Шинопроводы для поэтажного распределения электроэнергии в административных зданиях

1 стр. из 1

Концепция распределения и передачи электроэнергии низкого напряжения при помощи систем шин в кожухе зародилась в 30-х гг. прошлого века в США и получила название «шинопровод».


В Европе шинопровод применяется уже более чем 50 лет, развиваясь от больших конструкций в тяжелом металлическом кожухе, металлических шкафов с болтовыми креплениями для отводных блоков к полностью закрытым стальным или алюминиевым кожухам с медными или алюминиевыми проводниками, полностью закрытыми отводными блоками с защищенными контактами для максимальной безопасности. В России шинопровод знают с 50-х гг. прошлого века. В наши дни еще можно встретить исправно функционирующие установки шинопроводов типа ШМА, особенно на комбинатах-гигантах.

Рассмотрим новую область применения шинопроводов низкого напряжения — по-этажное вертикальное распределение электроэнергии в административных и офисных зданиях. Говорить о их массовом применении в жилом секторе пока не приходится ввиду их высокой (по сравнению с кабелями) стоимостью. Однако первые и успешные попытки сделаны и на этом поприще: в 2004 г. был установлен шинопровод в здании «Эдельвейс» (Москва, ул. Давыдковская).

Концепция применения шинопровода в вертикальном (поэтажном) распределении такова: в подвальном или техническом этаже установлен ГРЩ здания, от которого питаются ветки шинопровода, уходящие до последнего этажа. На каждом из этажей в шинопроводе предусмотрена установка отводного блока (как правило, на токи 100–400 А), который выполняет роль этажного щита, от него, в свою очередь, питаются посредством кабелей потребители этажа. В отводной блок устанавливаются автоматические выключатели и другая коммутационная аппаратура, как на рейку DIN, так и на монтажную плату. Шинопровод размещается в шахте, которую проектировщики закладывают значительно уже, чем если бы планировалось использовать кабели — ведь шинопровод занимает в 3 раза меньше места. Так как на своем пути шинопровод проходит перекрытия здания, то в зависимости от типа шинопровода (компактный Zucchini SuperCompact, или с шинами, находящимися на расстоянии друг от друга — Zucchini MS, MR), необходимо предусмотреть огнепреградительный барьер, толщина которого равна толщине перекрытия. Он выполняется внутренним (из базальтовых материалов) или внешним. Сам шинопровод является пожаробезопасным, он не горюч и не поддерживает горение, огнестойкость равна 1,5–2 часа (в зависимости от производителя). Барьер нужен для того, чтобы возможный огонь не распространялся на другие этажи из-за образования тяги (эффект печной трубы). Шинопровод крепится к стене специальными кронштейнами подвеса, обычно через каждые 2 м. Необходима также установка подпружиненных кронштейнов подвеса, так как здание, как правило, «дышит», да и сам шинопровод обладает изрядным весом, который пружины кронштейнов и призваны компенсировать. На самом последнем этаже шинопровод заканчивается торцевой заглушкой. Трасс шинопровода в шахте может быть несколько: как правило, один шинопровод выполняет роль основного питания, а другой — аварийного.

Преимущества применения шинопроводов очевидны: пожаробезопасность, легкость и скорость монтажа (в 4 раза быстрее, чем кабель), простота добавления новых потребителей.

Рассмотрим типичные установки на шинопроводах компании Zucchini, выполненные в Москве. Начнем со здания в Романовом переулке. Тут установлены 6 веток шинопровода: 2 — типа MS (160 A), выполняющие роль аварийных стояков и SB (MR) в качестве основных стояков. Это офисное здание, на каждом этаже которого выполнено 9 (!) отводов для питания потребителей. Для арендаторов было очень важно обеспечить бесперебойность электропитания, поэтому протянута дополнительная аварийная ветка.

На улице Правды, 24, — административно-деловой центр «Северное сияние» — установлено 6 веток шинопровода SC номиналом 1600 А для питания 16 этажей. Задача осложнялась тем, что от ГРЩ до стояков предстояло пройти около 60 м горизонтальным шинопроводом и попасть в стояки. Справились!

Проспект Вернадского, вл. 6–8 (метро «Университет») — 2 башни в 11 эт., в каждой из них установлен шинопровод SC 1000 A. Наиболее сложна и интересна была горизонтальная часть — сделан первый в России «тройной» угол!

Сущевский Вал, 18 — установлено 5 веток медного шинопровода SC 1600A. Ветки уходят не только до 22 этажа, но и на отметку «-2»!

Список успешно выполненных объектов можно долго продолжать, описывая различные объекты в регионах России. Однако и приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что шинопроводу в строительстве высотных зданий в России — быть!

Дата: 16.08.2007
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" 5 (59)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!