Подготовка кадров для мостостроения: требуются инженеры-мостовики

1 стр. из 1

На железных дорогах России существует около 90 тыс. искусственных сооружений общей длиной почти 2,5 тыс. км. Основной вид сооружений — мосты, их около 50 тыс. Эти данные прозвучали на IV Санкт-Петербургском международном форуме «Мир мостов».

Такое хозяйство требует постоянного внимания, обновления, строительства новых мостов, обследования, реконструкции и ремонта сооружений, — сказал на форуме С. В. Мозалев,  директор Ассоциации мостостроителей (АМОСТ), заострив внимание на очень важной для отечественного мостостроения проблеме — подготовке кадров. Он также подчеркнул, что это основа и источник любой отрасли.

— Концепция образования в области мостостроения, сложившаяся в России, предполагает основательную проработку фундаментальных дисциплин: математики, физики, строительной физики, теоретической и строительной механики, строительных материалов, технологии строительства, гидравлики, механики грунтов, экономики строительства и многих других, — продолжил тему С. В. Мозалев.

Подготовку мостовиков  ведут 10 ведущих вузов страны: по два в Москве, Петербурге и Хабаровске и по одному в Новосибирске, Саратове, Перми, Омске. А поскольку спрос на инженеров-мостовиков чрезвычайно высок, то за последние пять лет открылось еще 7 новых вузов — в Иркутске, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Казани и Ростове.

Докладчик выразил свою обеспокоенность по поводу предстоящего перехода на двухуровневую систему образования, что связано с присоединением России к Болонскому договору.

— Представляется, что это присоединение не должно обязывать всех идти по пути слепого копирования европейских стандартов,— считает он. — Необходимо исходить  из национальных интересов и учитывать сложившуюся в России и уже оправдавшую себя систему подготовки кадров по типу специалитет (от слова специалист). Предлагаемый Болонским соглашением бакалавриат направлен на подготовку репродукторов, исполнителей, а магистратура — на подготовку специалистов для науки, разработчиков. Они не должны играть  ведущую роль в процессе подготовки мостовиков. Во главу угла должен быть поставлен специалист-инженер — продукт обучения и воспитания, психологически подготовленный к принятию оригинальных технических решений и способный в силу своей подготовки почти на интуитивном уровне предвидеть все трудности и опасности реализации своих замыслов.

Было отмечено еще одно узкое место — подготовка преподавательских кадров для вузов. Назрела необходимость разработки государственной программы «Преподавательские кадры». Она необходима прежде всего для того, чтобы закрепить в вузе способных к педагогической деятельности выпускников, которых сегодня не прельщает зарплата преподавателя. На эти цели могут и должны быть израсходованы средства государственного стабилизационного фонда.

Участники форума были единодушны в том, что для решения проблем подготовки кадров необходимо тесное взаимодействие вузов с организациями, занятыми проектированием, строительством и эксплуатацией мостов. Талантливые практикующие инженеры могут читать в вузах лекции и вести курсовые и дипломные проекты. Возможна и целевая  подготовка специалистов по заказу производственных компаний для выполнения конкретных задач в разных регионах страны и т. д.

— Сейчас без помощи бизнеса мы ничего практически сделать не сможем, — считает профессор В. Н. Смирнов, заведующий кафедрой «Мосты» ПГУПС. — Чем раньше мы это поймем, тем больше надежды на успех в решении проблем отечественного мостостроения. Острая нехватка специалистов мостовой специальности ощущается практически во всех регионах России. Всюду требуются мостовики. В обществе созрело понимание того, что отсутствие развитой железнодорожной сети становится препятствием для нормального развития экономики страны. На мой взгляд, на очереди стоит еще одна  национальная программа — «Дороги».

В. Н. Смирнов поднял также проблему кадров профессорско-преподавательского состава:
— Переживаемая в настоящее время смена поколений профессорско-преподавательского состава требует существенного «омолаживания» преподавательского контингента. Средний возраст педагогов нередко превышает 60 лет, а приход на кафедры молодой талантливой смены, способной сохранить существующие традиции «мостового братства» и обеспечить преемственность научных и педагогических школ, проблематичен. Это объясняется в основном причинами материального характера. Например, в Санкт-Петербурге гарантированный минимум месячной оплаты  труда составляет для профессоров около 13 тыс. рублей, для доцентов — 11 тыс. рублей, для ассистентов — 7,5 тыс.рублей. На такую зарплату в вуз высококвалифицированный специалист, занятый в строительстве, эксплуатации или проектировании мостов, не идет. Примечательно, что ежемесячная зарплата нашего выпускника сразу после окончания вуза часто оказывается значительно выше зарплаты профессора.

Положение усугубляется тем, что принятые поправки в бюджетном кодексе Российской Федерации обусловливают изменение финансового положения университетов. Альтернативой существующему статусу университета как государственного бюджетного учреждения становится статус автономного образовательного учреждения, который позволит сохранить финансовую самостоятельность вуза, но потребует от последнего полностью расплачиваться, так сказать, по счетам, не ожидая помощи от государства.

Вызывает опасения и тот факт, что в последние годы мостостроением занимается много новых фирм, не имеющих в штате достаточного количества специалистов-мостовиков. Мосты стали строить  и дорожники, и специалисты по гражданским сооружениям. А это увеличивает опасность некачественной работы, с которой можно бороться только повышением профессионализма в проектировании, строительстве и эксплуатации искусственных сооружений.

— Питерская школа мостовиков всегда гордилась интеграцией науки и производства, — считает С. В. Чижов, доцент кафедры «Мосты» ПГУПС. — На макроэкономическом уровне ощущается вакуум в части научно-информационного обеспечения, образовавшийся на месте отраслевых научных центров. Этот вакуум должны заполнить университетские центры России, вкладывая в обучение будущих мостостроителей инновационный характер современного производственного процесса.

— В подготовке кадров должны быть заинтересованы предприниматели-работодатели, — подчеркивает В. А. Быстров, заведующий кафедрой «мосты и тоннели» СПб ГАСУ, профессор, действительный член Академии транспорта.— Стратегия партнерства высшей школы и бизнеса находится на начальном уровне, хотя у нее есть будущее. Настало время законодательно закрепить социальную ответственность бизнеса за качество подготовки специалистов. Все исследования показывают: вложение в недвижимость приносит кредиторам в среднем прибыль по общим кредитам — 20%, в высокие технологии — до 40%, а в профессиональное мастерство людей (наивысшее богатство) — до 300% годовых прибыли. Вот что мы должны ценить.

Работодатели должны быть привлечены к подготовке дипломированных инженеров-мостовиков, проводя при этом мониторинг труда и определяя реальные потребности в кадрах.  Они на определенных условиях, отраженных в договорах, должны гарантировать кредит, стипендию и трудоустройство специалистов, которые подготовлены в соответствии с их же требованиями. Подготовка инженеров будет основательнее и качественнее, если сами потребители кадров будут участвовать в разработке профессиональных образовательных стандартов. Но пока нет для этого правовой базы, быстрого решения ожидать, к сожалению, не приходится.

Профессор Быстров привел в пример опыт США в подготовке кадров уникальных специальностей в условиях их дефицита. Суть заключается в том, что ведущие американские университеты проводят кампании по сбору капитала для пополнения своих бюджетов в связи с сокращением государственного ассигнования. И этот процесс активизируется. Только в 2006 г. двадцать пять самых крупных университетов США собрали около  $1–1,5 млрд. для технического оснащения лабораторий, исследовательских центров и аудиторий. Здесь любят повторять: «В США хорошие дороги и мосты не потому, что мы богаты, а мы богаты потому, что у нас есть хорошие дороги и мосты».

Мосты — это сложные технические сооружения, их строительство — многоступенчатый творческий процесс. Усложняются задачи проектирования, строительства, совершенствуются системы управления и эксплуатации этих многочисленных искусственных сооружений. В этой связи проблемы подготовки кадров для мостостроения требуют кардинального решения. Не случайно вот уже четвертый год подряд обсуждение этих проблем занимает важное место на проходящих в Петербурге международных форумах «Мир мостов». Вывод очевиден: чтобы обеспечить качество подготовки инженерных кадров для мостостроения на уровне современных требований, необходимо объединить потенциал вузов, научных, производственных, государственных организаций и главное — бизнеса.

Дата: 03.09.2007
Татьяна Малахова
"Петербургский строительный рынок" 8 (102)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!