1 стр. из 1
О венчурных фондах
Венчурный фонд как инструмент рынка коллективных инвестиций представляет собой закрытый паевой инвестиционный фонд (ПИФ) и относится к категории особо рисковых (венчурных) инвестиций. Данный тип фондов специализируется на создании бизнеса с начальной стадии — за счет аккумулирования средств и их инвестирования в проекты реального сектора экономики с потенциально высокой доходностью. Причем, чем более ранняя стадия развития компании, тем выше вероятность получения большей доходности. Подобные инвестиции связаны с повышенным риском, отсюда и возникло название.
Термин «венчурное инвестирование» в странах Европы появился в 1950-х гг. с наступлением очередного этапа научно-технической революции. Во многом поэтому венчурные инвестиции сейчас часто связывают с развитием и внедрением технологий. На высокотехнологических рынках до сих пор можно получить значительную доходность.
Схема работы закрытых ПИФов венчурных инвестиций
Управляющая компания за счет средств инвесторов, составляющих активы ПИФа, выкупает часть акционерного (уставного) капитала компании-объекта инвестирования. Используя эти средства, компания-объект развивается и увеличивает свою стоимость. Поскольку основной инвестиционной задачей является рост капитализации компании-объекта, как правило, прибыль не распределяется среди акционеров, а реинвестируется. Через некоторое время управляющая компания осуществляет обратный процесс продажи приобретенных ей акций, фиксируя прибыль от данной инвестиционной сделки.
Механизмы привлечения финансирования
Механизмы привлечения венчурного финансирования достаточно разнообразны. К наиболее распространенным из них можно отнести прямое участие в формировании уставных капиталов, размещение дополнительных выпусков акций, привлечение средств через выпуски облигационных займов, получение кредитов и иные формы заимствований.
Рынок коллективных инвестиций предлагает два эффективных механизма привлечения дополнительного финансирования в венчурные проекты: это конструкции закрытых ПИФов прямых инвестиций и ПИФов особо рисковых (венчурных) инвестиций. Обе эти категории фондов схожи между собой по функциям, инструментарий практически един, привлечь прямые инвестиции компании могут и на начальной стадии развития. По сути, большинство фондов прямых инвестиций, работающих в России, предлагают венчурные инвестиции.
В отношении венчурного фонда отсутствует ограничение, предусмотренное для фондов прямых инвестиций, касающееся недопустимости участия в учреждении компании-получателя инвестиций и первичном размещении ее акций, что вынуждает ПИФ прямых инвестиций постоянно выкупать дополнительные выпуски акций, чтобы обеспечить текущее финансирование компании и доведение участия в уставном капитале до контрольного пакета.
Венчурный инвестор на рынке коллективных инвестиций не может осуществлять финансирование проектов, связанных с развитием бизнеса аффилированных с инфраструктурными организациями структур. К таким организациям относятся специализированный депозитарий, регистратор, аудитор и оценщик. Также ограничения имеются на инвестирование проектов компаний финансового рынка, строительного, оценочного и туристического бизнеса.
Допустимые для размещения активы ПИФов венчурных инвестиций определены «Положением о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов». К ним относятся:
- доли участия в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, предоставляющие более 50% голосов;
- акции закрытых и открытых акционерных обществ;
- облигации, в случае если государственная регистрация их выпуска сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии или в отношении которых зарегистрирован проспект;
- векселя, в случае если не менее 51% обыкновенных акций акционерного общества составляют имущество фонда.
Статистика
На российском рынке фонды венчурных инвестиций — это относительно молодой инструмент. По данным статистики, на начало июня 2007 г. общее количество работающих венчурных фондов составляет 28, стоимость чистых активов — более 13,5 млрд. рублей.
О частно-государственном партнерстве
Термин «частно-государственное партнерство» (ЧГП) используется в контексте выработки конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства, одной из форм которого могут быть совместные проекты, осуществляемые на основе взаимной ответственности и взаимного интереса.
Основной аргумент в поддержку ЧГП в том, что и государственный, и частный секторы обладают собственными преимуществами, при объединении которых можно более эффективно действовать и достигать лучших результатов в сферах, где заметны «провалы рынка» или неэффективность государственного управления.
Всесторонняя поддержка высокотехнологичных и наукоемких областей экономики — один из основных факторов, который способен повлиять на скорость перехода России на инновационный путь развития, на интенсивный рост экономического потенциала регионов страны, на замещение сырьевого экспорта инновационными технологиями. Однако на сегодняшний день, по оценкам экспертов, объем венчурного инвестирования в данную сферу абсолютно не соответствует потенциалу страны. Потребность российского рынка в частном инвестиционном капитале на настоящий момент практически не удовлетворена.
Рынок коллективных инвестиций предлагает эффективный и прозрачный механизм, понятный и российским, и западным инвесторам, с помощью которого инновационная сфера может получить надлежащее финансирование и динамичное развитие, а инвесторы смогут рассчитывать на получение высокой прибыли. В популяризации данного института рынка коллективных инвестиций заинтересовано и государство как особый субъект, реализующий полномасштабные задачи поддержки предприятий реального сектора.
Система привлечения инвестиций через конструкцию венчурных ПИФов позволяет использовать административный ресурс как мощный катализатор привлечения прямых инвестиций в предприятия, консолидировать в рамках закрытого паевого инвестиционного фонда венчурных инвестиций частные и государственные ресурсы.
Рынок коллективных инвестиций предлагает инструмент, благодаря которому государство, осуществляя инвестиционные вложения в стоящие перед ним приоритетные задачи, имеет возможность реализовать данные проекты на условиях рационального, прозрачного и эффективного партнерства путем консолидации рыночных и государственных финансовых ресурсов через конструкцию ПИФов венчурных инвестиций, построенного на принципе баланса интересов.
Частно-государственное партнерство — это довольно новое явление для российской экономики. И все же уже сейчас можно говорить о поступательном развитии данного направления на общероссийском рынке.
Примеры успешного сотрудничества государства и бизнеса
1. На федеральном уровне за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации было создано ОАО «Российская венчурная компания» («РВК») — юридическое лицо со стопроцентным государственным участием. Цель деятельности компании — формирование инновационной системы и модернизация экономики путем инвестирования в создание 8–12 венчурных фондов по всей стране, которые в свою очередь должны профинансировать становление около 100–200 российских предприятий. Финансовое участие «РВК» в венчурных фондах будет ограничено объемом 49% от ее средств, а остальные 51% средств будут предоставлены частными венчурными инвесторами. Таким образом, руководство венчурными фондами будут осуществлять частные инвесторы, а «РВК» сохранит необходимый контроль за целевым использованием ресурсов такого фонда.
2. Венчурные проекты, запущенные по результатам проведенного Министерством экономического развития и торговли России в 2005 и 2006 гг. федерального конкурса на организацию частно-государственных венчурных закрытых ПИФов, инвестиции которых должны направляться в малые предприятия научно-технической сферы. В настоящее время эти проекты работают в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Красноярском крае, Томской области, Пермском крае, Калужской, Волгоградской, Тюменской, Воронежской и Самарской областях и в Республике Мордовия.
3. Формирование закрытых паевых ипотечных фондов под управлением Управляющей компании «Ямал» закладными Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Агентство было создано Правительством Российской Федерации в 1997 г. в форме открытого акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом. Основным направлением деятельности АИЖК является обеспечение ликвидности российских коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные жилищные кредиты населению, за счет покупки прав требований по таким кредитам на средства, привлекаемые путем размещения облигаций Агентства на фондовом рынке.
Материал предоставлен компанией IMAC, www.imac.ru
Дата: 03.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (102)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!