|
|||||
1 стр. из 1 Попытка прояснить сложившуюся ситуацию предпринята в данной статье. Хотелось бы надеяться, что она окажется полезной для заказчика — лица наиболее заинтересованного в качестве кровли. В последние годы отечественная промышленность наладила выпуск наплавляемых материалов, которые по своим характеристикам и качеству сопоставимы с зарубежными, при этом их стоимость в несколько раз ниже. Свойства наплавляемых материалов (мы будем вести речь о них как о наиболее широко используемых) настолько лучше свойств традиционно применяемого рубероида, что в Москве в 1994 г. рубероид запретили использовать для капитального строительства. Изготовители «Техноэласта» или «Изопласта» заявляют о сроке службы этих материалов в 25—30 лет. На самом деле реальный срок службы многих (если не большинства) кровель, выполненных из этих материалов, составляет от года до пяти лет, некоторые кровли текут после первого дождя. Получается, что заявления производителей — блеф? Сертификация завода, производящего «Техноэласт» по международному стандарту ИСО 9002, который регламентирует критерии качества на этапах закупки сырья, производства товара, контроля качества, испытания, поставки и технического обслуживания продукции, ничего не значит? Ничего не значат сертификаты, рекомендации от ЦНИИ-промзданий и ЛенНИИпроекта? Автор статьи считает, что грамотно выполненная кровля с использованием полимерно-битумных материалов при минимальном техническом обслуживании прослужит и 25, и 30 лет, и, возможно, даже 50. Дело в том, что устройство кровли или ее ремонт — это не только материал, используемый для гидроизоляции (глубоко укоренившийся миф — «кровля, выполненная из «Изо-пласта», не течет»), это еще и серьезный комплекс работ. От того, насколько они грамотно, полно и качественно выполнены, зависит (даже в большей степени, чем от используемого материала) надежность и долговечность кровельной системы. Причиной кратковременной жизни гидроизоляции кровли является несоблюдение технологии! Почему в России не соблюдается технология? Ответ неожиданен — ее просто не существует! По крайней мере, ее нет в законченном виде. Имеются только руководства по применению материалов, весьма краткие и не освещающие большинство вопросов, связанных с технологией производства кровельных работ. Ради справедливости необходимо отметить, что соблюдение требований, изложенных в руководствах, позволит добиться существенного увеличения сроков службы кровли по сравнению с реально существующими, т. е. использовать основные ресурсы материала. Однако даже эти рекомендации не выполняются. Почему? Здесь мы подходим к весьма сложному вопросу, связанному с взаимоотношением заказчика, подрядчика и окружающей эти отношения «ауры» (экономическая ситуация в стране, финансовые возможности сторон и пр.). Выводы же достаточно очевидны: 1. В сложившейся экономической ситуации не так-то просто чувствовать себя ХОЗЯИНОМ. Заказчик стремится сэкономить и при этом обычно не представляет последствий этой экономии. С другой стороны, грамотному заказчику в сложившейся ситуации проблематично найти квалифицированного исполнителя. Подрядчик, получив заказ, стремится извлечь максимальную сиюминутную прибыль — использует более дешевые материалы, сокращает состав работ (используя непрофессионализм заказчика) или нанимает низкоквалифицированных непосредственных исполнителей. 2. Вопросами кровли не занимается ни один НИИ, и, как следствие, сохраняется низкий уровень технических решений кровельной системы. Разумеется, отсутствует статистика об отказах кровельных узлов и другая важная техническая информация. 3. Существует дефицит высококлассных непосредственных исполнителей и технических специалистов. Те, кого можно назвать Профессионалами с большой буквы, обычно имеют за плечами стажировку в зарубежных бригадах и организациях. 4. Особый пункт — сметно-нормативная база. Получается, что расходы подрядчика на маркетинг, создание и развитие информационной базы, рекламу, страхование, погашение кредитов, обучение рабочих, социальные программы и пр. ограничены коэффициентами, не учитывающими современные представления о рыночной экономике. Действующие сметные нормативы просто невозможно использовать для составления смет на небольшие объекты. И возникает закономерный вопрос: «А можно ли в России выполнять кровельные работы качественно?» Ответ — да! Как ни странно, существуют фирмы, стремящиеся к европейским стандартам качества и выполняющие качественную кровлю для серьезного заказчика. Таких организаций — считанные единицы. Ясно, что здравый подход к кровле невозможен без здоровой экономики, но уже сейчас можно предпринять некоторые шаги. Автор считает, что серьезную роль в переводе кровельных задач в цивилизованную плоскость могут сыграть производители материалов. Кроме того, в руках производителей имеются реальные финансовые возможности. Напрашивается объединение или союз между производителем, исследовательскими, проектными институтами и подрядными организациями — по сути, восстановление связи «наука — производство». С помощью такого объединения возможно провести реальную сертификацию подрядчиков и рекомендовать их для выполнения работ на особо важных объектах. Другой мощной движущей силой могут стать объединения добросовестных подрядчиков. Они могут противопоставить бездумному ценовому демпингу квалифицированную консультацию заказчика, освещение проблем в СМИ и лоббирование интересов кровельных организаций в государственных структурах. Вышеперечисленные и прочие действия по оздоровлению кровельного бизнеса позволят: • заказчику и конечному потребителю получить надежную кровлю на длительный срок; • подрядчику — иметь надежный и приносящий моральное удовлетворение бизнес (делать работу качественно всегда приятнее); • в государственных масштабах сократить расходы на возведение и ремонт кровель и сократить потери, вызванные протечками. Дата: 12.11.2002 А. Ф. СТАНКЕВИЧ, главный инженер ЗАО «ИзоТЕХ» "СтройПРОФИль" №1
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||