Петербургский «Метрострой» приобретает новую проходческую машину

1 стр. из 1

20 июня 2007 г. в Смольном состоялась торжественная церемония подписания контракта между ОАО «Метрострой» (Санкт-Петербург) и известной германской компанией Herrenknecht AG о приобретении проходческого комбайна с грунтопригрузом для строительства наклонных ходов. На церемонии присутствовали вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров, председатель правления концерна Herrenknecht AG Мартин Херренкнехт, а также другие представители руководства компаний, заключающих сделку.

«Заключение контракта с компанией Herrenknecht AG — результат долгой работы наших специалистов с германскими проектировщиками, — комментирует событие Вадим Александров, генеральный директор ОАО «Метрострой». — Петербургские метростроители получат оборудование, которого нет ни у кого в мире. Проходческий комбайн Herrenknecht позволит нам существенно повысить скорость строительства наклонных ходов и уровень механизации строительства. А самое главное — предотвратить осадки поверхности и разрушение рядом стоящих зданий и сооружений».

«Этот комплекс нужен не только петербургским метростроевцам, — отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, — он имеет важнейшее значение для города в целом. Без такого современного, высокопроизводительного оборудования невозможно быстрое и эффективное развитие метрополитена, которое является одной из важнейших задач в сфере совершенствования городской транспортной инфраструктуры. Поэтому правительство Санкт-Петербурга со своей стороны оказывало всемерную поддержку и поздравляет ОАО «Метрострой» и концерн Herrenknecht AG с подписанием этого важнейшего контракта».

Со своей стороны председатель правления концерна Herrenknecht AG Мартин Херренкнехт поблагодарил за высказанную высокую оценку продукции возглавляемой им компании и отметил: «Различное оборудование для подземных и горных работ под маркой Herrenknecht надежно и эффективно работает во многих частях света. Наша техника уже свыше 20 лет известна и в России. Уверен, что и новый проходческий комплекс, который мы изготовим по заказу петербургского ОАО «Метрострой», сможет успешно решать те важные задачи, которые перед ним будут поставлены. Должен отметить, что это уникальная машина, изготовленная специально для метростроения в Санкт-Петербурге и учитывающая особенности и условия проведения работ именно в Северной столице России. Надеемся, что это не последний опыт нашего сотрудничества с российскими предприятиями и, в частности, с петербургским «Метростроем».

«С одной стороны, — сказал Вадим Александров на церемонии подписания контракта, — вроде бы не произошло ничего особенного: одно из многих событий деловой жизни России; но с другой — я не ошибусь, если назову это событие историческим. Для петербургского «Метростроя» с приобретением этого оборудование начнется новая эпоха. Прежде использовавшиеся технологии проходки наклонных ходов — это одно из самых «узких мест» метростроения — особенно в исторической части города. Множество проблем приходилось преодолевать, чтобы не повредить исторические здания, не допустить осадок и пр. А это все — весьма существенные затраты денег и времени. С началом работы проходческого комбайна, договор на изготовление которого мы сегодня подписываем, все эти сложности будут без труда преодолимы».

Новая машина, покупаемая петербургскими метростроевцами, не имеет аналогов в мире. Корпорация Herrenknecht AG —мировой лидер в области в области изготовления оборудования для подземных и горных работ. Именно потому к ней обратились представители петербургского «Метростроя», когда стало ясно, что без приобретения новой техники невозможно решить задачи, стоящие перед петербургскими метростроевцами, — прежде всего выполнение наклонного ходя для станции «Адмиралтейская». С тем чтобы «конфигурация» машины оптимально соответствовала нуждам метростроевцев, разработка принципиальной схемы осуществлялась совместными усилиями специалистов компании Herrenknecht AG и петербургского института «Ленгипротранс».

Объем инвестиций в покупку нового оборудования составляет около 20 млн. евро, срок выполнения заказа — II квартал 2008 г. Для реализации проекта ОАО «Метрострой» возьмет кредит у одного из петербургских банков.

Машина будет доставлена в Санкт-Петербург летом 2008 г., а монтаж щита и пусконаладочные работы займут еще около двух месяцев. Первым важным объектом для нового проходческого комплекса станет строительство станции метро «Адмиралтейская». Далее ОАО «Метрострой» планирует использовать этот комплекс для сооружения наклонных ходов других строящихся станций метрополитена, прежде всего — нового Фрунзенского радиуса. Это и станция на Обводном канале, и станция «Сенная площадь-2», которая войдет в комплекс первого в Санкт-Петербурге трехсоставного пересадочного узла, наряду со станциями «Садовая» и «Сенная площадь-1». Эти точки «приложения сил» новой машины уже определены. Далее же ее планируется использовать на других объектах строительства метрополитена — там, где это будет наиболее эффективно и выгодно.

Наклонный ход станции «Адмиралтейская» будет строиться в историческом центре города (улица Малая Морская, 4). Работы в центре города традиционно сложны, так как важно не только правильно организовать строительную площадку на ограниченном участке земли, но и добиться исключительной точности проходки подземного щита: необходимо полностью исключить возможность возникновения просадки и отклонения машины от заданного маршрута. В противном случае есть опасность для жителей этого густозаселенного района, а также многочисленных памятников истории и архитектуры, находящихся в непосредственной близости от стройки.

В результате долгой совместной работы проектировщиков и специалистов ОАО «Метрострой» удалось решить обе проблемы. Щит имеет три степени корректировки направления проходки уникальное решение по монтажу: понадобится лишь выкопать котлован, который станет стартовой площадкой для комбайна. После окончания проходки котлован станет помещением нового вестибюля станции «Адмиралтейская», в котором будут стоять эскалаторные машины. Следует отметить, что проходка наклонного хода щитом, внутренний диаметр которого9,4 м, позволит разместить 4 эскалаторные ленты, что особенно важно для последующего удобства пассажиров и транспортной инфраструктуры города.

Технологические особенности машины Herrenknecht, приобретаемой ОАО «Метрострой»:
-  скорость механизированной проходки составляет около 10 м в сутки (тогда как при ручной проходке — около 12 м в месяц, не считая подготовительных работ);
-  строительство может вестись под углом в 30о;
-  минимальный радиус прохождения кривой — 400 м;
-  наружный диаметр щита — 10,4 м;
-  внутренний диаметр щита — 9,4 м.

Новые возможности, которые открывает перед петербургскими метростроевцами использование приобретаемой техники, будут сполна использованы на строительстве столь необходимых для города новых станций метро.

Конечно, присутствовавшие на церемонии подписания договора журналисты не удовлетворились рассказом только о новом оборудовании. И вице-губернатору Санкт-Петербурга Александру Вахмистрову, и генеральному директору ОАО «Метрострой» Вадиму Александрову пришлось ответить на ряд вопросов о перспективах развития метростроения в городе.

Вице-губернатор, в частности, отметил, что «с покупкой новой техники, наконец, стало возможно строить реальные планы и определять сроки строительства станции «Адмиралтейская». В настоящее время процесс расселения жильцов демонтируемого дома на Малой Морской ул. идет полным ходом, и до конца 2007 г. должен завершится. Летом 2008 г. будет выполнена проходка наклонного хода. А уже в 2010 г. (если будет такая возможность, то, может быть, и в 2009 г.) станцию планируется открыть для приема пассажиров».

В это же время развернутся широкомасштабные работы на Фрунзенском радиусе от Сенной пл. (станция «Сенная площадь-2») до ул. Белы Куна (станция «Международная»). Первый этап этой работы — станция «Волковская», которую предполагается открыть уже в 2008 г., и сравнительно незначительный промежуток времени она будет конечной. На июнь 2009 г. запланировано в полном объеме задействовать станцию «Звенигородская». С 2008 г. она уже будет действовать как пересадочная, но вход/выход на нее будет с «Пушкинской». Сегодня осуществляется проработка технологии сооружения наклонного хода на «Звенигородскую».

Немало проблем связано и со станцией «Обводный канал». Главная из них — сложности с организацией выхода на поверхность. Но и здесь найдено принципиальное решение, в осуществлении которого, кстати, поможет и новая техника. По предварительным прогнозам станцию можно будет ввести в эксплуатацию к концу 2009 г. Станцию «Международная» планируется построить ориентировочно к 2010 г. В 2011 г. будет открыт второй выход со станции метро «Спортивная» на Васильевский остров. Говорилось и о более отдаленных планах, включая строительство Кольцевой линии, но это пока лишь неопределенные по срокам перспективы.

Сегодня проходку тоннелей для нужд петербургского метростроя ведут 5 щитов. По мнению Вадима Александрова, для решения текущих задач этого вполне достаточно. В том случае, если развитие сети метрополитена пойдет более быстрыми темпами (что возможно только при серьезном увеличении финансирования), возможно и приобретение нового оборудования, пока же такой надобности нет.

В целом же, можно утверждать, что петербургское метростроение, наконец, выходит из кризиса, который был связан с переходом страны к рыночным экономическим отношениям.

Дата: 25.07.2007
Андрей Зюзин
"Федеральный строительный рынок" 5 (62)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!