|
|||||
1 стр. из 1 Divide and dominate — исторически эффективный принцип «Разделяй и властвуй» как методологический подход вполне может быть применим к решению задачи освоения углеводородного потенциала морской периферии России. Россию в принципе можно считать самым большим в мире полуостровом, с севера и востока полностью, с юга и запада — частично окруженного водой. Морская периферия полуострова Россия — это акватории 4 внутренних и 10 окраинных морей, омывающих ее территорию, Северного Ледовитого и Тихого океанов в рамках ее исключительной экономической зоны. Площадь морской периферии России — свыше 6 млн км — составляет 21% площади шельфа Мирового океана, а площадь ее нефтегазоперспективных акваторий — 4,2 млн км — сопоставима с площадью нефтегазоперспективных территорий России. Суммарный объем извлекаемых морских ресурсов углеводородного сырья (УВС) России оценивается значением порядка 100 млрд т н.э. Этот гигантский, но пока минимально задействованный морской потенциал принято рассматривать как самый значительный неосвоенный резерв УВС на планете. Слабо разведанный (по жидким УВ — 3,7%, по газу — 7,5 %) и довольно приблизительно оцененный морской потенциал УВС России неравномерно распределен по обширнейшей площади омывающих ее акваторий. Рациональное планирование и эффективная организация его освоения возможны лишь на основе его предварительного разделения, т.е. всесторонне взвешенной дифференциации. Прежде всего, это традиционная дифференциация морских ресурсов УВС по площади в рамках разноранговых элементов нефтегеологического районирования с прогнозной оценкой плотности распределения, фазовой структуры ресурсов и выделением в разной степени перспективных (высоко-, средне-, мало-) и бесперспективных акваторий, в пределах которых сосредоточены ресурсы соответствующих категорий. Далее — необходимо дифференцировать морские ресурсы УВС по комплексу условий их освоения, основными из которых являются правовые, технико-технологические и экономические. Условия освоения В пределах морских акваторий основными международными правовыми зонами реализации национальных юрисдикций приморских государств, отмеряемыми от исходных линий (они соединяют крайние точки побережий, спрямляя береговую линию), являются следующие. Внутренние морские воды и территориальное море — зона полного суверенитета приморских государств. Внутренние морские воды (заливы, губы, бухты, лиманы и проливы) занимают пространство в сторону берега от исходных линий. Территориальное море соответствует прибрежной акватории шириной 12 морских миль (22 км), отсчитываемых от исходных линий; внешняя граница территориального моря является границей приморского государства, за которой начинаются международные морские воды. Континентальный шельф в соответствии со ст. 76 «Конвенции по морскому праву» ООН (1982 г.) включает морское дно и недра акваторий, простирающихся за пределы территориального моря на всем его протяжении вплоть до внешней границы подводной окраины континента. Это — шельф (континентальная отмель), континентальный склон и континентальное подножие, внешняя граница которого с глубоководной абиссальной котловиной является внешней границей подводной окраины континента. Приморское государство может расширить свою экономическую зону за пределы 200 миль, но в границах подводной окраины континента, на расстояние до 350 миль (648 км) от исходных линий. Понятия «исключительная экономическая зона» и «континентальный шельф» на большей части площади российских акваторий пространственно совпадают. Исключение здесь составляют та часть экономической зоны в рамках 200 миль, которая включает глубоководные области за пределами континентального шельфа, и два анклава — в тех частях континентального шельфа Баренцева моря и глубоководной впадины Охотского моря, которые не перекрываются 200-мильной зоной. Таким образом, в пределах морской периферии России в соответствии с международным морским правом выделяются несколько категорий акваторий и, соответственно, ресурсов УВС в их пределах (рис. 1). Нефтегазоперспективные акватории внутренних морских вод и территориального моря суммарной площадью 0,5 млн км являются зоной совместной юрисдикции Федерации и ее приморских субъектов; платежи за недропользование распределяются между Федерацией и ее субъектами на основании законов «О недрах» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в соответствии с двухсторонними договорами. Эта прибрежная часть морской периферии России не входит в пространство исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а является сопредельной им и содержит наиболее доступные морские ресурсы УВС, размещенные на минимальном удалении от берега. За пределами территориального моря акватории находятся под исключительной юрисдикцией Федерации: площадь нефтегазоперспективных акваторий в границах 200-мильной зоны собственно континентального шельфа составляет 3,4 млн км, глубоководной области окраины континента — 0,3 млн км. Исключительная экономическая зона России граничит с аналогичными зонами соседних приморских государств, а также с пространствами Северного Ледовитого и Тихого океанов, имеющими международный статус, что обуславливает необходимость правового и согласованного обоснования границ этой зоны. Акватории только 5 из 14 омывающих территорию России морей целиком находятся под ее юрисдикцией. В остальных существуют проблемы делимитации водного пространства и минеральных ресурсов недр с 10 сопредельными государствами. Одной из основных причин возникновения проблем делимитации является то, что в международном морском праве нет жестко детерминированных принципов разграничения водного пространства. Россия еще со времен СССР (1926 г.) придерживается секториального принципа делимитации — вдоль линии меридиана, в т.ч. и в Баренцевом море. Но Норвегия с 1970 г. настаивает на медианном, или срединном принципе разграничения акватории Баренцева моря по линии, равноудаленной от крайних точек территорий сопредельных государств, включая островную сушу. При этом норвежская сторона использует в качестве опорной базы разграничения о. Шпицберген, что является нарушением Парижского договора 1920 г., определившего особый международный статус этого острова. Возникшая таким образом зона спорной юрисдикции в Баренцевом море между двумя принципиально различными линиями делимитации имеет нефтегазоперспективную площадь 153,6 тыс. км, а ее суммарные извлекаемые ресурсы превышают 6 млрд т н.э. Это примерно четверть нефтегазоперспективной площади и суммарных извлекаемых ресурсов безусловно российской части Баренцева моря; ресурсный потенциал зоны спорной юрисдикции превышает суммарные ресурсы УВС Норвежского моря и безусловно норвежской части Баренцева моря в 1,3 раза. Следовательно, Российской Федерации при освоении ресурсов УВС своей морской периферии необходимо тем или иным образом иметь дело с 21им приморским субъектом в 5-ти ее федеральных округах (внутренние морские воды и территориальное море), с 10-ю сопредельными государствами (приграничные акватории) и мировым сообществам государств (подводная окраина континента за пределами ее 200-мильной исключительной экономической зоны). По технико-технологическим условиям морские ресурсы УВС России можно разделить на технически доступные и технически недоступные для освоения. Анализ показывает, что в настоящее время поиски и разведка месторождений УВ могут проводиться в любых природно-климатических условиях шельфа в силу возможности сезонного проведения поисково-разведочного бурения — в межледовый период. Что касается их разработки, то в суровых ледовых условиях арктических морей существующие и проектируемые в России и за рубежом технические средства позволяют ее осуществлять лишь на глубинах моря до 50 м (по данным ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова). При больших глубинах во льдах значительной толщины надводные эксплуатационные основания должны обладать огромными массо-габаритными размерами, что исключает их транспортировку на месторождения, а, учитывая отсутствие в России глубоководных бухт, строительство таких сооружений на существующих отечественных верфях практически неосуществимо. Применение же подводно-подледных комплексов на глубинах моря свыше 50 м в настоящее время проблематично в силу того, что данные технологии пока находятся на стадии проектных исследований и не имеют опытного подтверждения технической надежности и экологической безопасности. Поэтому ресурсы УВС арктических акваторий, находящиеся на глубинах моря свыше 50 м, в настоящее время следует считать технически недоступными. По экспертной оценке ВНИГРИ, технически доступные ресурсы нефти отечественных акваторий составляют около 7,5 млрд т, или 55% от величины ее начальных извлекаемых ресурсов, газа — 42 трлн м или около половины его ресурсов. Эти оценки не являются неизменными, так как техническая доступность непосредственно связана с состоянием научно-технического прогресса, и по мере его развития величина технически недоступных ресурсов будет неуклонно снижаться. Кроме того, с 1978 г. наблюдается активный процесс таяния льдов, темпы которого в последнее время возросли. Не исключено, что к 2070 г. в Арктике растает весь лед и, следовательно, ресурсы УВС этого региона могут стать технически доступными для освоения в полном объеме. По экономическим условиям все технически доступные ресурсы следует разделить на рентабельные и нерентабельные для освоения. Учитывая требования новой Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов (вступит в силу с 01.01.2009), в качестве критерия рентабельности ресурсов акваторий, включая запасы открытых месторождений, выступает показатель внутренней нормы рентабельности (ВНР). Промышленно-значимые запасы углеводородов имеют значения внутренней нормы рентабельности более 10%. По предварительным результатам экономической оценки рентабельные ресурсы нефти акваторий России составляют около 40% от общей величины ее технически доступных ресурсов, газа — около 60%. Следует отметить, что результаты экономической оценки достаточно динамично меняются во времени, поскольку зависят от заложенных в расчеты цен на нефть и газ, используемой информационно-нормативной базы, а также от выбранных критериев оценки (ВНР с учетом или без учета риска). Изменение данных параметров повлечет за собой увеличение или, напротив, снижение величины рентабельных ресурсов УВС. По совокупности правовых, технико-технологических, экономических условий изучения и освоения ресурсов УВС, содержащихся в недрах морской периферии России, ее можно разделить на три надрегиональных элемента — внешнюю, центральную и внутреннюю зоны. Внешняя зона морской периферии России — это подводная окраина континента за пределами континентального шельфа и 200-мильной зоны. Она содержит ресурсы, весьма проблематичные с точки зрения их геологической обоснованности, технической доступности и правовой обеспеченности. Изучение их, необходимое для обоснования возможности расширения экономической зоны России в Северном Ледовитом океане, с точки зрения обозримой перспективы их освоения не является экономически обусловленным. Центральная зона — это континентальный шельф, находящийся под юрисдикцией Федерации в соответствии с законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Она содержит технически доступные, в т.ч. рентабельные, и технически недоступные для освоения ресурсы УВС. Возможности и районы освоения ресурсов этой наиболее обширной зоны морской периферии России должны быть только экономически обусловленными. Приграничные акватории в рамках центральной зоны содержат потенциально проблематичные ресурсы УВС. Проблематичность их изучения и освоения обусловлена нерешенностью проблемы делимитации водного пространства и ресурсов морских недр. Острота и перспективы решения проблем делимитации в каждом конкретном случае различны, но в любом случае для укрепления позиций России следует: 1) выработать единый подход к решению проблем делимитации с опорой на международное морское право; 2) максимально точным образом оценить минеральные ресурсы в районах делимитации, потребности и возможности России в их освоении; 3) обеспечить регулярное присутствие России в районах делимитации в любых возможных формах — от проведения научно-исследовательских работ до разработки месторождений. Для выполнения трех вышеобозначенных условий целесообразно выделение особой категории акваторий — приграничных, — прилегающих к линиям делимитации с российской стороны. Ширина и площадь приграничных акваторий в каждом море окажутся различными, и одним из возможных критериев определения их параметров будет ресурсная оценка их недр. Выделение приграничных акваторий в особую категорию может способствовать выработке единого подхода к переговорному процессу и более успешному для России его завершению. Ведение работ в приграничных акваториях может быть обусловлено как сугубо экономическими обстоятельствами, так и внеэкономическими — для обеспечения интересов России и утверждения ее, в конечном счете, в качестве морской нефтегазодобывающей державы. Внутренняя зона содержит наиболее доступные для освоения ресурсы УВС морской периферии России. Прежде всего, это ресурсы акваторий внутренних морских вод и территориального моря. Доступность морских ресурсов определяется не только минимальным удалением от берега, но и минимальными глубинами моря. Недропользователи при выборе объектов разработки ориентируется, прежде всего, на техническую доступность и уровень рентабельности освоения морских месторождений. Анализ действующих и подготавливаемых проектов освоения морских ресурсов УВС России позволяет обозначить следующие закономерности и тенденции: Преимущество внутренней зоны заключается в том, что практически все ресурсы УВ в ее пределах технически доступны, а способы и технологии их освоения гораздо более разнообразны (освоение может вестись с берега, с острова — естественного или искусственного, с моря, а также комбинированием разных способов), и в целом менее дорогостоящи по сравнению с глубоководными и удаленными от берега районами акваторий, что существенно повышает уровень рентабельности их освоения. В пределах внутренней зоны на небольших глубинах моря и вблизи берега уже выявлены крупные, гигантские и уникальные месторождения нефти и газа, и нет никаких оснований полагать, что они исчерпывают весь ресурсный потенциал этой зоны относительной доступности. Расположенное на значительном расстоянии от берега (560 км) и на больших глубинах моря (279–380 м) Штокмановское месторождение — это гигантский инвестиционный проект, оцениваемый в десятки миллиардов долларов. Для его освоения необходимо создание международного консорциума, разработка и использование уникальных технологий, поэтому не случайно, что этот проект до сих пор не достиг стадии реализации, хотя в меняющихся формах существует почти двадцать лет со времени открытия Штокмановского месторождения в 1988 г. Основными факторами выделения внутренней зоны являются: Для каждого из региональных элементов морской периферии России — морей и океанов — соотношение дифференцированных составляющих ресурсного потенциала УВС, т.е. категорий ресурсов, будут отличаться, и эти различия, следует учитывать при планировании его изучения и освоения. Окончание — в следующем номере Дата: 22.08.2007 Ю. Н. Новиков, Л. В. Калист "НефтьГазПромышленность" 5 (33)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||