«Наш главный приоритет — строительство жилья», — считает губернатор Валентина Матвиенко

1 стр. из 1

С приходом Валентины Матвиенко на пост губернатора строительная отрасль в нашем городе получила второе дыхание. Примерно 2/3 всего своего недавнего Послания Законодательному Собранию Санкт-Петербурга губернатор посвятила вопросам строительного комплекса и решению жилищной проблемы. А это значит, что в ближайшие годы петербургским строителям скучать не придется. Об этом и другом наш разговор с главой исполнительной власти Северной столицы.

— Валентина Ивановна, Вы не раз говорили, что главный приоритет  исполнительной власти — это решение жилищной проблемы …

— Для Петербурга сегодня важно развивать все стороны жизни. Вместе с тем, действительно, главное наше направление — это жилищные вопросы. Именно  жилищная сфера является сейчас для нас приоритетной. Совсем недавно правительство города приняло Концепцию жилищной политики на 2007–2011 годы. Это помимо всего реновация кварталов первых массовых серий. Нам необходимо в ближайшие несколько лет полностью ликвидировать аварийный и ветхий фонд (более миллиона квадратных метров), расселить «коммуналки», которые составляют 10% всего жилищного фонда города, построить 10 млн. кв. м нового доступного жилья, а также решить проблемы тех, кто проживает в общежитиях.

— На одном из последних заседаний правительства Петербурга, на котором была принята долгосрочная жилищная программа, Вы сказали «нет» уплотнительной застройке. Это так?

— В прямом, «негативном» значении этого термина, безусловно. Мы завершим строительство по тем адресам, которые были утверждены ранее правительством города. А что касается новых, то я запретила вносить какие-либо решения на заседания правительства, если по ним есть обоснованные возражения граждан. На правительстве больше не будет утверждено ни одно «пятно» под застройку, ни один проект здания без приложенного к нему протокола общественных слушаний жильцов этого микрорайона с их одобрением проекта. Мы просто не имеем права не считаться с мнением горожан.  Мы создали рабочую группу под руководством вице-губернатора Александра Ивановича Вахмистрова. Ей дано задание — до конца этого года по каждому адресу «уплотнительной застройки» принять соответствующее решение.  Я дала поручения и руководителям Комитета по строительству, которые постараются не допускать агрессивного поведения строительных компаний.

Что касается нового строительства внутри существующих  жилых кварталов, то оно будет вестись в очень ограниченном количестве и лишь в тех местах, где это действительно удобно и возможно. Мы в последнее время выставили на торги огромные территории под новую жилищную застройку, поэтому тема «уплотнительной застройки» исчезает постепенно сама по себе и становится просто неактуальной.

— Впервые в Петербурге созданы все предпосылки для того, чтобы построить первый настоящий небоскреб на правом берегу Невы — «Охта-центр». Есть первоклассные архитекторы с мировым именем, есть строительные мощности и технологии, компания «Газпром» совместно с городом готова профинансировать проект 21 века. Нет только общественного согласия... Что Вы скажете по этому поводу, Валентина Ивановна? Ведь Вы один из инициаторов и активных сторонников этого проекта.

— Да, «Охта-центр» — это проект, который может принести городу миллиардные прибыли и сделать его облик более современным. Тому, что есть с ним «несогласные», несколько причин. Во-первых, все новое часто подсознательно вызывает отторжение. Кроме того, есть и те, кто намеренно нагнетает страсти, преследуя свои интересы, так поступают, к сожалению, и некоторые политики.

Мы, как и раньше, будем продолжать вместе с компанией «Газпром»  совершенно открыто и подробно, как с помощью электронных СМИ, так и в печати, рассказывать петербуржцам, что и как мы планируем делать на Охте. Мы показываем все преимущества того, что в Петербурге, помимо представительства одной из крупнейших компаний мира, появятся новые спортивные площадки и зоны отдыха. Нужно объяснять людям, почему «Охта-центр» — это хорошо для Петербурга, почему нужно строить новый комплекс, способный «вытянуть» весь район.

Есть мнение, что небоскреб выпадает из высотного регламента и ломает «небесную линию» исторического центра города. Но место будущего строительства — вне исторического центра, это подтверждают все картографические планы. Специалисты считают, что прозрачный кристалл «Охта-центра» способен испортить линию города значительно меньше, чем, допустим, стоящие во множестве заводские трубы.

Мы будем работать, убеждать горожан в необходимости строительства «Охта-центра». Я уверена, что в конечном счете нам удастся добиться поддержки петербуржцев, которые хотели бы видеть свой город современным и динамично развивающимся.

— Петербург — город уникальных, бесценных памятников истории и культуры. У государства зачастую не хватает средств на их содержание.  Вы являетесь активным сторонником передачи многих петербургских исторических памятников, находящихся сегодня в ведении федеральных структур — Министерства культуры, Минобороны и т.д., — в собственность города. Часть из них уже передана в ведение Петербурга. Как идет сейчас этот процесс?

—  Не важно, кто собственник здания-памятника, главное, чтобы это был хозяин, чтобы здание не разрушалось, а было наполнено жизнью. У федеральных ведомств в ведении находятся сотни объектов во многих субъектах федерации, и до всех им просто физически не «дотянуться». Мы подали в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом список из 600 федеральных памятников, находящихся в Петербурге, с просьбой передать их в ведение города.

Мы понимаем, что берем на себя огромную ответственность,  а вместе с ней получаем и большую «головную боль». Нужно искать инвесторов, вырабатывать порядок и условия передачи зданий. Но если этого не делать, то большинство федеральных памятников вскоре просто разрушатся.  Надеюсь, что в случае, если нам передадут эти федеральные объекты на баланс, то за несколько лет, в том числе с помощью частных инвесторов, мы сможем привести в порядок многие памятники архитектуры.

Мы с каждым годом выделяем все больше средств из городского бюджета на сохранение памятников, в этом году, например, на ремонтно-реставрационные работы выделено более 3 млрд. рублей, что втрое превышает объемы финансирования прошлого года. Эта сумма, кстати, значительно превышает и средства, направленные на эти цели из федерального бюджета.

— В Петербурге дан старт многим крупным инвестиционным, строительным и инфраструктурным проектам. Насколько успешно они реализуются?

— Мы продолжаем строить  Комплекс защитных сооружений, Кольцевую автомобильную дорогу — важнейшие, жизненно важные для города объекты.  Мы приложили немало усилий, чтобы сдвинуть с мертвой точки строительство дамбы, которое два десятка лет было заморожено. Я очень рада, что в этом проекте нас поддержал Президент, и через три года дамба должна быть готова. Строительство Кольцевой автодороги тоже в первые годы не ахти как двигалось, теперь же идет семимильными шагами — опять же благодаря поддержке федерального центра.

Из новых проектов я бы назвала Орлов-ский тоннель под Невой и Западный скоростной диаметр — оба они получили поддержку Инвестиционного фонда России и будут реализовываться на принципах частно-государственного партнерства.

За последние годы мы ввели в строй ряд новых заводов. Среди них «Ижорский трубный завод» компании «Северсталь» по производству труб большого диаметра для нужд нефтяной и газовой промышленности. Завод выпускает продукцию в том числе и для строительства Северо-Европейского газопровода. В Колпино построен завод немецкой компании «Кнауф» по производству гипсокартонных листов. Это поможет нам и другим российским регионам в наращивании жилищного строительства, реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

В Петербурге открыты завод «Русский стандарт» и завод по производству бытовой техники компании «Бош­-Сименс», строится завод по изготовлению современной упаковки международной компании «Алкан Пэкеджинг».

Совместно с группой шанхайских компаний мы реализуем крупный проект «Балтийская жемчужина» — здесь открыт уже новый бизнес-центр.  Строим новый морской пассажирский терминал для швартовки океанских круизных лайнеров, современный футбольный стадион на 65 тысяч зрителей, вторую сцену Мариинского театра, начата реализации стратегического проекта по модернизации острова Новая Голландия. Совместно с Минтрансом мы провели международный конкурс на строительство нового здания аэропорта «Пулково».  Ведется проектирование трассы нового вида пассажирского транспорта «Надземный экспресс».

Мы создали инвесторам все условия для работы. В результате к нам  пришли многие отечественные и зарубежные компании с мировым именем. Среди них «Внешторгбанк», «Совкомфлот», «Сибур-холдинг», «Газпром-нефть», «Роснефть», «Транснефть», «Лукойл». Одним из наиболее важных практических результатов петербургской инвестиционной стратегии стал приход в город целой группы мировых автомобильных гигантов: «Тойота», «Ниссан», «Дженерал Моторс», «Сузуки». Совсем недавно в микрорайоне Каменка заложили первый камень в строительство завода компании «Ниссан». А во втором полугодии в промзоне Шушары уже войдет в строй завод по сборке автомобилей концерна «Тойота».

Только за последний год объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики города увеличился почти в четыре раза по сравнению с 2005 г. и превысил 5 млрд. долларов. Это рекордные темпы роста инвестиций среди всех российских регионов. Очень важно, что инвестиции вкладываются в основном в реальный сектор экономики, в создание современных, наукоемких производств. Это отвечает как интересам города, так и интересам бизнеса, потому что путь инноваций, я считаю, — это главный путь, по которому пойдет развитие отечественной экономики.

Дата: 03.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (102)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!