Роль морского транспорта в освоении шельфа России

1 стр. из 1

Мировые тенденции развития добычи нефти таковы: за последние 6 лет ее рост в целом составил 14%, а морской добычи — 30%. На период до 2015 г. эти тенденции сохранятся — добыча углеводородов с моря вырастет до 40%.

Здесь возникают вопросы — какие рынки будут развиваться, каково будет потребление нефти и нефтепродуктов? Безусловно, основных рынка два — Северной Америки и Азии, которые практически удвоят свое потребление на период до 2020 г. А Российская Федерация и страны Ближнего Востока по-прежнему останутся основными регионами-экспортерами.

Что касается ситуации в России, то сегодня на суше более 75% месторождений уже вовлечены в освоение, их выработанность приближается к 50%, и именно это подталкивает к работам в море.

В Российской Федерации находится примерно 20–25% общемировых ресурсов углеводородов. Но для выполнения показателей «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» добычей с суши мы не обойдемся — необходимо освоение шельфа. В России это в основном шельф дальневосточных и арктических морей — сложная задача, которую нужно решать в комплексе, развивая как сооружения непосредственно для добычи нефти, так и для ее транспортировки.

Ресурсный потенциал шельфа России включает в себя две основных зоны, где сосредоточены углеводороды. Первая — дальневосточная зона, здесь преобладает нефть — более 5 млрд т ресурсов. И Северо-Запад России — Баренцево, Карское и Печорское моря, где преобладают запасы газа. В целом, если говорить о количественной оценке всех ресурсов морей у побережья России, то около 10 млрд т ресурсов — это нефть и около 33–34 трлн м — газ.

Теперь о дальневосточной зоне, в первую очередь, о проекте «Сахалин-1». Он первый не только потому, что он под номером один, а потому, что он первый полностью на сегодня развитый, прошедший стадии разведки и обустройства, и в 2007 г. даст больше 10 млн т нефти в 2007 г. Нефть поступает через пролив на территорию Хабаровского края, на терминал, с которого на 6 км в море выходит специальный трубопровод к выносному устройству. С него осуществляется заправка новых танкеров-пятисоттысячников, которые летом самостоятельно, а зимой в сопровождении двух ледоколов поставляют на рынки продукцию данного проекта. Инвестиции в данный проект превысили $7 млрд, и они продолжаются (уже есть инвестиции во вторую фазу проекта).

Теперь о проекте «Сахалин-2». Он реализуется не только с участием «Роснефти», но и «Газпрома». Уже несколько лет там работает платформа «Моликпак», но пока только в летнем режиме. В настоящее время монтируются еще две платформы. Вторая — на месторождении газа, третья — на месторождении «Лунское». Строится первый в России (один из крупнейших в мире) завод по сжижению газа.
«Газпром» также осуществляет строительство платформы для одного из месторождений в Баренцевом море. «ЛУКОЙЛ» имеет небольшую платформу, действующую на шельфе Балтийского моря.

Таким образом, мы сегодня можем констатировать тот факт, что осуществленные инвестиции в освоение шельфа оцениваются уже не единицами, а десятками миллиардов долларов США. Мы также видим на примере проекта «Сахалин1», как можно полностью комплексно реализовать проект с участием российских компаний, которые принимали значительное участие, — по оценкам, более 60% всей работы для данного проекта было выполнено именно россиянами.

Для того чтобы осуществлять реализацию подобных проектов, безусловно, необходим морской транспорт — для работы на Дальнем Востоке, Северо-Западе и Юге России. К сожалению, мы видим, что Северо-Восток Российской Федерации у нас абсолютно «пустой». Это не значит, что здесь нет ресурсов. Но так сложилось, что не принятые до настоящего времени поправки в действующее и новое законодательство на протяжении последних лет не позволяют выдавать лицензии и определять собственников на определенные участки как в этой зоне, так, впрочем, и во всех остальных — в них просто лицензиаты появились раньше.

Теперь о потребности в добывающих платформах на период до 2020 г. по тем зонам, где мы уверены, что есть ресурсы. Она значительна — потребуется построить 49 платформ и около 200 специальных подводных комплексов на общую сумму почти 2 трлн руб. Это очень значительные инвестиции. Что касается новых судов для развития транспортировки нефти с шельфов ледовых морей России (я говорю здесь только об арктических и дальневосточных морях, без южных), то потребуется 81 судно на общую сумму около 220 млрд руб.
Хочу обратиться к еще одному примеру успешной реализации комплексной логистической схемы, которая построена компанией «Роснефть» и успешно работает на Северо-Западе. Очень важный регион, с большими запасами углеводородного сырья, сконцентрированного в его морской части, а также значительным количеством нераспределенных лицензий.

Реализованная нами схема включает в себя пятимиллионный терминал, построенный в последние несколько лет в Приводино, где забирается нефть с трубопровода, доставляется в Архангельск и после этого транспортируется в Мурманск на большой танкер «Белокаменка», а далее — на европейский и другие рынки. Пока она еще не очень большая — ее пропускная способность составляет 12 млн т, но, учитывая, что здесь также развиваются активы компании «ЛУКОЙЛ» в районе Варандея, есть значительное количество нераспределенных ресурсов, у нее хорошие перспективы.

Если мы посмотрим на доставку сырья из региона Северо-Запада до одного из растущих рынков (Северной Америки), то мы видим, что расстояние от Мурманска (около 4 тыс. морских миль) практически в три раза меньше, чем путь с Ближнего Востока, и при этом из Мурманска можно осуществлять доставку танкерами дедвейтом 300 и более тысяч тонн. То есть развитие здесь морской и континентальной нефтедобычи — просто еще один аргумент в пользу того, что надо развивать в этом регионе все необходимую инфраструктуру. В этой ситуации государствам Ближнего Востока очень тяжело будет конкурировать с российскими поставщиками. А попросту говоря — невозможно. Они лишь будут на остаточных объемах поставлять то, что мы недопоставим.

«Роснефть» — действительно лидер в освоении российского шельфа среди российских компаний, как по количеству запасов, которое нам принадлежит, так и по умению работать, по достигнутым на сегодня результатам. «Роснефти» принадлежит примерно 4,3 млрд т углеводородных ресурсов в разных частях Российской Федерации: на Дальнем Востоке, включая Камчатский шельф; на юге, включая шельфы Азовского и Черного морей, на Каспии.

Что касается деятельности «Роснефти» в Дальневосточном регионе, то мы участвуем здесь в пяти проектах: четырех сахалинских и западно-камчатском. Более 30% запасов в данном регионе принадлежит нашей компании.

Несколько слов о новых проектах в южных регионах. Мы ведем проект на Азовском море вместе с компанией «ЛУКОЙЛ» на паритетных началах. А с компанией из Казахстана «Казмунайгаз» ведутся совместные работы в казахском секторе Каспийского моря. Сегодня мы на Юге России имеем ресурсы на суше и даже реальную добычу, а также ведем работы на шельфе Черного, Азовского и Каспийского морей. Мы имеем завод в Туапсе, мощность которого увеличим в три раза к 2010 г., и строим там же терминал, который позволит увеличить объем перевалки с 10 до 17 млн т.

О потребности «Роснефти» в единицах флота. На ближайшую перспективу нам необходимы 27 судов, на сумму $1,2 млрд, что позволит нам нормально работать по плану во всех портах.

Новые формы кооперации. Жизнь требует от нас более тесной кооперации с моряками, ведь мы, так скажем, нефтяные моряки, и специализация у нас узкая, поэтому потребовалось создание совместного проекта. Он создан с «Совкомфлотом». Мы очень удовлетворены первыми месяцами работы с этой организацией и намерены расширять масштаб этого сотрудничества.

Что сегодня сдерживает развитие работ на шельфе? Первое — это законодательная база. За последние четыре года, как я уже упоминал, ни одной лицензии для работ на шельфе не было выдано. Безусловно, это очень тревожный факт, потому что от начала геологоразведки до получения нефти проходит очень значительный период.

Второй вопрос. Наверное, он адресован правительству и МИДу. Необходимо завершить переговоры по разделу не то что спорных, а скорее проблемных зон: на Черном и Азовском морях с Украиной, на Баренцевом море с Норвегией, есть линия Шеварднадзе-Бейкер в Беринговом море, по которой вопрос тоже нужно решать. Иран пока еще не принял участие в разграничении секторов на Каспии. Понятно, где нефть, там и споры, но их необходимо решать.

Теперь о вопросе налоговых послаблений для тех, кто идет впереди и идет в очень сложные районы. Для Восточной Сибири были приняты соответствующие поправки в Налоговый кодекс и установлен льготный период по выплате налогов. Аналогичная схема обсуждается и по шельфу и не вызывает споров в наших министерствах и ведомствах, однако, решения по ней до настоящего времени нет.

При решении данных вопросов и при той энергии, которая имеется у российских компаний (а я привел примеры только по нескольким из них), в партнерстве с зарубежными компаниями, думаю, что программы, которые намечены, будут выполнены.

По материалам доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Морская деятельность Российской Федерации: ключевые проблемы» (13 июня 2007 г.)

Дата: 22.08.2007
С. М. Богданчиков
"НефтьГазПромышленность" 5 (33)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!