.

С целью оградить жителей от выхлопных газов, продуктов сгорания бензина, шума и других вредных для здоровья факторов, в Хаммарби реализована следующая схема: все транспортные потоки идут по нескольким магистралям как бы «в обход» района и не попадают на внутриквартальные территории. Движение автомобилей по улицам внутри Хаммарби настолько редкое, что их вполне можно было бы назвать «пешеходными»!

Хотя стоит оговориться, что продуманность транспортной инфраструктуры характерна и для других, более старых районов Стокгольма. Транспортные потоки, следующие транзитом через весь город, идут по нескольким основным магистралям, которые частично «упрятаны» в многокилометровые подземные тоннели или, по крайней мере, за счет двухуровневых развязок не пересекаются с обычными улицами. Естественно, скоростной режим на этих магистралях выше, чем на обычных улицах. Но вернемся в Хаммарби…

Именно здесь на улицы Стокгольма вернулся самый экологически чистый вид общественного транспорта — трамвай, от которого шведы было «избавились» еще в середине прошлого века. Трамвай, кстати говоря, очень симпатичный: окрашенным в сине-белые цвета вагонам придана аэродинамическая форма. Кажется, что стокгольмский трамвай — не образно, а в буквальном смысле слова — устремлен в будущее!
На каждой улице также есть специальные дорожки для велосипедистов — как, впрочем, и в других районах Стокгольма, как и во многих других европейских городах… Ведь велосипед — это тоже экологически чистый транспорт, который, как и трамвай, был вытеснен с городских улиц автомобилями, но теперь снова возвращается, чтобы занять достойное место в зеленых, экологически чистых, удобных и приятных для жизни городах будущего.

Остается надеяться, что и Россию это будущее не обойдет стороной…

Дата: 23.07.2007
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (101)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!