|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Керамогранит попадал в поле внимания маркетингового агентства Symbol-marketing дважды: в октябре 2006 г. и в феврале — апреле 2007 г. (первая и вторая волны мониторинга оптовой торговли керамической плитки Московского региона). Даже на этом коротком временном промежутке аналитики смогли воочию убедиться в динамичности рынка.
В 2006–2007 гг. в Ступинском районе вошли в строй новые заводы итальянских групп — Marazzi и Concorde (Kerama Marazziи Italon). В ближайшие два-три года ожидается открытие в Серпуховском районе российских подразделений турецких компаний Vitra и Kale Group. В 2007 г. планировалось открытие совместного предприятия «Mirage-Кератон», однако и сами сроки, и проект могут быть существенно скорректированы в связи с тем, что компания Mirageвошла в состав Concorde group. Простая арифметика показывает, что при реализации всех заявленных инвестиционных планов в Подмосковье будет ежегодно выпускаться около 25–27 млн. кв. м, что составит почти 40% от прогнозного выпуска искусственного гранита в 2008–2009 гг. Стартовав в Подмосковье в 2001 г. (марка Estima, г. Ногинск), отечественное производство керамогранита быстро переместилось на периферию: в Свердловскую, Челябинскую, Самарскую, Ростовскую и Воронежскую области, а также в Санкт-Петербург. В 2005 г. доля немосковской продукции достигала 80% от общего объема произведенного в России керамогранита. С 2006 г. ситуация начала медленно, но верно, меняться в пользу столичного региона, причем во многом за счет активного вторжения зарубежных производителей. В 2006–2007 гг. в Ступинском районе вошлив строй новые заводы итальянских групп Marazzi и Atlas Concorde (Kerama Marazzi и Italon), в ближайшие два года ожидается открытие заводов в Серпуховском и Ногинском районах (совместное итальяно-российское предприятие «Mirage-Кератон», подразделения турецких компаний Vitra и Kale Group). Таким образом, в ближайшее время в Подмосковье будет ежегодно выпускаться не менее 27 млн. кв. м, что составит почти 40% от прогнозного выпуска искусственного гранита в 2008–2009 гг. Москва является самой крупной общероссийской перевалочной базой не только для местной производимой продукции, но и для товаропотока с западных таможенных терминалов. Число операторов рынка оптовой продажи керамической плитки в Москве, по нашим оценкам, в настоящий момент колеблется в пределах 400–600 игроков. Из них не менее 15% развернули региональные сети из собственных представительств, а также на основе долговременных дилерских соглашений. Наиболее популярные города России, где функционируют представительства московских оптовых компаний, — Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск. Ну и, наконец, не стоит упускать из виду феноменальную емкость московского рынка, которая притягивает всех потенциальных импортеров. Согласно собранным данным, на московском рынке в настоящий момент предлагается порядка 300 марок керамогранита, и эта цифра, скорее всего, не исчерпывает многообразие представленных в столичной торговле товарных знаков. Учитывая все названные и неназванные факторы, можно смело утверждать, что Москва — это наиболее информативный региональный срез общероссийского рынка. Керамогранит теснит традиционную плитку Как показал двухэтапный мониторинг оптовой торговли строительной керамикой, порядка 80–90% компаний работают с керамогранитом, более половины из них имеют смешанный ассортимент, включающий как традиционную плитку, так и керамогранит, и около четверти торгуют только керамогранитом. Основной конкурент российской продукции Китайский керамогранит — наиболее значимый конкурент российской продукции как в средней ценовой нише, так и в формате индустриального материала. Продвижение китайской строительной керамики на российский рынок протекает весьма успешно. Такой вывод можно сделать на основе анализа страновых портфелей московских дистрибьюторов. Если пять-шесть лет назад китайской продукции практически не было в Москве, то за последние три года керамогранит Made in China потеснил даже итальянский, ранее доминировавший на столичном рынке. По данным последнего исследования, китайская продукция фигурирует у трети московских оптовых компаний. Более того, почти 12% дистрибьюторов имеют моноспециализацию на китайской продукции. «Прокитайская» группа операторов — одна из самых молодых на оптовом рынке Москвы: 14 торговых фирм из 36 образовано в последние два года, 12 — в интервале с 2000 г. по 2003 г. Вместе с китайской плиткой на московский рынок через филиалы и представительства вошло несколько дальневосточных операторов (например, «ДВ-Керамик» из Хабаровска и «Пик и К» из Владивостока). Гранитные плиты прибавляют в ширину и длину Одной из тенденций последних лет стало увеличение размеров плит. Даже в течение полугодичного интервала (между двумя волнами исследования) удалось зафиксировать увеличение представленности размера 60х60 см (в наибольшей степени присутствующего в ассортименте китайского, иранского, турецкого, индонезийского керамогранита). В целом доля крупноформатных плит (40х40, 42х42, 30х60, 60х60 см) превысила 60% из всего обследованного в 2007 г.московского ассортимента. Российский керамогранит — это в основном керамогранит среднего формата: 30х30 и 40х40 см. Крупноформатную нишу российские производители начали занимать недавно, но постепенно наращивают размеры производимых керамогранитных плит. Согласно мониторингу открытых источников, выпуск крупных квадратов (60х60 см) освоен на начало 2007 г. почти половиной российских производителей искусственного гранита. Это такие компании, как Estima Ceramica, Kerama Marazzi, «Керамогранитный завод» (Italon™), «Пиастрелла», «КераМир» (Kerabud™), «Стройфарфор» («Шахтинская плитка»™). Цены на керамогранит держатся в узком коридоре Как показал анализ прайс-листов выборочных 50 компаний, основной пул керамогранита, выставленного на оптовую реализацию обследованными компаниями, размещается в ценовых границах от 200 до 1 000 руб./кв. м. Каждая из периферийных ценовых групп (до 200 руб. и свыше 1000 рублей) аккумулирует не более 10% от всех ассортиментных позиций. Если рассматривать цены через призму странового происхождения керамогранита, то можно выделить устойчивые группы стран (кластеры), имеющие схожее ценовое поведение на московском рынке. Наиболее дорого продается в Москве продукция керамогранитных производств Италии, Испании, Чехии, О.А.Э., Англии–Гонконга, Турции и Индонезии. Среднедорогой сегмент заполнен продукцией Турции, Индонезии, Ирана и Англии. Китай лидирует в двух срединных ценовых сегментах — «стандарт-эконом» и «стандарт-премиум». В этих же ценовых сегментах сосредоточена продукция России, Словакии, Польши и Беларуси. Самый дешевый керамогранит, продающийся на рынке Москвы, «родом» из России, Литвы, Польши, Беларуси и Украины. Табл. 1. Страновые кластеры по ценовому поведению керамогранита
Резюмируем фрагментарную картину. Оптовая торговля строительной керамикой Москвы характеризуется продолжающимся приростом количества дистрибьюторов керамогранита и увеличением на рынке количества марок (около 300). Все это свидетельствует о подвижности рынка и привлекательности нового строительного материала, неуклонно расширяющего свои границы. Наиболее популярна на московском рынке керамогранитная продукция из России, Китая, Италии, Польши, Беларуси, Словакии, Турции, Индонезии, Чехии. При этом наибольшее давление на московский и в целом на российский рынок оказывает продукция Китая — мирового лидера керамического производства, с которой напрямую конкурируют молодые отечественные марки искусственного гранита (близкие ценовые ниши и индустриальная ориентация). Основной фронт конкурентной борьбы развернулся в нише наиболее перспективного крупного формата, применяемого, в частности, в фасадных системах. Дата: 16.08.2007 Е. А. Знобищева "СтройПРОФИль" 5 (59)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||