|
|||||
1 стр. из 1 Распространенное выражение «архитектура — это застывшая музыка» зачастую воспринимается излишне буквально. Незыблемость замшелых форм уместнее сохранять, пожалуй, в памятниках, в то время как жилье приходится всякий раз приспосабливать к изменяющимся житейским обстоятельствам. Концептуально объекты строительства правильнее представлять в динамике реальных событий. Иными словами, архитектура — это такая музыка, гармония которой позволяет замену не только нот, но и самой мелодии. Важно не прогадать с выбором инструментов. Тенденция архитектуры современных усадеб устойчиво меняется от псевдо- замков — символа состоятельности хозяев, к прагматичности и удобству проживания. Ампир, рококо и модерн уступают хай-теку не по причине несовершенства форм или несоответствия моде, а скорее из желания упростить обслуживание дома, сэкономить на быте — оптимизировать эргономику. При этом надежность, долговечность, комфортность — свойства жилья, которые среди прочих, безусловно, более полно отвечают его назначению и не исключают индивидуальных эстетических особенностей. Меняющиеся внешние стороны личной жизни человека — системы коммуникаций, степень технического оснащения быта — с годами дополняются сугубо внутренними: демографическими, возрастными и иными трансформациями семьи. Объекты индивидуального строительства, как раз и навсегда сложившаяся форма, уже не отвечают современным потребностям. Замена же форм — занятие достаточно затратное, хлопотное и небезболезненное. Желание непрерывно улучшать среду обитания — свойство естественное и органичное природе человека. Поэтому жилье с предусмотренными возможностями от заурядного ремонта или санации до перепланировки или реконструкции является не только остро востребованным, но и жизненно необходимым. Задача строителя — заложить в конструкцию здания эти свойства еще на стадии проекта. С позиции инженерных решений эти требования наиболее удачно воплощаются в каркасных конструктивных системах зданий. При этом монолитный железобетонный безригельный каркас в максимальной степени соответствует заявленным задачам как с практической, так и иных сторон зрения. Экологичный, доступный и экономичный материал обеспечивает максимальную долговечность здания, а безригельный каркас дает абсолютную свободу планировки, экономию объема, возможность любой реконструкции, вплоть до пристройки и надстройки помещений. Однако популярность такого решения до последнего времени не состоялась в полной мере из-за низкой технологичности процесса его реализации, хлопотности и, в конечном счете, непредсказуемости результата. К тому же малоэтажное строительство как вид никогда не претендовало на серьезное к себе отношение, поскольку не имело массового и профессионального распространения. Объекты индивидуального строительства, не зависимо от их качества, до последнего времени так и воспринимались мелкими, несерьезными и, сродни хобби, сугубо личными. Однако при осуществлении государственной поддержки массовой малоэтажной застройки меняется отношение как к самим объектам строительства, так и к технологическим и организационным методам их возведения. Поскольку процесс строительства зданий с типовым решением каркаса можно разделить по видам работ, то, сбалансировав их, уровнять по времени технологические процессы и свести строительство зданий к конвейеру, при котором специализированные бригады станут менять друг друга от объекта к объекту. При этом сегмент необходимых ограничений, связанных с типизацией и унификацией, коснется лишь конструктивных решений и технологических приемов возведения каркаса. Монолитный безригельный каркас при его неограниченной многовариантности может остаться единственным общим для всех объектов конструктивным решением. Внешний вид дома, состав ограждающих конструкций и кровли, этажность, внутренняя и внешняя отделка, оснащенность инженерными системами, малые формы и ландшафт территории могут быть в каждом случае индивидуальными. Сегодня, закладывая в проекте возможность гибкой планировки дома, можно минимизировать связанные с его реконструкцией затраты в будущем. Расположение строения на территории участка позволяет прогнозировать возможные направления его развития с внесением в проект упрощенных временных конструкций на соответствующих фасадах, кровле. При этом наряду с удешевлением сам процесс предполагаемой реконструкции становится проще и доступнее, при котором помимо смены внешнего вида возможно изменение и внутреннего пространства. Это качество делает дома с гибкой планировкой квартир более привлекательными также и в инвестиционном отношении. Начало строительства становится возможным при единственном окончательном и неизменяемом решении в проекте — только лишь несущих конструкций здания. Все другие части здания, отделка, инженерное оснащение могут уточняться и изменяться в ходе строительства при непосредственном участии инвестора и на любой стадии. В связи с этим даже изменение объема инвестиций не окажет решающего влияния как на темп, так и на саму возможность строительства. Климатические особенности Сибири и менталитет местных строителей в совокупности с официальными перекосами в сторону полносборного строительства долгое время сдерживали распространение монолитного строительства. Только с установлением рыночных отношений в экономике, осознания необходимости разнообразить новостройки возникла потребность как в самой технологии, так и специальном оборудовании. Импортная оснастка экономически развитых стран-производителей и соответствующие технологические приемы разработаны и в совершенстве соответствуют их собственным условиям применения. Однако при продвижении продукции на наш рынок эти обстоятельства не учитывались или умышленно замалчивались, вводя в заблуждение неискушенных потребителей. При этом преднамеренно выпячивались эффектные свойства опалубки, практически не влияющие на технический результат и не соответствующие назначению опалубки. Скажем, дорогостоящее полимерное, порошковое окрасочное покрытие или горячее оцинкование внутри и снаружи профиля опалубки, преподносимые как «средство Макропулоса», способны лишь временно улучшить внешний вид, однако не в состоянии продлить срок ее жизни. Резкие колебания температур, атмосферные осадки, неизбежность удара и иные механические воздействия, связанные с работой оснастки, да и само присутствие бетона не предполагают долгого сохранения эстетики первоначального вида. Поскольку гарантированно противодействовать адгезии бетона могут лишь смазки на основе масел, а коррозия не успевает снизить срок жизни металлического профиля ввиду существования более экстремальных воздействий в эксплуатации, блестящее и яркое покрытие с насыщенным фирменным цветом имеет скорее рекламный, нежели жизненно важный характер. К тому же обязательное применение смазок, настоятельно рекомендуемое всеми без исключения производителями опалубки, является равной и естественной заменой оцинкования или окраски металла для предотвращения коррозии. Другим заблуждением при рассмотрении мер увеличения долговечности опалубки является применение композитов в качестве формообразующих поверхностей или утолщение ламината фанеры. Замечено, что несоизмеримо чаще дефекты покрытия возникают не от истирания ее поверхности абразивными компонентами бетона, а от сколов, отслоений ламината и коробления шпона вследствие замачивания, температурных колебаний, нарушения правил эксплуатации и вандализма, которым утолщение, высокая твердость или иные превосходные свойства защитной пленки препятствуют не самым эффективным образом. Следующий стереотип — пресловутая легкость опалубки. Вес 1 кв. м опалубки с фанерной палубой без подмостей, элементов крепления и выверки в зависимости от материала, величины воспринимаемой нагрузки и размера щита колеблется от 26 до 80 кг, что само по себе не каждому по силам. При ручной разборке, транспортировке всех элементов в разобранном виде с последующей сборкой экономится лишь время работы крана. Трудозатраты, как и время производства работ, при этом отнюдь не сокращаются. Ручного, как единственного способа перемещения опалубки поэлементно, на практике как правило не происходит. Однако при значительной парусности качающиеся или крутящиеся на стропах крана щиты, превышающие вес человека, могут травмировать или просто смахнуть рабочего с монтажного горизонта. Вследствие этого при работе с краном на одном рабочем месте необходимо присутствие двух-трех человек. С целью снижения влияния ветра на устойчивость легких конструкций при монтаже принято использовать балласт, навешиваемый на крюк грузоподъемного крана. К тому же легкость опалубки обеспечивается главным образом за счет применения профилей из алюминиевых сплавов, что при существующих фактах вандализма проблематично само по себе. Снижение веса за счет облегченния стального профиля и толщины фанеры снижает как величину допустимого давления бетона, так и оборачиваемость опалубки без сокращения трудозатрат при ее использовании, т. е. снижает возможности опалубки и ухудшает качество. Необходимость заведомого утяжеления груза и сомнительная технологическая эффективность названных мер по облегчению конструкции заставляет иначе рассматривать проблему оптимального веса опалубки. засилье крупнощитовых опалубочных систем принижает роль других типов опалубки. Создается впечатление, что, кроме опалубочных систем с палубой из фанеры и композитов, все иные не соответствуют требованию гибкой переналадки и годны лишь для строительства объектов-клонов. Только применив разрекламированные системы к собственным объектам, доверчивый потребитель уясняет, что, оказывается, навязанного ему штатного комплекта уже не достаточно. И для возведения собственных, отличных от азбучных примеров из рекламных буклетов, конструкций, даже не бог весть какого по сложности объекта, необходимо самому изготовить целый ряд элементов с индивидуальными размерами и в кустарном исполнении. Не имея достаточной информации при выборе опалубки и наработавшись самостоятельно, покупатель начинает понимать, что модульность размерного ряда сетки осей и монолитных конструкций не противоречит потребительским и эстетическим достоинствам жилья. Что экономия средств от технологичности возведения и скорости строительства больше, чем от инвестиционной привлекательности замысловатого по выразительности строения. К тому же далеко не все предлагаемые опалубочные системы имеют в стандартной комплектации исчерпывающий состав средств подмащивания. Чаще всего предложения ограничиваются набором навесных рам и съемных (многоразовых) или оставляемых (расходуемых) фирменных кронштейнов. При этом иностранный опыт основан на традиционной исполнительности и дисциплине рабочих при общей высокой культуре производства. Именно эти обстоятельства позволяют исключить травматизм при строительстве в странах-поставщиках оснастки. Изучение в Новосибирске иностранного опыта по месту его происхождения способствовало формированию собственного подхода к концепции опалубки. Наиболее близким, а от того и предпочтительным, оказался французский опыт. Особого внимания при этом заслуживает рассмотрение сложившейся географии его распространения. Главными потребителями наиболее технологичных и технически оснащенных систем традиционно являются экономически развитые страны с высокими показателями стоимости и безопасности труда. Тем же требованиям должна была соответствовать российская система. Результат оправдал ожидания. Одним и тем же комплектом опалубки стало одинаково возможно возведение зданий как с бескаркасной конструктивной системой, так и безригельным или полным каркасом, в том числе и в сборно-монолитном варианте. Теперь не только монолитные стены и перекрытия, но и колонны стали возводиться за один прием. Новые свойства позволили выделить российскую опалубку в отдельный тип. В настоящее время уже два исполнения стальной объемно-переставной универсальной опалубки позволяют максимально облегчить процессы возведения монолитного каркаса здания практически вне зависимости от уровня профессиональной подготовки обслуживающего персонала. Предложенный при этом набор средств подмащивания позволяет минимизировать опасность работы на высоте, упростить строительные процессы, реализовать возможность интенсификации набора прочности бетона и его контроль. Поскольку материал опалубки обладает равными параметрами по теплопроводности и способностью прогрессивного их увеличения с увеличением скорости движения воздуха, тепловая интенсификация набора прочности бетона может быть обес-печена простыми и экономичными способами: конвективным при прогреве бетона от внешних источников через опалубку в тепляках или при термоактивном исполнении опалубки. Возможность применения любого другого из существующих способов при этом не исключается. Кажущаяся массивность и громоздкость опалубки в реальности оказывается сопоставимой по массе 1 кв. м с авторитетными импортными системами с близкими, а порой и меньшими показателями по прочности. А маневренность опалубки до способности вращения укрупненным блоком на месте позволяет производить работы грузоподъемными механизмами даже с ограниченными техническими возможностями. Стесненные условия стройплощадки, как и ограничения сектора перемещения грузов, при этом не становятся теперь определяющими условиями осуществления самого производства. Опыт работы с различными опалубочными системами позволяет констатировать исключительность универсальной объемно-переставной опалубки и ее максимальную адаптацию к местным условиям. Все несущие элементы возводятся в едином технологическом цикле и обладают максимальной степенью монолитности, а следовательно, гарантированной прочностью и долговечностью. Незначительные технологические ограничения применения в серийной комплектации не только не затрудняют назначение сетки осей и размеров сечений конструкций, но порой и уравновешивают тяжеловесно-приземленный консерватизм инженера-конструктора с хаотично-иррациональными парениями архитектора. Опалубка по-прежнему используется в максимально неблагоприятных условиях и при изначально предвзятом негативном отношении и вандализме. И тем не менее даже в существующем не самом лучшем виде она вызывает интерес и востребована профессионально грамотными специалистами. Дата: 16.08.2007 В. Ю. Еранов "СтройПРОФИль" 5 (59)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||