Проблемы изучения и освоения сырьевой базы нефти и газа Северо-Запада России

1 стр. из 1

9–10 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге успешно прошла международная научно-практическая конференция «Проблемы изучения и освоения сырьевой базы нефти и газа Северо-Западного региона России», проводимая старейшим нефтяным геологоразведочным институтом страны — ВНИГРИ. В конференции приняли участие более 75 представителей из 25 организаций, представляющие ведущие научно-исследовательские институты, промышленные предприятия, университеты, нефтегазовые компании России и Швейцарии.

Конференция была посвящена одному из наиболее динамично развивающихся регионов — Северо-Западному, который в последнее время рассматривается в качестве района наращивания добычи УВ и развития нефтетранспортных (транзитных) мощностей, и особенно экспортных направлений, и практически не оценивается с точки зрения рационального использования его внутреннего потенциала. В рассмотренных докладах (более 30 сообщений) был выполнен анализ и представлены методологические подходы и рекомендации по проблемам сырьевого обеспечения ТЭК России, прогнозу добычи нефти и газа, проблеме воспроизводства запасов, вопросам лицензирования, оценки нефтегазового потенциала и его рационального освоения.

Поддержание добычи нефти в РФ в соответствии с уточненной Правительством «Энергетической стратегией России до 2020 г.» возможно только при форсированной подготовке новых запасов, что требует интенсивного проведения геологоразведочных работ и соответствующих затрат. Их объемы должны существенно превышать достигнутые в последние годы в России, когда подготовка новых запасов нефти существенно отставала от объемов добычи.

Одна из основных причин этого заключается в отсутствии скоординированной программы геологоразведочных работ и должного научного сопровождения геологоразведочного процесса, осуществляемого за счет всех источников финансирования.

Направления и объемы геологоразведочных работ не увязаны с прогнозными уровнями потребления минерально-сырьевых ресурсов, пространственно-временной структурой востребованности страной минерального сырья. Определение видов и объемов геологоразведочных работ зачастую проводится исходя из общего представления о стадийности геологоразведочного процесса, субъективных интересов участников и их лоббистских возможностей, зачастую сиюминутных интересов. Вместе с тем, планирование видов и объемов геологоразведочных работ на любое полезное ископаемое должно быть увязано не только с ожидаемыми потребностями хозяйства, но и их пространственно-временной структурой, учитывающей, в частности, возможности существующей и планируемой транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и т.п.

Отсутствует согласованность программ геологоразведочных работ, проводимых за счет всех источников финансирования — государственного и местных бюджетов, средств инвесторов. В настоящее время их координация носит формальный характер, отсутствует реальная оценка решаемых в рамках различных программ задач — как краткосрочных, так и стратегических.

Участники конференции отметили, что одной из первоочередных задач государственного управления фондом недр является координация геологоразведочного процесса в пределах нефтегазоносных бассейнов. Это позволит, в частности:
 -  повысить эффективность ГРР на нераспределенном фонде недр за счет предварительной оценки рентабельности освоения новых объектов, исходя из ресурсной базы, конъюнктурной позиции сырья, условий разработки, возможностей транспортной инфраструктуры. Такой подход обеспечит подготовку новых высоколиквидных объектов к лицензированию и повысит эффективность инвестиций федерального и регионального бюджетов в развитие минерально-сырьевой базы углеводородного сырья;
 -  обеспечить координацию геологоразведочного процесса за счет всех источников финансирования — государственного и местных бюджетов, средств инвесторов — в пределах целостных центров нефтегазодобычи, увязанных с возможностями существующей и планируемой транспортной инфраструктуры;
 -  снизить для недропользователей стоимость освоения месторождений и повысить эффективность инвестиционных проектов за счет распределения расходов по созданию транспортной инфраструктуры;
 -  повысить инвестиционную привлекательность территорий за счет опережающей подготовки необходимых для обустройства месторождений источников песчано-гравийных смесей, бутового камня, качественных питьевых вод, лицензирование которых проводится на уровне субъекта федерации.
 
Ресурсная база УВ территории СЗФО, сосредоточенная главным образом в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Республика Коми — РК, Ненецкий автономный округ — НАО) и на прилегающей акватории, обеспечивает рост добычи углеводородного сырья и дальнейшую ее стабилизацию на длительную перспективу.

Долгосрочная устойчивая добыча нефти и газа в регионе невозможна без постоянного воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазового комплекса, создания новых центров нефтегазодобычи, в первую очередь, в северной части Тимано-Печорской провинции (НАО) и примыкающей акватории Печорского моря.

Освоение ресурсов УВ Северо-Запада РФ требует больших объемов финансирования. Объемов инвестиций, планируемых компаниями, явно недостаточно для планомерного и динамичного освоения региона.

При проведении ГРР и освоении месторождений нефти и газа необходимо широкое применение передовых технологий, технических средств и методических приемов, разработка и внедрение которых силами институтов, федеральных и региональных научно-производственных организаций, недропользователей позволит существенно повысить эффективность ГРР и добиться заметного увеличения извлечения нефти из разрабатываемых залежей, особенно с трудноизвлекаемыми запасами.

На конференции было принято решение, отражающее позиции участников и высказанные ими предложения по эффективному изучению и освоению углеводородного потенциала Северо-Западного региона России.

Решение конференции
1.  Одобрить изложенные в докладах научных и производственных организаций принципы формирования и основные показатели программ геологоразведочных работ, воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазового комплекса и лицензирования недр.
2.  Просить нефтедобывающие компании определить и представить объемы добычи УВС, включая продукцию, добываемую за счет применения МУН, на среднесрочную и долгосрочную перспективу и предоставить информацию в профильные научно-исследовательские организации с целью учета интересов компаний при составлении долгосрочных программ изучения.
3.  Рекомендовать Минтрансу РФ, «Транснефти» организовать подготовку целевой программы развития транспортной инфраструктуры СЗФО на период до 2030 г., включая экспортное направление для определения путей развития ТЭКа и направлений подготовки сырьевой базы.
4.  Просить МПР и Роснедра организовать проведение региональных сейсморазведочных работ в зоне сочленения суши и моря Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с целью возможного прослеживания продолжения линейных тектонических структур в море и определения на них направлений геологоразведочных работ и лицензирования.
5.  Для подготовки новых направлений геологоразведочных работ на территории С.-З. региона и перевода ресурсов низких категорий в более высокие (надежные), снижения первичных геологических рисков и проведения эффективной политики недропользования, обеспечивающей проведение последующих ГРР, считать необходимым возобновить и увеличить объемы региональных работ за счет государственного финансирования.
6.  В силу довольно низких показателей экономической эффективности освоения перспективных объектов на шельфе Печорского моря и необходимости разделения затрат и группирования месторождений при освоении предусмотреть возможность укрупнения участков геологического изучения, а также льготного режима налогообложения предприятий, проводящих работы за собственные средства.
7.  Просить Роснедра и МПР для рационального размещения объемов региональных ГРР и ГРР, проводимых компаниями, пре­дусмотреть в планах работ оценку ресурсного потенциала региона с точки зрения современных представлений (включая неантиклинальные объекты и новые зоны нефтегазонакопления) институтами ВНИГРИ и ИГиРГИ в период 2008–2020 гг. и проводить трехлетний мониторинг состояния ресурсной базы УВ.
С целью обеспечения энергетической безопасности регионов СЗФО рекомендовать:
8.  Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ совместно с экспертной группой по эффективному использованию энергоресурсов и энергетической безопасности Координационного совета при полномочном представителе Президента России в СЗФО рассмотреть целесообразность создания новых нефтеперерабатывающих производств на территории СЗФО.
9.  Минприроды и Минпромэнерго России при разработке программных документов освоения нефтегазовых ресурсов СЗФО конкретизировать мероприятия по повышению роли добываемой на территории и акватории СЗФО нефти в обеспечении энергетической безопасности региона и страны.

Дата: 22.08.2007
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 5 (33)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!